Профилактика конфликта - одно из направлений профессиональной деятельности специалиста социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования выявление наиболее приемлемых методов для определения и разрешения конфликтов в различных группах.
Задачи исследования:
1.Проанализироватьпедагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Подобрать необходимые методики для определения эмоционального настроя коллектива, психологического изучения конфликтов, определения причин конфликтного поведения

Содержание работы

Введение.

Глава I. Теоретические основы
§1 Понятие конфликта и его особенности.
§2 Профилактика конфликтов.

Глава II. Пути определения конфликтов
§1 Методики для определения эмоционального настроя коллектива
§2 Методы психологического изучения конфликтов
§3 Методы определения причин конфликтного поведения.
Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Методика и технология профилактики конфликтов в учреждениях дополнительного образования..doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)
Правительство города Москвы
Департамент образования  города Москвы

Московский  городской психолого-педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорофеева Мария Михайловна.

группы ПОМ 1.3

Профилактика конфликта - одно из направлений профессиональной деятельности специалиста социальной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Будрейка Надежда  Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012
Содержание

 

Введение.

 

Глава I. Теоретические основы

§1 Понятие конфликта и его особенности.

§2 Профилактика конфликтов.

 

Глава II.  Пути определения конфликтов

§1 Методики для определения эмоционального настроя коллектива

§2 Методы психологического изучения конфликтов

§3 Методы определения причин конфликтного поведения.

Заключение

 

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Каждый  человек на протяжении своей жизни  неоднократно сталкивается с разного рода конфликтами. Без конфликтов человеческая жизнь невозможна. Конечно, без них проще жить, но жизнь без конфликтов была бы скучна и однообразна.

Однако жизнь подбрасывает самые неожиданные конфликты и разнообразные конфликтные ситуации. Они были, есть и будут, пока существует человечество, каждый представитель которого имеет свой взгляд на мир, свое мнение, отличающееся от мнения другого. В сущности, там, где есть люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности, творчества, неизбежно возникают конфликтные ситуации. Например, вы хотите чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Вы переживаете неудачу и готовы обвинить окружающих вас людей в том, что вы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие — будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли верно, оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать  какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимания на то, как к вам относятся другие?

Чтобы найти правильное решение этой дилеммы, весьма полезно знать, что такое конфликт, как он развивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

Конфликт -  (столкновение) предельно обостренное противоречий, связанных с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт подразделяется на кратковременные и затяжные, явные  и скрытые, внутренние (внутриличностныне) и  внешние (меж личностные и межгрупповые) и т.д.

При конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, часто приводящие к стрессовой ситуации, выйти из которой бывает порой нелегко. Если не для всех, то для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтной ситуации, поскольку ни в школе, ни в вузе умению разрешать конфликты не обучают. Вместе с тем социальная психология и социальная педагогика накопили богатый эмпирический и теоретический материал.

Исследование  конфликтов в психологии

Психология  изучает сущность конфликта, его  генезис, эволюцию, классификацию, структуру, динамику, функции.

Психологи исследуют конфликты в различных  видах деятельности и сферах отношений:

в трудовых коллективах;

в научно-исследовательских коллективах;

в правоохранительных органах;

в воинских коллективах;

в спорте;

в среде  осужденных;

в педагогике;

в семейно-брачных  отношениях.

В период с 1930-х годов до середины 1970-х годов  психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали обобщающие работы. Во второй половине 1970-х годов появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала.

Конфликты в педагогике

В настоящее  время основное внимание в педагогике направлено на изучение следующих вопросов:

конфликты в коллективах школьников;

конфликты в педагогических коллективах;

анализ  педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене (учитель — родитель);

исследование подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов.

Проанализировав литературу по данной проблеме можно  выделить объект, предмет и методы исследования нашей курсовой работы.

Объектом нашего исследования является любой коллектив и коллектив имеющий конфликтную ситуацию.

Предметом исследования будет являться.

Цель нашего исследования выявление наиболее приемлемых методов для определения и разрешения конфликтов в различных группах.

Задачи  исследования:

1.Проанализироватьпедагогическую  литературу по проблеме исследования.

2.Подобрать необходимые методики для определения эмоционального настроя коллектива, психологического изучения конфликтов, определения причин конфликтного поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы

§1 Понятие конфликта и его особенности.

Источником  активности любого живого существа, в  том числе человека являются его потребности. Потребности, вызывая мотивацию («Я хочу!»), побуждают живое существо к деятельности. Одной из форм проявления активности, обеспечивающих под. держание жизненно важных связей с окружающим миром и возникающих в процессе деятельности, является общение - взаимодействие между субъектами в форме установления и развития контактов между ними. Во время контактов возникают межличностные отношения, и происходит удовлетворение тех или иных потребностей в той или иной форме.

Воспользуемся краткой, но наиболее обобщающей классификацией потребностей личности и рассмотрим их с точки зрения функционального подхода: какую основную функцию в жизни человека они выполняют.

  1. Биологические потребности. Сюда входят физиологические 
    потребности (удовлетворение голода, жажды, полового влечения и др.) и потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным, не испытывать страх, быть здоровым). Основная функция биологических потребностей — быть живым: обеспечить видовое и (или) индивидуальное существование человека.
  2. Социальные потребности. К ним относятся потребность в принадлежности к общности (необходимость находиться рядом с 
    людьми, быть признанным и принятым ими), потребность уважения (компетентность, достижение успехов, признание, авторитет) и др. Человек как вид закрепился в «стадном» существовании, и, таким образом, к чисто биологическим потребностям присоединяется требование не просто «быть живым», а «быть живым в стаде». Основная функция социальных потребностей: принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное место, 
    пользоваться вниманием окружающих, испытывая чувство значимости в форме любви, авторитета или власти среди себе подобных.
  3. Высшие потребности. К ним относятся познавательно-творческие (знать, понимать, уметь, исследовать, создавать что-либо 
    новое) духовные (познание смысла своего существования и смысла жизни), 
    нравственные и эстетические. Высшие потребности - реализация своих способностей, развитие собственной личности – наиболее полно способствуют самоактуализации человека. Если первые два вида потребностей присущи практически всем биологическим сообществам живой природы, то третий вид принадлежит только представителям человеческого сообщества. Именно наличие высших потребностей (если такую категорию, как потребности взять для анализа различий между живыми существами) является видовым признаком человека. Наличие и реализация этих потребностей выполняет функцию «очеловечивание» человека. (Очень важным фактором является форма удовлетворения потребностей на всех уровнях: они различны как у этнических групп, так и у отдельных людей.) Можно сказать, что история развития личности есть история развития ее потребностей.

В масштабах  жизнедеятельности человека общение, т.е. взаимодействие с другими людьми, является главным условием выживания, а также обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития личности.

Человеческое  сообщество по половому и возрастному  признакам состоит из мужчин, женщин и детей, что позволяет обобщенно представить все формы межличностного общения в виде следующей таблицы (морфологической матрицы).

Таблица 1

Фомы межличностного общения

 

 

Мужчина

Женщина

Ребенок

Мужчина

М+М

м+ж

М+Р

Женщина

Ж+М

Ж+Ж

Ж+Р

Ребенок

Р+М

Р+Ж

Р+Р


Задавая каждому представителю сообщества различные социальные роли, получим на пересечении строк и колонок все разнообразие и многоплановость вариантов взаимодействия между людьми:

МУЖЧИНА — МУЖЧИНА: отец — взрослый сын, друг — друг, брат — брат (взрослые), коллега — коллега, начальник — подчиненный и др.

МУЖЧИНА — ЖЕНЩИНА: начальник — подчиненная, муж — жена, коллега — коллега, любовник — любовница, отец — взрослая дочь, брат — сестра и др.

МУЖЧИНА — РЕБЕНОК: отец — сын (или дочь), учитель — ученик, тренер — ученик и др.

ЖЕНЩИНА — ЖЕНЩИНА: начальница — подчиненная, подруга — подруга, сестра — сестра, коллега — коллега, мать — взрослая дочь и др.

Аналогично могут  быть рассмотрены варианты социально-ролевых отношений пар ЖЕНЩИНА - РЕБЕНОК и РЕБЕНОК - РЕБЕНОК.

Так как жизнь — это  непрерывный процесс общения  в общественной и профессиональной деятельности и в личной жизни то в отношениях между членами этих пар часто возникают претензии — выраженное или скрытое недовольство людей друг другом, связанное, как правило, с неудовлетворением каких-либо потребностей.

В целом в качестве источников претензий (у одного из участников к другому или взаимные претензии) выступают противоречия, которые возникают там, где есть:

  1. рассогласования ценностных ориентации по нравственным 
    нормам, взглядам, убеждениям, различия в убеждениях и морально-нравственная несовместимость. Возникновение претензий в 
    таких случаях неизбежно;
  2. рассогласования ожиданий и позиций. Такое непонимание 
    обычно возникает между людьми, разными по возрасту, профессиональной принадлежности, жизненному опыту и интересам. И чем больше эти различия, тем глубже недопонимание между ними, которое может породить взаимную неприязнь;
  3. рассогласование знаний, умений, способностей, личностных 
    качеств. Различия в уровне образования приводят к тому, что люди 
    становятся малоинтересны друг другу. Существуют психологические барьеры из-за возможных индивидуальных различий интеллектуального характера («слишком умный!»), которые могут породить неприязнь и привести к вражде. Такие индивидуальные личностные различия в свойствах темперамента, как импульсивность, вспыльчивость, и такие черты характера, как стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и другие, порождают напряженность в человеческих отношениях;
  4. рассогласования в понимании, интерпретации информации. 
    Не все люди от природы наделены одинаковой способностью к 
    пониманию того, что происходит с ними и вокруг них. То, что 
    очевидно для одного человека, может стать неразрешимой проблемой для другого;
  5. рассогласования оценок, самооценок. В отношении себя и 
    ситуации у каждого из участников они могут быть адекватными, 
    заниженными или завышенными и не совпадать;
  6. рассогласования физических, эмоциональных и других со 
    стояний («сытый голодному не товарищ»);
  7. рассогласования целей, средств, методов деятельности. Потенциально взрывоопасной является ситуация, в которой два или  несколько человек имеют противоречивые, несовместимые друг с другом мотивы поведения. Каждый из них, преследуя свои личные цели, осознанно или неосознанно препятствует достижению целей другими индивидами;
  8. рассогласования функций управления;
  9. рассогласования экономических, технологических и других 
    процессов.

Наиболее  острая форма недовольства проявляется  как процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников.

В психологии подобные отношения определяются как конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными переживаниями. Каковы же источники противоречий, порождающих конфликты в процессе общения? С точки зрения понятия «система» общение — это объединение субъектов, предназначенное для удовлетворения одного или нескольких видов потребностей и создающих своим объединением межличностные отношения.

Данное  определение позволяет выявить  условия, при которых общение будет положительным, и основные источники взаимных претензий, которые могут перерасти в противоречие и завершиться конфликтом. Это, прежде всего, отношение к основной функции: если все субъекты (участники общения) одинаково понимают и принимают основную функцию, иными словами, если их потребности совпадают, — общение, даже при наличии взаимных претензий, будет носить характер сотрудничества, здоровой конкуренции и приведет к положительным результатам. Так в успешно работающем производственном коллективе все сотрудники вносят свой профессиональный и психологический вклад (не всегда даже видимый!) в его работу. В дружной семье все ее члены поддерживают и усиливают друг друга.

Но  отношение к основной функции  может не совпадать, потому что интересы людей существенно различны, а потребности их таковы, что зачастую могут быть удовлетворены лишь за счет нарушения интересов других людей или пренебрежения ими.

Таким образом, межличностные отношения — новое системное качество, которое появляется в процессе общения, — либо усиливает общающихся субъектов, либо служит причиной возникновения недовольства споров, претензий и конфликта между ними. Основная функция системы «общения субъектов — удовлетворение потребностей».

Рассмотрим  способы, посредством которых система реализует свою основную функцию на каждом из уровней потребностей и соответственно, корни возникновения конфликтов.

На  биологическом уровне удовлетворения потребностей претензии возникают из-за отсутствия достаточного количества пищи либо ее соответствующего качества, жилья («своей территории»), желаемого партнера по сексу и так далее. Претензии также возникают из-за индивидуальных различий между людьми: предпочтение различной пищи, различных вариантов отдыха, планирования семьи и т.д.

Информация о работе Профилактика конфликта - одно из направлений профессиональной деятельности специалиста социальной сферы