Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 07:01, курсовая работа
Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснение причин, условий и факторов, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей психологов и педагогов. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретический анализ проблем развития младших школьников с отклоняющимся поведением……………………………………………………..6
Понятие отклоняющегося поведения в психологической литературе..6
Причины возникновения девиаций в младшем школьном возрасте...14
Глава 2. Экспериментальное исследование поведения младших школьников……………………………………………………………………....20
2.1 Организация и методы исследования по изучению отклоняющего поведения………………………………………………………………..20
2.2 Разработка рекомендаций отклоняющегося поведения…………….25
Заключение
Много причин для развития отклоняющегося поведения: низкая самооценка, отсутствие правильного воспитания в семье, отрицательное влияние улицы, безнадзорность и беспризорность неправильный образ жизни приводит не только к изменениям эмоциональных состояний, но и к болезням, и наоборот: гармоничное развитие души и тела способствуют здоровью и психическому развитию человека.
Глава 2. Экспериментальное исследование поведения младших школьников
2.1. Организация и методы исследования по изучению отклоняющего поведения
На основе изучения и анализа научной литературы нами были определены критерии предрасположенности детей к девиантному поведению.
В качестве критериев были определены следующие:
При работе будут использованы следующие методы исследования: тесты, беседа, наблюдение.
Первым критерием
для выявления девиантного
Самооценка имеет большое, почти решающее значение для становления и развития личности. Это объясняется тем, что дети, имеющие, например, низкую самооценку, воспринимают себя одновременно и как недостойных внимания, и как недостойных внимания, и как неспособных противостоять каким – либо неблагоприятным воздействиям, провоцирует их «появление».
Для выявления уровня самооценки хотелось бы использовать методику Дембо – Рубинштейна:
Эта методика позволяет сделать вывод о самооценке испытуемых в различных жизненных сферах.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено 6 линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин. Обработка проводится по четырем шкалам (первые две, тренировочные — «здоровье» и «счастье» — не учитываются). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам). По каждой из шести шкал определяется высота самооценки — от «о» до знака «-»;Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти люди составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Также известно, что большое внимание на поведение школьника оказывает группа сверстников, с которыми он общается, особенно одноклассников. Достойное положение в группе сверстников, дающее школьнику моральное удовлетворение, - важное условия его психического развития ребенка. Они могут быть связаны с индивидуальными особенностями, как самого школьника, так и группы сверстников.
Неблагополучие в положении детей и подростков в группе сверстников выявляется не только наблюдением, но и рядом специальных методик. В нашей исследовательской работе хотелось бы взять методику «Социометрия»
Изучает состояние эмоционально – психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Инструкция. Исследователь поочередно задает 4 вопроса, которые являются критериями выбора (2 положительных и 2 отрицательных). Каждый ученик может записать на каждый вопрос до 3-х фамилий. При этом первым указывается тот учащийся, которому отдается наибольшее предпочтение (антипатия – при отрицательных критериях - вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться.
Вопросы:
Обработка полученных результатов. На основании полученных результатов составляется таблица.
Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – номеров, под которыми испытуемые обозначены в списке. Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных ими выборах.
Далее социометрический статус каждого ученика определяется по формуле: С=М/ n-1, где С – социометрический статус учащегося;
М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается из суммы положительных);
n – число испытуемых;
В зависимости от количества поученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на 5 статусных групп:
Статусная группа |
Количество полученных выборов |
«Звезды» |
В 2 раза больше, чем среднее число полученных выбором одним испытуемым. |
«Предпочитаемые» |
В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым. |
«Принятые» |
Равно или несколько больше (меньше) среднего числа полученных выбором одним испытуемым. |
«Непринятые» |
В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым. |
«Отвергнутые» |
Равно 0 или в 2 раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым. |
Среднее
число полученных выборов
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в классной общности. Коэффициент взаимности (КВ) вычисляется по формуле: КВ = количество взаимных выборов / общее число выборов.
2.2 Разработка рекомендаций по профилактике отклоняющегося поведения
Профила́ктика (от греч. prophylaktikos — предохранительный) - предварительные меры для недопущения чего-либо.
Профилактика (с точки зрения медицины) — комплекс медицинских, санитарно-технических, гигиенических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и устрание факторов риска. Профилактика (психология) — один из видов (направлений) работы психолога
Основой профилактики отклоняющегося поведения является:
Профилактическая работа необходима в работе со всеми возрастными группами учащихся, но в современных условиях основной акцент надо сделать на профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста и младших подростков (учащихся до 10-11 лет). Данный вывод обусловлен многочисленными фактами в реальной жизни, когда приходится применять кардинальные меры по лишению родителей их прав в отношении детей старшего подросткового возраста со сформировавшимся стилем поведения и отношения к окружающей его среде. В таких ситуациях приходится подростка включать в сложный реабилитационный процесс, расходовать максимальные ресурсы и вместе с тем не всегда получать положительный результат работы.
В системе профилактической работы школы необходимо выделить два направления: меры общей профилактики и меры специальной профилактики. Меры общей профилактики должны обеспечивать вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждать их неуспеваемость. Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведение с ними работы на индивидуальном уровне.
Экспертные исследования
Для того чтобы школа могла
выступить в качестве одного
из уровней профилактики
Заключение
Теоретический анализ проблемы отклоняющегося поведения показал, что отклоняющееся поведение по своей природе – сложное социальное и психологическое явление. Проявляется в виде несбалансированных психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации. В виде уклонений человека от осуществления нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Наиболее остро
пограничное состояние
Много причин для развития отклоняющегося поведения: низкая самооценка, отсутствие правильного воспитания в семье, отрицательное влияние улицы, безнадзорность и беспризорность неправильный образ жизни приводит не только к изменениям эмоциональных состояний, но и к болезням, и наоборот: гармоничное развитие души и тела способствуют здоровью и психическому развитию человека.
Информация о работе Профилактика отклоняющего поведения в младшем школьном возрасте