Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: оценить уровень коммуникативных особенностей у учителей начальных классов.
Задачи:
1. Дать понятие компетентность, компетенция и профессиональная компетентность.
2. Определить сущность профессиональной компетентности учителя начальных классов с младшими школьниками.
3. Рассмотреть основные требования к учителю начальных классов.
4. Провести исследование в виде тестирования с учителями начальных классов, и сделать анализ результатов.

Файлы: 1 файл

проф комптентность у н к.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

Оборудование: методика  В.Ф. Ряховского тест «Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога».

30

Для проведения исследования понадобиться тест, для оценивания уровня коммуникативных особенностей педагога.

Порядок исследования. Тестирование происходит с каждым из учителей анонимно. Выдаётся стандартный бланк теста, где имеются нужные вопросы. На которые, необходимо ответить, за определенное время. В тесте содержится шестнадцать вопросов, нужно ответит— «да», «нет» или «иногда».

 Обработка и анализ результатов. При обработке полученных данных   полученные баллы суммируются, где за каждый ответ определенная сумма баллов «да» (2 балла), «иногда» (1 балл) и «нет» (0 баллов).  Максимально возможное количество баллов  - 32 балла, минимальное - 0 баллов.

Список вопросов.

  1. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
  2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  4. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  5. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  6. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

 

31

  1. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад?
  2. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  3. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это?
  4. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в очередь и будете томиться в ожидании?
  5. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  6. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?
  7. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
  8. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  9. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Интерпретация результатов теста.

30–32 балла — вы явно некоммуникабельны. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.

25–29 баллов — вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в

32

панику, то надолго выводят из равновесия.

19–24 балла — в известной степени вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.

14–18 баллов — у вас нормальная коммуникабельность. Вы охотно слушаете интересного собеседника, терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идете на встречу с незнакомыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, многословие вызывает у вас раздражение.

9–13 баллов — вы весьма общительны (порой даже без меры). Разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить.

4–8 баллов — общительность бьет из вас ключом. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому поводу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке.

3 балла и менее — ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых вы совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в своем окружении.

 

33

Вывод

По проведённому исследованию можно сказать, что двое  учителей общительные и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. С новыми людьми  сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.

У четырех учителей  нормальная коммуникабельность.  Охотно слушают интересного собеседника, терпеливы в общении с другими, доверчивы с незнакомыми людьми. В то же время не любят шумных компаний.

Двое учителей, весьма общительны (порой даже без меры). Разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам. Охотно знакомятся  с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить.

Анализ данного исследования показал, что у большинства учителей начальных классов преобладает нормальный уровень коммуникабельности, в следствии  обладают хорошей коммуникативной компетентностью.

 

 

 

 

 

 

 

34

Заключение

Компетентность, глубокие профессиональные знания. Обладание определённой компетенцией знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения. А главное применять полученные знания на практике. Компетентность учителя начальных классов состоит из множества различных  компонентов.  Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Они относятся к самой личности учителя, его информированности, общепрофессиональной деятельности, коммуникативность  в общении с семьей, учениками и коллективом, трудовому воспитанию. Направленность требований  на самосовершенствования учителя , общекультурным нормам, а прежде всего  на ученика младшего школьного возраста. Структурными компонентами компетентности являются, знания. Большое внимание уделяется именно ключевым компетентностям. В основе образовательной компетентности лежит структура учебной деятельности.         Компетентность занимает одно из подчиненных мест в общей системе требований к профессиональным характеристикам учителя начальной школы. Чтобы быть хорошим педагогом главное любить детей, обладать творческими способностями, быть коммуникабельным и эрудированным, владеть знаниями и умениями.  Педагог  всегда должен развиваться, учиться, получать знания, расширять свой кругозор, быть в курсе всех событий, «не стоять на месте», а это есть компетентность учителя начальных классов.

 

 

 

35

Список использованной литературы

  1. Зимняя И. А. Педагогическая психология -М., 1997.-480с.
  2. . Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1983
  3. Вишнякова А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся: Дис. … канд. пед. наук/ А.В. Вишнякова.- Оренбург, 2002.-172 с.
  4. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  5. Сайт: http://ru.wikipedia.org
  6. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований // Профессиональное образование. Столица. – № 1. – 2008
  7. Сайт: http://thisisme.ru/content/kompetentnost-kompetentsiya-kvalifikatsiya
  8. Толковый словарь Даля
  9. Джон Равен, Компетентность в современном обществе, : Когито-Центр, 2002
  10. Сайт: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/7666#sel=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

Содержание:

Введение……………………………………………………………………...  3

Глава  I.  Профессиональная компетнтность учителя начальных классов ……………………………………………………..….……………..   5

    1. Понятие компетентности……………….…………………………………   .5

1.3 Профессиональная компетентность учителя……………………………………….…….7

1.4 Структура профессиональной компетентности учителя ………………….……..10

1.7 Общая характеристика  профессиональной компетентности учителя     начальных классов………………………………………..………………………………....20

1.8  Основные требования к учителю начальных классов……………………………21 

1.9 Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов……………………………………………………………………………………………………………..23

 

Глава II.  Коммуникативная компетентность  у учителей младших школьников

2.1 Исследование и его особенности………………………………………………………29

2.2 Уровень коммуникативных особенностей у учителей начальных классов …………………………………………………………………………………………………………….…..30

Заключение………………………………………………………………………………………………35

Список использованной литературы……………………………………………………..36

 

 

 

2


Информация о работе Профессиональная компетентность учителя начальных классов