Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:50, курсовая работа
Цель нашего исследования выявление наиболее приемлемых методов для определения и разрешения конфликтов в различных группах.
Задачи исследования:
1.Проанализироватьпедагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Подобрать необходимые методики для определения эмоционального настроя коллектива, психологического изучения конфликтов, определения причин конфликтного поведения
Введение.
Глава I. Теоретические основы
§1 Понятие конфликта и его особенности.
§2 Профилактика конфликтов.
Глава II. Пути определения конфликтов
§1 Методики для определения эмоционального настроя коллектива
§2 Методы психологического изучения конфликтов
§3 Методы определения причин конфликтного поведения.
Заключение
Список литературы
В человеческом сообществе биологические потребности реализуются через социальные формы. Чаще всего причиной неразрешимости всех претензий является отсутствие материальных возможностей.
На социальном уровне очень сильны конфликтные ситуации, одна часть которых корнями уходит в биологический уровень (материальный доход), а вторая — вытекает из психологической потребности самоутвердиться — быть значимым в обществе. Комплексное и крайнее проявление этой тенденции — власть ради власти, т.е. возможность распоряжаться судьбами себе подобных.
При реализации человеком своих потребностей в интеллектуальном и творческом видах деятельности может быть создан продукт, который обеспечит его создателю социальный престиж и материальный достаток. Рост социального престижа в творческой деятельности (умный, талантливый и т.д.), и материальные возможности, которые обеспечивают ее результаты (скульптуры, книги, фильмы, изобретения, картины и т.д.) часто вызывают зависть у других людей и также становятся предлогами для конфликтов, корни которых уходят в первый и второй уровни. В историческом плане развития, как человечества, так и отдельного человека потребности развиваются в их постоянном взаимодействии и влиянии друг на друга, определяя и обусловливая появление обратного влияния: не только «снизу вверх», но, с определенного периода, и «сверху вниз». Так, истинное религиозное мировоззрение определяет и пронизывает жизнь человека «на всех уровнях».
Неприязнь (вражда) между людьми, когда она уже возникла, становится трудно устранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные переживания весьма устойчивы, возникают автоматически и с трудом контролируются сознанием.
Таким образом, если источники возникновения конфликтов лежат в биологической природе человека, то способы выхода из конфликтов всецело зависят от уровня «очеловеченности» его участников.
Источники и функции конфликтов в социальной сфере.
Конфликт в отличие от спора имеет более обостренное, часто до предела обостренное противоречие. Коллективное решение той или иной проблемы показывает, что мы, прежде всего, имеем разные мотивы и интересы.
Источники конфликтов — это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:
знаний, умений, способностей, личностных качеств;
функций управления;
эмоциональных, психических и других состояний;
технологических, экономических и других процессов;
целей, средств, методов деятельности;
мотивов, потребностей, ценностных ориентации;
взглядов, убеждений;
в понимании, интерпретации информации;
ожиданий, позиций;
оценок и самооценок.
Выделяются два основных блока функций конфликта. В первом рассматривается влияние конфликта на основных участников, во втором — на социальное окружение.
1. Влияние конфликта на основных участников
Конструктивные функции:
Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, нерадивости отдельных работников, высвечивает «узкие» места, нерешенные вопросы, факты недостаточ-НЬ1^ ной деловитости и порядочности. При завершении конфликтов в более чем 65 % случаев удается полностью или частично разрешить противоречия на их основе.
Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Они способствуют более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт, но и ценного в человеке. Приблизительно в 10—15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.
Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, яляющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.
Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.
Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После конфликтов по вертикали в 28% случаев повышается качество индивидуальной деятельности (в 17% качество деятельности руководителя ухудшается).
При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих. Заметно улучшается отношение к нему сослуживцев. Это происходит в 4 раза чаще, чем в отношении к участнику конфликта, который отстаивал в борьбе сомнительные цели.
Межличностные конфликты, будучи отражением противоречий социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.
Деструктивные функции:
Большинство конфликтов оказывают выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников.
Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, хешированием оппонентов. Статистика свидетельствует, что большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликтов. Огромным количеством жертв, как правило, сопровождаются межэтнические и межгосударственные конфликты.
Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.
Конфликт — деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются.
Конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию у человека негативной установки по отношению к нему и готовности действовать ему в ущерб.
Конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество выполнения своих обязанностей по работе. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта.
Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия.
Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что руководитель всегда прав, мнения о том, что в данном коллективе ничего нового внедрить не удастся.
2. Влияние
конфликта на социальное
Конструктивные функции:
Конфликт выступает как средство активизации социальной жиз ни группы или общества. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития. Выявлено, что в инновационных конфликтах именно новатор выступает его инициатором и часто добивается изменений. Одной из форм осуществления инновации является конфликт.
Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С помощью конфликта руководитель или группа регулирует поведение отдельных лиц. Конфликт может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения. Конфликт часто улучшает эффективность совместной деятельности коллектива. Межличностные конфликты в организациях влияют на эффективность совместной деятельности почти в 3 раза чаще положительно, чем отрицательно.
Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки. Обнажая противоречие, конфликт актуализирует гуманистические ценности.
Поскольку
основой возникновения
Известно, что конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей.
В научных коллективах
конфликты, обусловленные предметно-
Конфликт оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе. Обычно повышается трудовая дисциплина, руководители более чутко реагируют на нужды подчиненных, снимается напряженность в отношениях, устанавливается более доброжелательная обстановка. Это происходит почти в каждом втором конфликте.
Деструктивные функции:
Конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, организации.
Конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения в коллективе, на его социально-психологический климат.
Частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведут к снижению групповой сплоченности.
Во время конфликта почти в каждой третьей ситуации ухудшается качество совместной деятельности коллектива. После завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15— 16% ситуаций в случаях, когда:
конфликт не разрешился и постепенно затухает;
своих целей добился оппонент, который был не прав;
конфликт оказался длительным, и победа правого оппонента оказалась «пирровой»;
в конфликт оказались втянутыми многие члены социальной группы.
Влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различения конструктивных и деструктивных конфликтов, и часто очень трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого он конструктивен, а для кого — деструктивен.
Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов понимают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды.
Разрешение конфликта представл
Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
внутриличностную, т. е. методы воздействия на отдельную личность;
структурную, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
межличностную, определяющую методы или стили поведения в конфликтах;
группу переговоров;
область ответных агрессивных действий; эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.
Структура конфликта
Оппонент — это участник дискуссии, спора, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.
Для того чтобы раскрыть структуру конфликта, необходимо четко определить его составляющие. Итак, вначале разберемся в сущности некоторых понятий таких, как конфликт, инцидент, конфликтная ситуация и др.
Инцидент — действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Другими словами инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого
или
го противоборства двух или нескольких
сторон-участников каждый из которых имеет
свои цели, мотивы, средства или способы
решения проблемы, имеющей личную значимость
для каждого из ее участников, т.е. - это
накопившиеся противоречия содержащие
истинную причину конфликта.
Чтобы отличить конфликт от конфликтной ситуации, советуем запомнить следующую «формулу»: