Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:50, курсовая работа
Цель нашего исследования выявление наиболее приемлемых методов для определения и разрешения конфликтов в различных группах.
Задачи исследования:
1.Проанализироватьпедагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Подобрать необходимые методики для определения эмоционального настроя коллектива, психологического изучения конфликтов, определения причин конфликтного поведения
Введение.
Глава I. Теоретические основы
§1 Понятие конфликта и его особенности.
§2 Профилактика конфликтов.
Глава II. Пути определения конфликтов
§1 Методики для определения эмоционального настроя коллектива
§2 Методы психологического изучения конфликтов
§3 Методы определения причин конфликтного поведения.
Заключение
Список литературы
Московский
городской психолого-
Дорофеева Мария Михайловна.
группы ПОМ 1.3
Профилактика конфликта - одно из направлений профессиональной деятельности специалиста социальной сферы.
Научный руководитель:
Будрейка Надежда Николаевна
Введение.
Глава I. Теоретические основы
§1 Понятие конфликта и его особенности.
§2 Профилактика конфликтов.
Глава II. Пути определения конфликтов
§1 Методики для определения эмоционального настроя коллектива
§2 Методы психологического изучения конфликтов
§3 Методы определения причин конфликтного поведения.
Список литературы
Введение.
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с разного рода конфликтами. Без конфликтов человеческая жизнь невозможна. Конечно, без них проще жить, но жизнь без конфликтов была бы скучна и однообразна.
Однако жизнь подбрасывает самые неожиданные конфликты и разнообразные конфликтные ситуации. Они были, есть и будут, пока существует человечество, каждый представитель которого имеет свой взгляд на мир, свое мнение, отличающееся от мнения другого. В сущности, там, где есть люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности, творчества, неизбежно возникают конфликтные ситуации. Например, вы хотите чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Вы переживаете неудачу и готовы обвинить окружающих вас людей в том, что вы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие — будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли верно, оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.
Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимания на то, как к вам относятся другие?
Чтобы найти правильное решение этой дилеммы, весьма полезно знать, что такое конфликт, как он развивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.
Конфликт - (столкновение)
предельно обостренное
При конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, часто приводящие к стрессовой ситуации, выйти из которой бывает порой нелегко. Если не для всех, то для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтной ситуации, поскольку ни в школе, ни в вузе умению разрешать конфликты не обучают. Вместе с тем социальная психология и социальная педагогика накопили богатый эмпирический и теоретический материал.
Исследование конфликтов в психологии
Психология изучает сущность конфликта, его генезис, эволюцию, классификацию, структуру, динамику, функции.
Психологи
исследуют конфликты в
в трудовых коллективах;
в научно-исследовательских коллективах;
в правоохранительных органах;
в воинских коллективах;
в спорте;
в среде осужденных;
в педагогике;
в семейно-брачных отношениях.
В период с 1930-х годов до середины 1970-х годов психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали обобщающие работы. Во второй половине 1970-х годов появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала.
Конфликты в педагогике
В настоящее время основное внимание в педагогике направлено на изучение следующих вопросов:
конфликты в коллективах школьников;
конфликты в педагогических коллективах;
анализ
педагогических условий профилактики
и преодоления конфликтных
исследование подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов.
Проанализировав литературу по данной проблеме можно выделить объект, предмет и методы исследования нашей курсовой работы.
Объектом нашего исследования является любой коллектив и коллектив имеющий конфликтную ситуацию.
Предметом исследования будет являться.
Цель нашего исследования выявление наиболее приемлемых методов для определения и разрешения конфликтов в различных группах.
Задачи исследования:
1.
2.Подобрать необходимые методики для определения эмоционального настроя коллектива, психологического изучения конфликтов, определения причин конфликтного поведения
Глава I. Теоретические основы
§1 Понятие конфликта и его особенности.
Источником активности любого живого существа, в том числе человека являются его потребности. Потребности, вызывая мотивацию («Я хочу!»), побуждают живое существо к деятельности. Одной из форм проявления активности, обеспечивающих под. держание жизненно важных связей с окружающим миром и возникающих в процессе деятельности, является общение - взаимодействие между субъектами в форме установления и развития контактов между ними. Во время контактов возникают межличностные отношения, и происходит удовлетворение тех или иных потребностей в той или иной форме.
Воспользуемся краткой, но наиболее обобщающей классификацией потребностей личности и рассмотрим их с точки зрения функционального подхода: какую основную функцию в жизни человека они выполняют.
В масштабах жизнедеятельности человека общение, т.е. взаимодействие с другими людьми, является главным условием выживания, а также обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития личности.
Человеческое сообщество по половому и возрастному признакам состоит из мужчин, женщин и детей, что позволяет обобщенно представить все формы межличностного общения в виде следующей таблицы (морфологической матрицы).
Таблица 1
Фомы межличностного общения
Мужчина |
Женщина |
Ребенок | |
Мужчина |
М+М |
м+ж |
М+Р |
Женщина |
Ж+М |
Ж+Ж |
Ж+Р |
Ребенок |
Р+М |
Р+Ж |
Р+Р |
Задавая
каждому представителю
МУЖЧИНА — МУЖЧИНА: отец — взрослый сын, друг — друг, брат — брат (взрослые), коллега — коллега, начальник — подчиненный и др.
МУЖЧИНА — ЖЕНЩИНА: начальник — подчиненная, муж — жена, коллега — коллега, любовник — любовница, отец — взрослая дочь, брат — сестра и др.
МУЖЧИНА — РЕБЕНОК: отец — сын (или дочь), учитель — ученик, тренер — ученик и др.
ЖЕНЩИНА — ЖЕНЩИНА: начальница — подчиненная, подруга — подруга, сестра — сестра, коллега — коллега, мать — взрослая дочь и др.
Аналогично могут быть рассмотрены варианты социально-ролевых отношений пар ЖЕНЩИНА - РЕБЕНОК и РЕБЕНОК - РЕБЕНОК.
Так как жизнь — это непрерывный процесс общения в общественной и профессиональной деятельности и в личной жизни то в отношениях между членами этих пар часто возникают претензии — выраженное или скрытое недовольство людей друг другом, связанное, как правило, с неудовлетворением каких-либо потребностей.
В целом в качестве источников претензий (у одного из участников к другому или взаимные претензии) выступают противоречия, которые возникают там, где есть:
Наиболее острая форма недовольства проявляется как процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников.
В психологии подобные отношения определяются как конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными переживаниями. Каковы же источники противоречий, порождающих конфликты в процессе общения? С точки зрения понятия «система» общение — это объединение субъектов, предназначенное для удовлетворения одного или нескольких видов потребностей и создающих своим объединением межличностные отношения.
Данное определение позволяет выявить условия, при которых общение будет положительным, и основные источники взаимных претензий, которые могут перерасти в противоречие и завершиться конфликтом. Это, прежде всего, отношение к основной функции: если все субъекты (участники общения) одинаково понимают и принимают основную функцию, иными словами, если их потребности совпадают, — общение, даже при наличии взаимных претензий, будет носить характер сотрудничества, здоровой конкуренции и приведет к положительным результатам. Так в успешно работающем производственном коллективе все сотрудники вносят свой профессиональный и психологический вклад (не всегда даже видимый!) в его работу. В дружной семье все ее члены поддерживают и усиливают друг друга.
Но отношение к основной функции может не совпадать, потому что интересы людей существенно различны, а потребности их таковы, что зачастую могут быть удовлетворены лишь за счет нарушения интересов других людей или пренебрежения ими.
Таким образом, межличностные отношения — новое системное качество, которое появляется в процессе общения, — либо усиливает общающихся субъектов, либо служит причиной возникновения недовольства споров, претензий и конфликта между ними. Основная функция системы «общения субъектов — удовлетворение потребностей».
Рассмотрим способы, посредством которых система реализует свою основную функцию на каждом из уровней потребностей и соответственно, корни возникновения конфликтов.
На биологическом уровне удовлетворения потребностей претензии возникают из-за отсутствия достаточного количества пищи либо ее соответствующего качества, жилья («своей территории»), желаемого партнера по сексу и так далее. Претензии также возникают из-за индивидуальных различий между людьми: предпочтение различной пищи, различных вариантов отдыха, планирования семьи и т.д.