Профилактика отклоняющего поведения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснение причин, условий и факторов, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей психологов и педагогов. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретический анализ проблем развития младших школьников с отклоняющимся поведением……………………………………………………..6
Понятие отклоняющегося поведения в психологической литературе..6
Причины возникновения девиаций в младшем школьном возрасте...14
Глава 2. Экспериментальное исследование поведения младших школьников……………………………………………………………………....20
2.1 Организация и методы исследования по изучению отклоняющего поведения………………………………………………………………..20
2.2 Разработка рекомендаций отклоняющегося поведения…………….25
Заключение

Файлы: 1 файл

переделанная курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Любое отклонение от социальной нормы в поведении ребенка, его возрастные особенности могут вызывать затруднения у педагога в общении со школьниками. Субъективное переживание трудности взрослые нередко «перекладывают» на личностные особенности воспитанника и воспринимают его как трудного, неудобного, неприятного, дефективного и т.п. Педагогически запущенный учащийся, с отклоняющимся поведением,  нередко крайне нуждается в том, чтобы ему квалифицированно помогли преодолеть собственное агрессивное поведение, мнительность, тревожность, несобранность, замкнутость и даже укоренившееся упрямство и негативизм.  И при организации деятельности и общения учащихся, при профилактике или выявлении и коррекции объективных детерминант поведения учащихся учитель должен уметь отделить проявления возрастных особенностей от случаев собственно отклоняющегося поведения, пренебрежения социальными эталонами.  Ошибки, допускаемые в этом плане  педагогами, как правило, вызывают различного рода конфликты, сопротивление со стороны учеников. Поэтому так актуальны для школьной практики исследования психологических характеристик недисциплинированного поведения и типологии социальных ситуаций, порождающих отклонения в поведении школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

    1. Анимов И. И.  Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов М.: Юнити 2007.
    2. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. – М.: Апрель Пресс; Эксмо – Пресс. – Т.2. – 2000. – 464 с.
    3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников – М.: Аспект-Пресс 1997
    4. Баженов  В. Г. Теория и методика педагогической профилактики правонарушений школьников. – Алма-Ата: изд-во НПО «Модэк», 1990. – 1998. – 447 с.
    5. Баженов В. Г.; Баженова В. П. Воспитательная ситуация в школьной жизни. – Алма-Аты: изд-во НПО «Модэк», 1994. – 512 с.
    6. Блонский П.  Т. Психология младшего школьного возраста. Воронеж.: Изд-во Заря, 1997.-224 с.   
    7. Бобнева М.  И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
    8. Божович Л.  И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 380
    9. Вачков И. В. Основы технологий группового тренинга. Психотехника: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 450 с.
    10. Гонеев А. Д. Готовность учителя к управлению коррекционно-педагогической деятельностью с девиантными подростками. – Купрск: Право, 2001. – 105 с.
    11. Гуртовая И. И. Семья и подросток: комплексное психологическое исследование негативного девиантного поведения. – СПБ.: Вестник, 1999. – 250 с.
    12. Детская практическая психология: Учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.
    13. Захаров А.   И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.  – 253 с.
    14. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное  пособие для студентов высших учебных заведений – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b

Информация о работе Профилактика отклоняющего поведения в младшем школьном возрасте