Профилактика отклоняющего поведения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснение причин, условий и факторов, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей психологов и педагогов. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретический анализ проблем развития младших школьников с отклоняющимся поведением……………………………………………………..6
Понятие отклоняющегося поведения в психологической литературе..6
Причины возникновения девиаций в младшем школьном возрасте...14
Глава 2. Экспериментальное исследование поведения младших школьников……………………………………………………………………....20
2.1 Организация и методы исследования по изучению отклоняющего поведения………………………………………………………………..20
2.2 Разработка рекомендаций отклоняющегося поведения…………….25
Заключение

Файлы: 1 файл

переделанная курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

    Много причин для развития отклоняющегося поведения: низкая самооценка, отсутствие правильного воспитания в семье, отрицательное влияние улицы, безнадзорность и беспризорность неправильный образ жизни приводит не только к изменениям эмоциональных состояний, но и к болезням, и наоборот: гармоничное развитие души и тела способствуют здоровью и психическому развитию человека.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование поведения младших школьников

2.1. Организация и методы исследования по изучению отклоняющего поведения

На основе изучения и анализа научной литературы нами были определены критерии предрасположенности детей к девиантному поведению.

В качестве критериев  были определены следующие:

    1. Агрессивность;
    2. Самооценка;
    3. Социометрический статус;

При работе будут  использованы следующие методы исследования: тесты, беседа, наблюдение.

Первым критерием  для выявления девиантного поведения  младших школьников хотелось бы, взять явление агрессивности, так как агрессивность лежит в основе девиаций как мотивированное деструктивное поведение, отклоняющееся от норм. А. Бассом и А. Дарки был предложен опросник,  состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике и выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

  1. Физическая агрессия (нападение) – испльзование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная реакция – агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена – взрывы ярости в форме крика, топания ногами, битья кулаками по столу (характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью).
  3. Склонность к раздражению (коротко - раждражение)- готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  4. Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).
  8. Чувство вины – возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, а также наличие у него угрызений совести.

Самооценка  имеет большое, почти решающее значение для становления и развития личности. Это объясняется тем, что дети, имеющие, например, низкую самооценку, воспринимают себя одновременно и как  недостойных внимания, и как недостойных внимания, и как неспособных противостоять каким – либо неблагоприятным воздействиям, провоцирует их «появление».

Для выявления  уровня самооценки хотелось бы использовать методику Дембо – Рубинштейна:

Эта методика позволяет  сделать вывод о самооценке испытуемых в различных жизненных сферах.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено 6 линий, высота каждой — 100 мм, с указанием  верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин. Обработка проводится по четырем шкалам (первые две, тренировочные — «здоровье» и «счастье» — не учитываются). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам). По каждой из шести шкал определяется высота самооценки — от «о» до знака «-»;Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти люди составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Также известно, что большое внимание на поведение школьника оказывает группа сверстников, с которыми он общается, особенно одноклассников. Достойное положение в группе сверстников, дающее школьнику моральное удовлетворение, - важное условия его психического развития ребенка. Они могут быть связаны с индивидуальными особенностями, как самого школьника, так и группы сверстников.

Неблагополучие  в положении детей и подростков в группе сверстников выявляется не только наблюдением, но и рядом  специальных методик. В нашей исследовательской работе хотелось бы взять методику «Социометрия»

Изучает состояние  эмоционально – психологических  отношений в детской общности и положение в них каждого  ребенка.

Инструкция. Исследователь  поочередно задает 4 вопроса, которые  являются критериями выбора (2 положительных и 2 отрицательных). Каждый ученик может записать на каждый вопрос до 3-х фамилий. При этом первым указывается тот учащийся, которому отдается наибольшее предпочтение (антипатия – при отрицательных критериях - вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться.

Вопросы:

    1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого – либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого вы пригласил бы?
    2. А кого бы пригласил в последнюю очередь?
    3. Кому ты доверяешь свою тайну?
    4. Кому не доверяешь свою тайну?

Обработка полученных результатов. На основании полученных результатов составляется таблица.

Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – номеров, под которыми испытуемые обозначены в списке. Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных ими выборах.

Далее социометрический статус каждого ученика определяется по формуле: С=М/ n-1, где С – социометрический статус учащегося;

М – общее  число полученных испытуемым положительных  выборов (если учитывать отрицательные  выборы, то их сумма вычитается из суммы положительных);

n – число испытуемых;

В зависимости  от количества поученных социометрических положительных выборов можно  классифицировать испытуемых на 5 статусных  групп:

Статусная группа

Количество  полученных выборов

«Звезды»

В 2 раза больше, чем среднее число полученных выбором одним испытуемым.

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым.

«Принятые»

Равно или несколько  больше (меньше) среднего числа полученных выбором одним испытуемым.

«Непринятые»

В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым.

«Отвергнутые»

Равно 0 или в 2 раза меньше, чем среднее число  полученных выборов одним испытуемым.


 

 Среднее  число полученных выборов одним  испытуемым (К) вычисляется по формуле: К = общее число сделанных выборов / общее количество испытуемых.

Одним из показателей  благополучия складывающихся отношений  является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны  симпатии в классной общности. Коэффициент  взаимности (КВ) вычисляется по формуле: КВ = количество взаимных выборов / общее число выборов.

2.2 Разработка  рекомендаций по профилактике отклоняющегося поведения

Профила́ктика (от греч. prophylaktikos — предохранительный) - предварительные меры для недопущения чего-либо.

Профилактика (с точки зрения медицины) — комплекс медицинских, санитарно-технических, гигиенических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и устрание факторов риска. Профилактика (психология) — один из видов (направлений) работы психолога

Основой профилактики отклоняющегося поведения является:

  • создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей определенной возрастной группы;
  • своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

                    Профилактическая работа необходима в работе со всеми возрастными группами учащихся, но в современных условиях основной акцент надо сделать на профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста и младших подростков (учащихся до 10-11 лет). Данный вывод обусловлен многочисленными фактами в реальной жизни, когда приходится применять кардинальные меры по лишению родителей их прав в отношении детей старшего подросткового возраста со сформировавшимся стилем поведения и отношения к окружающей его среде. В таких ситуациях приходится подростка включать в сложный реабилитационный процесс, расходовать максимальные ресурсы и вместе с тем не всегда получать положительный результат работы.  

В системе профилактической работы школы необходимо выделить два направления: меры общей профилактики и меры специальной профилактики. Меры общей профилактики должны обеспечивать вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждать их неуспеваемость. Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведение с ними работы на индивидуальном уровне.

          Экспертные исследования проблем  в деятельности субъектов профилактики, в том числе и в ранней профилактике социально опасного положения, позволяют сделать выводы о том, что могут наблюдаться «перекосы» в ту или иную сторону. Деятельность всего педагогического коллектива в первом случае  направляется на  детей группы «норма» или, наоборот,  «львиная» доля педагогических усилий направляется на семьи и детей «группы риска». Результатов же можно добиться только тогда, когда школа строит свою воспитательную работу так, что в массе общих воспитательных задач выделяет индивидуальные задачи специальной профилактики девиантного поведения учащихся. 

            Для того чтобы школа могла  выступить в качестве одного  из уровней профилактики отклоняющегося  поведения несовершеннолетних, став  более привлекательной для учащихся,  требуется:

  • развитие школьного самоуправления как средства формирования демократического и толерантного уклада школьной жизни;
  • изменение институциональных условий жизни школы в сторону большего многообразия и гибкости, увеличения для учащихся ситуаций самостоятельного выбора, вариативности содержания образования;
  • включение в образовательную программу школы технологий, направленных на формирование социально ответственного поведения и расширения социальной практики учащихся;
  • расширение возможностей системы дополнительного образования;
  • создание условий для осуществления детских проектов и инициатив за рамками школы, в реальном жизненном пространстве;
  • обеспечение возможностей для «встречи» с состоявшимися взрослыми;
  • развитие социального партнерства школы и уход от практики взаимных претензий: социум – школе и наоборот;
  • включение в содержание школьного образования программ развития функциональных умений, в том числе практических социальных умений, необходимых для реализации определенных социальных ролей.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Теоретический анализ проблемы отклоняющегося поведения показал, что отклоняющееся поведение по своей природе – сложное социальное и психологическое явление. Проявляется в виде несбалансированных психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации. В виде уклонений человека от осуществления нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Наиболее остро  пограничное состояние недисциплинированного, преддевиантного поведения школьников появляется на рубеже перехода ребенка из детства в переходный возраст, затем может закрепиться в старшем подростковом возрасте.

Много причин для  развития отклоняющегося поведения: низкая самооценка, отсутствие правильного  воспитания в семье, отрицательное влияние улицы, безнадзорность и беспризорность неправильный образ жизни приводит не только к изменениям эмоциональных состояний, но и к болезням, и наоборот: гармоничное развитие души и тела способствуют здоровью и психическому развитию человека.

Информация о работе Профилактика отклоняющего поведения в младшем школьном возрасте