Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: оценить уровень коммуникативных особенностей у учителей начальных классов.
Задачи:
1. Дать понятие компетентность, компетенция и профессиональная компетентность.
2. Определить сущность профессиональной компетентности учителя начальных классов с младшими школьниками.
3. Рассмотреть основные требования к учителю начальных классов.
4. Провести исследование в виде тестирования с учителями начальных классов, и сделать анализ результатов.

Файлы: 1 файл

проф комптентность у н к.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

Наиболее упрошенная модель, отражающая категорию качества педагогической деятельности, включает три ее уровня:

12

  1. нормативный
  2. преобразующий
  3. творческий

Нормативный уровень характерен для преподавателей, ориентированных на стандарт, эталонное качество педагогической деятельности, стремящихся к его сохранению и поддержанию.

Преобразующий уровень качества предполагает достижение позитивного результата педагогической деятельности за счет освоения и поиска нового, которое уже, как правило, где-то, кем-то реализуется. Преподаватели, работающие на этом уровне качества, более полно отражают свою индивидуальность в педагогической деятельности, для них характерен ориентир на нормы индивидуального прогресса.

Творческий уровень - в большей степени ориентирован на нормы, идеалы, устанавливающие перспективные цели в данном виде деятельности, и индивидуальные нормы. Он характерен для преподавателей, занимающихся исследовательской работой, имеющих собственные методики преподавания, постоянно находящихся в творческом поиске.

1.5 Виды профессиональной компетентности учителя.

Профессиональная компетентность учителя включает в себя готовность, стремление трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности и второе  стремление и готовность жить в гармонии с самим собой  и с окружающими.

Каждая из этих компетентностей разделена на общую профессиональную компетентность, специальную профессиональную компетентность, 

13

социально-психологическую и специальную социально-психологическую компетентность.

Общая профессиональная компетентность определяется как общепрофессиональные знания, умения, навыки, способности, а также готовность их актуализироватьв сфере деятельности

Специальная профессиональная компетентность - степень и вид профессиональной готовности учителя и наличие у него профессиональных  необходимых способностей для выполнения определенной профессиональной деятельности.

Общая социально-психологическая компетентность – готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. В составе рассматриваются компетентности

  1. Социальные- это толерантность, ответственность, способность работать в коллективе,
  2. Персональные – это готовность и стремление к саморазвитию. самосовершенствованию, самообразованию, рефлексия, креативность.
  3. Информационные: владение новыми технологиями их использование.
  4. Экологические: экологическая ответственность, основанная на знании общих законов развития общества и природы.
  5. Валеологические – это  готовность и стремление к ведению здорового образа жизни.

 

14

  1. Специальная –  это готовность и способность мобилизовать профессионально важные качества, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности.

Чтобы быть высококвалифицированным учителем и главное обладать хорошими качествами, уметь общаться с детьми и внутри любого коллектива, владеть своими эмоциями, я считаю это главное для педагога, и чтобы быть таким нужно учиться работать над собой и самосовершенствоваться.

1.6  Критерии определения компетентности  и компетенции учителя.

Первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение «жизненным навыкам»,  а это справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем.  Второе овладевать «надпредметными умениями» это все, что связанно с учебным процессом:  обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения. Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.

К общепедагогическим компетентностям относят, следующие:

1.повышать  свою квалификацию или полностью  переучиваться; 
2. быстро оценивать ситуацию и свои возможности; 
3. самостоятельно учиться; 
4.  принимать решения и нести за них ответственность; 
5.  адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда; 

15

6.  нарабатывать  новые способы деятельности или  трансформировать прежние с целью  их оптимизации.

Образовательные компетенции учителя:

  1. Ценностно-смысловая компетенция.  Компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

 

  1. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

 

  1. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами.

16

Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

 

  1. Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

 

  1. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

 

  1. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

 

  1. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Общепредметные  компетенции учителя.

Моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем. Цели образования на каждом этапе определяются

 

17

особенностями функционирования образовательного учреждения и представляют собой прогнозируемые и диагностируемые комплексы образовательных результатов, общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной деятельности и образовательной компетенции,  уровня развития личности учителя, связанного с качественным содержанием образования.

Состав общепредметной образовательной компетенции конкретизируется на уровне учебных предметов. Компетентность будет нести в себе многофункциональную сущность, необходимую в производственной деятельности человека, его социально-экономических и межличностных отношениях.

Компоненты общепредметного содержания определяют системообразующую основу отдельных ступеней обучения. Также они осуществляют межпредметную интеграцию.

Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.

  1. культурой коммуникации при взаимодействии с людьми
  2. умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования
  3. умением передавать свою информацию другим.

Содержание общепредметного образования выступает в виде уровней:

18

  1. общего теоретического представления. Выступает в виде представления о составе, структуре и функциях социального опыта в его педагогической трактовке.
  2. учебного предмета. Здесь конкретизируется представление учителя о том, чему нужно учить. При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его функция в общем образовании
  3. учебного материала. Речь идет о конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах и упражнениях, которые составляют содержание учебников, пособий и других материалов для учителя и учащихся
  4. взаимодействие  учителя и ученика.
  5. результат обучения

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую систему:

1.научных знаний;

2.способов деятельности (умения  действовать по образцу);

3. опыта творческой деятельности  в форме умения принимать эффективные  решения в проблемных ситуациях;

4. опыта эмоционально-ценностного  отношения к природе, обществу и человеку и природы.

5.Валеологические – это  готовность и стремление к ведению здорового образа жизни.

 

 

19

  1. Специальная –  это готовность и способность мобилизовать профессионально важные качества, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности.

Чтобы быть высококвалифицированным учителем и главное обладать хорошими качествами, уметь общаться с детьми и внутри любого коллектива, владеть своими эмоциями, я считаю это главное для педагога, и чтобы быть таким нужно учиться работать над собой и самосовершенствоваться.

1.7  общая характеристика  профессиональной компетентности учителя     начальных классов.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.

Педагогическое мастерство - это совокупность личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.

Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и

20

умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями.

Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.

Информация о работе Профессиональная компетентность учителя начальных классов