Профилактика конфликта - одно из направлений профессиональной деятельности специалиста социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования выявление наиболее приемлемых методов для определения и разрешения конфликтов в различных группах.
Задачи исследования:
1.Проанализироватьпедагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Подобрать необходимые методики для определения эмоционального настроя коллектива, психологического изучения конфликтов, определения причин конфликтного поведения

Содержание работы

Введение.

Глава I. Теоретические основы
§1 Понятие конфликта и его особенности.
§2 Профилактика конфликтов.

Глава II. Пути определения конфликтов
§1 Методики для определения эмоционального настроя коллектива
§2 Методы психологического изучения конфликтов
§3 Методы определения причин конфликтного поведения.
Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Методика и технология профилактики конфликтов в учреждениях дополнительного образования..doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

На  тех же принципах основана «Модульная методика диагностики межличностных конфликтов» А. Я. Анцупова. Одни члены группы оценивают свои отношения с другими членами группы и их отношение к себе, кроме этого, оцениваются выполнение должностных обязанностей, ориентация на свои интересы и интересы организации, нравственные качества и профессиональные знания коллег. В результате выявляются конфликтные и полуконфликтные диады, лица, имеющие наибольшее число конфликтных отношений, и другие особенности отношений в группе (Анцупов, Шипилов, 1999).

Тест К. Томаса направлен на выявление репертуара поведенческих тенденций в противоречивых ситуациях. Человеку предлагается 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможных стратегий поведения. Испытуемый выбирает из каждой пары суждений то, которое он считает более соответствующим его типичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всего я бы повел себя таким образом»).

 

 Тест К. ТОМАСА «СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ» (фрагмент)

1  а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

6) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2   а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

'  б) Я пытаюсь  уладить дело с учетом всех  интересов другого и моих собственных. 

3   а) Обычно я  настойчиво стремлюсь добиться своего.

'  б) Я стараюсь  успокоить другого и главным  образом сохранить наши отношения.

16. а) Я стараюсь не  задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить  другого в преимуществах моей позиции.

19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы 
и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть все разногласия.

б) Я стараюсь найти  наилучшее сочетание выгод и  потерь для нас обоих. 30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю  такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Обработка ответов позволяет выявить, в  какой степени в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, уступок или поиска компромисса. Формулировки, составляющие вопросник, «очищены» от ситуативного контекста и потому дают возможность диагностировать именно личностные тенденции к преимущественному использованию каких-то стратегий.

Одним из излюбленных приемов выявления  свойственных человеку поведенческих стратегий в конфликтных ситуациях, который используют психологи, является предложение респонденту серии ситуаций, в которых он должен выбрать ту или иную стратегию поведения.

В этих целях используется широко известный тест Ф. Розенцвейга. Он состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуемому предлагается идентификация с одним из них. Слова его партнера призваны оказать эмоциональное воздействие на заполняющего тест, поскольку содержат явное или скрытое обвинение в его адрес или препятствуют удовлетворению его потребностей. Ответы испытуемого категоризируются в соответствии со специальной схемой. Тем самым можно выявить, в какой мере человеку свойственно реагировать на такие фрустрирующие ситуации поиском виноватого вовне, самообвинением и другими известными типами реакций. Существуют детский вариант теста Розенцвейга, а также созданная на основе методической идеи Розенцвейга модификация теста, адаптированная к организационным ситуациям нашей культуры.

Методика рисуночного  теста «Деловые ситуации» состоит из 20 рисунков, изображающих конфликтные ситуации производственного характера (рис. 4-3). Процедура опроса, обработки данных и интерпретации результатов аналогична тем, что используется в тесте Розенцвейга (Практическая психодиагностика, 1998).

 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 4-3. Фрагмент рисуночного теста «Деловые ситуации»  Н. Г. Хитровой

 

 

 

 

 

 

 

Аналогичные задачи, но в области изучения взаимодействия руководителя и его подчиненных, стратегий, избираемых руководителем в конфликтных ситуациях, Решает опросник А. А. Ершова (1977). Автор выделяет у руководителей первичных коллективов четыре основные сферы ценностных ориентации, которые актуализируются в конфликтных ситуациях: 1) ориентация на труд и его эффективность, ' ориентация на себя, свои взгляды, опыт, 3) ориентация на авторитет коллег и руководителей. 4) ориентация на официальную субординацию, права и обязанности. Методика состоит из 12 конфликтных ситуаций, дли каждой из которых предлагаются четыре варианта решений, соответствующих четырем возможным ориентациям.

 

ПРИМЕР  СИТУАЦИИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(А.  А. Ершов)

«Допустим, что Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает задание Вашему подчиненному, у которого уже имеется Ваше задание. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными. Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант решения возникшего конфликта из предложенных:

  1. буду строго придерживаться субординации и не буду оспаривать решения начальника (ориентация на официальный авторитет);
  2. все зависит от того, насколько авторитетен в моих глазах начальник (ориентация на 
    личность руководителя);
  3. выразив свое несогласие с решением начальника, предупрежу его о том, что впредь в 
    таких случаях буду отменять его задание (ориентация на себя);
  4. в интересах дела отменю задание начальника, приказав подчиненному сначала выполнить свое задание (ориентация на дело);

5)ваш вариант решения...»

 

 

Применительно к исследованию педагогического общения Э. И. Киршбаумом предложены ситуации взаимодействия учителя с учениками.

Опрашиваемый  в экспериментах Киршбаума учитель  становится объектом нападок и обвинений со стороны учащегося, оказывается в сложном положении во время урока и т.д. Фиксируются ответы испытуемых, которые, на основании результатов проведенных автором исследований, могут быть отнесены к одной из нескольких категорий: «репрессивные меры», «игнорирование конфликта», «ролевое воздействие» (типа «Я — педагог, он — ученик»), «выяснение мотивов», «стимул к собственному изменению» (использование инцидента в качестве обратной связи), «рефлексивные высказывания» (о возникающих переживаниях, состоянии и т. д.).

Для психологов, как и социальных педагогов, работающих с коллективами и организациями, важной задачей является решение проблемы диагностики потенциального уровня конфликтности в коллективе и прогнозирование возникновения реальных конфликтов. Для этих целей можно использовать традиционный метод социометрии позволяющий выявлять отвергающих друг друга членов коллектива или лиц имеющих низкий статус в коллективе. Специально же разработанных методических процедур, направленных на решение этой задачи, немного.


А. И. Тащева считает, что интерпретация человеком понятия «конфликт» позволяет уточнить особенности его восприятия конфликтной ситуации и поведения по отношению к партнерам. С этой целью ею предложена «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации» (1984), направленная на выявление семантического поля понятия конфликта.

ФРАГМЕНТ  «МЕТОДИКИ   ИССЛЕДОВАНИЯ   МЕЖЛИЧНОСТНОГО  ВОСПРИЯТИЯ" В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ» (А. И. Тащева)

 

Уважаемый товарищ!

Просим Вашей помощи в изучении смысла термина «конфликт». Результаты исследования будут использованы только в научных целях, анонимность Вашего участия гарантируется.

Инструкция  испытуемому

Перед Вами список слов, в  различной степени связанных  с понятием «конфликт». Слова в списке расположены в случайном порядке. Вам необходимо распределить все слова списка на отрезке прямой справа и слева от термина «конфликт» таким образом, чтобы расстояние между каждым словом и термином «конфликт» отражало их смысловую близость. Важны именно эти расстояния, справа и слева распределяются лишь для удобства, так как примерно в одной точке может быть помещено несколько слов.

 

Список синонимов

 

 

 

  1. Диспут
  2. Стычка
  3. Раздор
  4. Перебранка
  5. Столкновение
  6. Распря
  7. Брань
  8. Размолвка
  9. Сражение
  10. Несогласие
  11. Дискуссия
  12. Разлад
  13. Сканда<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" text-decoration: none; let

Информация о работе Профилактика конфликта - одно из направлений профессиональной деятельности специалиста социальной сферы