Профилактика отклоняющего поведения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснение причин, условий и факторов, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей психологов и педагогов. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретический анализ проблем развития младших школьников с отклоняющимся поведением……………………………………………………..6
Понятие отклоняющегося поведения в психологической литературе..6
Причины возникновения девиаций в младшем школьном возрасте...14
Глава 2. Экспериментальное исследование поведения младших школьников……………………………………………………………………....20
2.1 Организация и методы исследования по изучению отклоняющего поведения………………………………………………………………..20
2.2 Разработка рекомендаций отклоняющегося поведения…………….25
Заключение

Файлы: 1 файл

переделанная курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

Профилактика отклоняющего поведения в младшем школьном возрасте

Курсовая работа

 

Выполнила: студентка                                           Шарапова Гэрэлма

III курса 133  группа                                               ____________(подпись)

Научный руководитель:                                       Доржиева Т. В.

к.п.н., доцент БГУ                                                ____________(подпись)           

Работа защищена                                                  Оценка __________

«     »   май 2009 г.

 

Зав. кафедрой:                                                      Еланова Т.Р.

 

 

 

Улан-Удэ 2009

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Теоретический анализ проблем развития младших школьников  с отклоняющимся поведением……………………………………………………..6

    1. Понятие отклоняющегося поведения в психологической литературе..6
    2. Причины возникновения девиаций в младшем школьном возрасте...14

Глава 2. Экспериментальное исследование поведения младших школьников……………………………………………………………………....20

2.1 Организация  и методы исследования по изучению отклоняющего поведения………………………………………………………………..20

2.2 Разработка рекомендаций отклоняющегося поведения…………….25

Заключение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснение причин, условий и факторов, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей психологов и педагогов. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства с  рыночной экономикой. Тяжелое экономическое  положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Молодёжь участвует в военизированных формированиях политической организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления. Педагогам важно знать, что число нигде не учащихся подростков возросло среди правонарушителей на 40% с лишним. Уже эти данные свидетельствуют, что молодежь сегодня особенно нуждается в помощи воспитателей и наставников.

На наш взгляд, это одна из наиболее актуальных проблем, как общеобразовательных учреждений, так и современного социального  общества в целом. И основной задачей  школы, как меры профилактики девиантного поведения, является обеспечение каждого ребенка с учетом его психофизиологических возможностей, тем уровнем образования и воспитания, который поможет ему потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Цель  исследования – определение эффективных методов профилактики отклоняющего поведения младших школьников.

Объект  исследования – процесс личностного развития младших школьников

Предмет исследования – пути и методы профилактики отклоняющего поведения

Задачи  исследования:

  1. Раскрыть понятие и сущность отклоняющегося поведения;
  2. Охарактеризовать причины возникновения отклонений в младшем школьном возрасте;
  3. Подобрать методики по выявлению детей младшего школьного возраста с отклоняющимся поведением  или его предрасположенность.
  4. Разработать рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения  младших школьников.

Методологические  основы исследования:

  1. теории отклоняющегося поведения (Я. И. Гилинский, Д. И. Фельдштейн);
  2. труды В. С. Афанасьев, С. А. Беличева, А. Г.  Здравосмыслов, В. В. Королев, В. А. Кудрявцев, И. В. Маточкин рассматривают источники отклонений в контексте социальной стратификации;
  3. теория ситуационно – личностных качеств (А. Е. Личко, В. В, Ковалев, Г. Е. Сухарев);
  4. причины девиантного поведения (В. Г. Степанов).

Методы  исследования:

Теоретический – изучение психолого-педагогической и методической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ проблем  развития младших школьников с отклоняющимся  поведением

    1. Понятие отклоняющегося поведения  в использованной литературе

Первым в  России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который  в настоящее время употребляется  наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я. И. Гилинский.

До вхождения  в научный оборот понятия «девиантное поведение» для характеристики отклоняющегося от нормы поведения употреблялось понятие  «делинквентное поведение». Термин «девиантное поведение» распространялся  в зарубежной литературе, характеризуя повинность, психологическую склонность, «психологическую тенденцию к правонарушению» (Л. Доддер, Х. Каплан, Ф. Регди, Ф. Фельдман, Б. Шелдон и др.). Оно обозначало мелкие правонарушения и проступки, не достигающие преступления (криминала), наказуемого в судебном порядке [3,207].

Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам - ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В отечественной  литературе под девиантным (лат. deviatio – уклонение) поведением:

1. Поступок, действия  человека, не соответствующие официально  установленным или фактически  сложившимся в данном обществе  нормам, «будь то нормы психического  здоровья, права, культуры или  морали».

2.Социальное  явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В первом значении девиантное поведение является преимущественно  предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предметом социологии и социальной психологии. Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями (олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» в соответствии с правовыми нормами), возникла даже тенденция считать его «ненормальным». Поэтому следует подчеркнуть, что девиации как мутации в живой природе являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем девиантного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы. Они служат расширению индивидуального опыта. Возникающее на основе этого разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно - нравственном состоянии людей и их поведении является условием совершенствования общества, осуществления социального развития. Поскольку социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Социальные нормы служат средством ориентации социального поведения каждой личности или общности людей в определенной ситуации и средством контроля за их поведением со стороны общества. Социальные нормы (в отличие от других регуляторов общественного поведения) характеризуются: имперактивностью; единством предписывающего и оценочного моментов; наличием средств социальной оценки и контроля; наличием определенных социальных санкций; внешней формой выражения (например, юридические нормы проявляются в правовых актах, моральные - в общественном мнении, традициях, обычаях, религиозные - в священных писаниях и проповедях, эстетические - в художественных принципах, нормы общественных и государственных организаций и учреждений - в законах, уставах, положениях и т.п.). В социальных нормах отражается система общественных отношений (производственных, юридических, управленческих, нравственных, идеологических), оказывающих решающее влияние на формирование личности [12,11].

Тем не менее, социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Они носят социально - творческий характер: научный, технический, художественный, общественно - политический. Негативные девиации дисфункциональны, дезорганизуют систему, можно назвать социальной патологией: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид и др.  Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников).

Ряд ученых считает, что девиация - это граница между  нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, своеобразный эталон поведения. Это - нормы-идеалы.

Нормативность поведения личности может быть определена в соответствии с социально-психологическими нормативами общества и социокультурными особенностями конкретного района, региона. Известно, что в настоящее время таких нормативов просто нет. Следует отметить, что время существования норм может быть кратким, исчисляясь десятилетиями и даже годами, что происходит в настоящее время (динамическая норма как «живой процесс»). Сложность определения связана с недостаточностью информации о психологической норме, когда в современном обществе распространяются нормы криминальной субкультуры.

Итак, норму  в психологии можно рассматривать как эталон поведения, следование личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма (адаптивность и самоактуализация) должна сочетаться с креативностью индивида. Однако гармоничная норма не отражает устойчивых различий психологии людей разного возраста, наиболее существенных и ценных сторон их жизнедеятельности. Следовательно, должны существовать еще и возрастные ее варианты, учитывающие особенности времени и места проживания индивида, служащие ориентирами при разграничении нормы и девиации. Четкие возрастные критерии могут быть выделены лишь в соответствии с определенным подходом к норме и девиации [21,6].

Исследования  поведения школьников в социальной, педагогической и возрастной психологии, а также в педагогике и юридической психологии показали, что подростковому возрасту присущи различные типы «нарушенного» поведения. «Нарушенное» поведение – это неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к так называемому нормальному поведению. В терминологическом отношении «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «педагогически запущенный школьник», «ненормальное поведение», «отклоняющееся поведение», «противоправное, преступное, криминальное поведение» и т.д. Это поведение характеризовалось агрессивностью, лживостью, прогулами школьных занятий, бродяжничеством, крайним непослушанием, враждебностью к учителям и родителям, жестокостью к младшим и животным, то есть к более слабым по сравнению с собой живым существам, дерзостью и сквернословием [8, 53].

Следует заметить, что термин «отклоняющегося поведение» может применяться к детям  не младше 5 лет, а в строгом смысле – после 9 лет. Раннее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсутствует, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Только к 9 - 10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным нормам. Если же поведение ребенка младше 5 лет существенно отклоняется от возрастной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушений психического развития[12, 11].

Психологические особенности переходного периода накладывают отпечаток на поведение подростка, создают своеобразные возрастные поведенческие модели, формируют «специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействие  окружающей среды» (А.Е. Личко) [11, 43].

Это личностные реакции, проявляющиеся у детей и подростков преимущественно в нарушении поведения, еще недостаточно изучены и, по замечанию В.В. Ковалева, хорошо известны педагогам, а не клиницистам.

Ситуационные  нарушения поведения у детей  и подростков с трудом создаются  обычному психологическому анализу, т.к. социально-психологическое в них тесно переплетается с патологическими. Некоторые авторы вообще не относят ситуационно-личностные реакции к области патологии, а считают их проявлением процесса адаптации личности. В то же время в англоамериканской психиатрической литературе подобного рода реакции у детей подростков расцениваются только как патологические[12, 70].

В отечественной  психиатрии, благодаря работам Г. Е. Сухаревой, В. В. Ковалева, А. Е. Личко и многих других авторов, сформировался дуалистический подход к пониманию природы ситуационно-личностных реакций у детей  и подростков. Выделяют психологические и патологические реакции, проявляющиеся нарушением поведения. Первые представляют собой вариант нормы, вторые - форму патологических (непсихотических и психотических) нарушений.

Информация о работе Профилактика отклоняющего поведения в младшем школьном возрасте