Произвольное внимание как часть познавательной сферы дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника.
Объект исследования: произвольное внимание дошкольника.
Предмет исследования: игровая деятельность дошкольников как средство развития произвольного внимания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Произвольное внимание как часть познавательной сферы дошкольника
1.1 Понятия «внимание», «произвольное внимание». Отечественные и зарубежные психологи о психологической природе произвольного внимания
1.2 Характеристика произвольного внимания
1.3 Динамика развития произвольного внимания в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
2.1 Игра как ведущая деятельность дошкольника
2.2 Пути использования сюжетно-ролевой игры в развитии произвольного внимания старшего дошкольника
2.3 Игры с правилами как инструмент формирования элементов произвольного внимания старших дошкольников
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
приложениЯ

Файлы: 1 файл

чужая работа по вниманию.docx

— 368.25 Кб (Скачать файл)

39.  Люблинская А.А. Детская психология [Текст] /А.А. Люблинская. – М.:Просвещение, 1971. – С.106.

40.  Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] /М. Маханева //Дошкольное воспитание. –1999. - №11. –С.6-14.

41.  Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада /Под. ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

42.  Михайленко Н.Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре [Текст] /Н.Я. Михайленко,Н.А. Короткова //Дошкольное воспитание. - 1993. - №3. - С. 15; №4.-С. 18-23.

43.  Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Я. Михайленко,Н.А. Короткова. - М., 1994. – 109 с.

44.  Михайленко Н.Я., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами /Н.Я. Михайленко, О.К. Петрова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 1. – С.37-42.

45.  Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] /В.С. Мухина. - 7-е изд., стер. – М.: «Академия», 2002. – 452 с.

46.  Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания [Текст] / Л. Набатникова//Дошкольное воспитание. - 1970. -№7.-С. 36-38.

47.  Пантина Н.С. Исследование строения детской деятельности [Текст] // Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. -226 с.

48.  Педагогическая энциклопедия. – М.,1965. –С.158-159.

49.  Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста [Текст] : Автореф. канд. дисс. /Г.В. Петухова. - М., 1961. -32 с.

50.  Практикум по общей психологии [Текст] /Под ред. Щербакова А.И. — М.: Просвещение, 1990. - 316 с.

51.  Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб:Питер, 2000. -268 с.

52.  Проблемы дошкольной игры [Текст]: Психолого-педагогический аспект/Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко.-М, 1987. - С. 192.

53.  Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] /Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.:Педагогика, 1966. – 274 с.

54.  Путляева Л. Воспитание внимания [Текст] / Л. Путляева// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 58-60.

55.  Пылаева Н. Школа внимания, или «Дирижер мозговых ансамблей» [Текст] / Наталья Пылаева, Татьяна Ахутина// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2005. - № 3. - С. 14-16. - Ил.: фот., рис.

56.  Разин В.М. Природа и генезис игры [Текст] /В.М.Разин // Вопросы философии.- 1999. -№ 6. –С. 26-36.

57.  Репина Т. Самостоятельные игровые объединения [Текст] /Т.Репина, О.Гостюхина //Дошкольное воспитание. - 1984. - №2. - С. 43-46.

58.  Рибо Т. Психология внимания [Текст] /Т.Рибо. - СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1980. – 369 с.

59.  Розов А.И. К вопросу о теории внимания [Текст] /А.И.Розов//Вопросы психологии.- 1956.- № 6. – С.25-29.

60.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. II.— М.:Педагогика,1989. –357 с.

61.  Руководство играми детей в дошкольном учреждении [Текст]: Из опыта работы. /Под. ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

62.  Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе [Текст] /Э.М. Рутман//Вопросы психологии. - 1990. - №4. -С. 161-167.

63.  Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] /Е. Смирнова //Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. –С. 70-73.

64.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ /Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 1996. - 336с.

65.  Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей [Текст] /А.П.Усова //Дошкольное воспитание.-1965.- № 10. -С. 79-83.

66.  Устименко В.Ф. Место и роль игрового феномена в культуре [Текст] /В.Ф. Устименко // Философские науки. - 1980. - № 2. - С. 69-77.

67.  Фрейд З. Введение в психоанализ [Текст]: Лекции/З. Фрейд. – М.: Наука, 1991. – 455 с.

68.  Хёйзинга И. Homo ludens. Статьи по истории культуры [Текст] / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова. - М.: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.

69.  Шашина В.П. Методика игрового общения [Текст] / В. П. Шашина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

70.  Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] /Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 1976. - № 5. -С. 41-46.

71.  Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. – 360 с.

72.  Эльконин Д.Б. Символика игры и ее функции в игре детей [Текст] /Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 1966. - № 3. - С. 56-60.

73.  Якобсон С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников [Текст] /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 1999.-№ 5(сент.-окт.).-С.3-10.

74.  Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников [Текст] /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2000. - № 6(нояб.-дек.).-С.19-25.

 
приложение 1

Рисунок 1. Девочки

 

Таблица 1

1

5

11

8

2

10

7

4

1

9

12

8

 

2

4

3

11

6

9

5

6

7

3

12

10


Таблица 2

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1. Результаты методики «Корректурная  проба» (констатирующий эксперимент)

Имя ребенка

Буквенный вариант

Рисуночный 

вариант

уровень

объема

внимания

уровень

концентрации

уровень

объема

внимания

уровень

концентрации

 

Настя Б.

средний

средний

средний

средний

 

Вика С.

средний

средний

высокий

средний

 

Артем В.

низкий

средний

средний

средний

 

Кирилл Д.

средний

высокий

высокий

высокий

 

Аня П.

средний

средний

средний

высокий

 

Костя А.

низкий

низкий

низкий

низкий

 

Марина Н.

высокий

средний

высокий

высокий

 

Алеша Б.

средний

средний

высокий

средний

 

Денис М.

высокий

высокий

высокий

высокий

 

Ксюша М.

низкий

низкий

низкий

низкий

 

Ульяна Ф.

средний

высокий

высокий

высокий

 

Оксана О.

средний

средний

средний

средний

 

Егор Г.

низкий

низкий

низкий

низкий

 

Алина Ж.

средний

средний

средний

средний

 

Жанна Л.

низкий

низкий

низкий

средний


Таблица 2. Результаты методики «Корректурная  проба» (контрольный эксперимент)

Имя ребенка

Буквенный вариант

Рисуночный 

вариант

уровень

объема

внимания

уровень

концентрации

уровень

объема

внимания

уровень

концентрации

 

Настя Б.

средний

средний

высокий

средний

 

Вика С.

средний

средний

высокий

высокий

 

Артем В.

средний

средний

средний

средний

 

Кирилл Д.

высокий

высокий

высокий

высокий

 

Аня П.

высокий

высокий

высокий

высокий

 

Костя А.

низкий

низкий

средний

средний

 

Марина Н.

высокий

высокий

высокий

высокий

 

Алеша Б.

средний

средний

высокий

высокий

 

Денис М.

высокий

высокий

высокий

высокий

 

Ксюша М.

низкий

низкий

средний

средний

 

Ульяна Ф.

средний

высокий

высокий

высокий

 

Оксана О.

средний

средний

высокий

средний

 

Егор Г.

низкий

низкий

средний

низкий

 

Алина Ж.

средний

средний

высокий

средний

 

Жанна Л.

низкий

низкий

средний

средний


Таблица 3. Сводные результаты исследования объема и концентрации внимания

Экспе-

римент

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

объем

концентр.

объем

концентр.

объем

концентр.

Констат.

6 чел/40%

5 чел./33%

5 чел. /33%

7 чел./47%

4 чел./27%

3 чел./20%

Контрол.

10 чел./67%

7чел./47%

5чел./33%

7чел/47%

0%

1чел./7%


Рисунок 1. Динамика изменения объема внимания

Рисунок 2. Динамика изменения концентрации внимания

 
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 1. Результаты тестирования уровня переключаемости внимания (констатирующий эксперимент)

Имя ребенка

Т1 (сек)

Т2 (сек)

Т3 (сек)

Результат (сек)

Уровень

переключаемости

внимания

 

Настя Б.

24

37

80

19

высокий

 

Вика С.

32

44

96

20

средний

 

Артем В.

44

69

130

26

низкий

 

Кирилл Д.

32

44

96

20

средний

 

Аня П.

38

54

117

25

средний

 

Костя А.

46

56

131

29

низкий

 

Марина Н.

26

37

86

23

средний

 

Алеша Б.

32

41

96

23

средний

 

Денис М.

27

39

89

23

средний

 

Ксюша М.

46

67

141

28

низкий

 

Ульяна Ф.

39

54

115

22

средний

 

Оксана О.

41

57

122

24

средний

 

Егор Г.

53

71

154

30

низкий

 

Алина Ж.

36

48

109

25

средний

 

Жанна Л.

48

72

147

27

низкий


Таблица 2. Результаты тестирования уровня переключаемости внимания (контрольный  эксперимент)

Имя ребенка

Т1 (сек)

Т2 (сек)

Т3 (сек)

Результат (сек)

Уровень

переключаемости

внимания

 

Настя Б.

23

30

70

17

высокий

 

Вика С.

26

37

81

18

высокий

 

Артем В.

38

42

101

21

средний

 

Кирилл Д.

28

37

84

19

высокий

 

Аня П.

36

48

104

20

средний

 

Костя А.

34

46

105

25

средний

 

Марина Н.

25

34

78

19

высокий

 

Алеша Б.

27

36

82

19

высокий

 

Денис М.

26

36

80

18

высокий

 

Ксюша М.

36

44

104

24

средний

 

Ульяна Ф.

35

48

105

22

средний

 

Оксана О.

37

44

104

23

средний

 

Егор Г.

47

66

142

29

низкий

 

Алина Ж.

32

42

96

22

средний

 

Жанна Л.

36

48

107

23

средний


Таблица 3. Сводные результаты исследования уровня переключаемости внимания

Эксперимент

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Констатирующий

1 чел.

7%

9 чел.

60%

5 чел.

33%

Контрольный

6 чел.

40%

8 чел.

53%

1чел.

7%


 

Рисунок 1. Динамика изменения уровня переключаемости внимания

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица 1. Результаты методики на определение  концентрации и распределения внимания (констатирующий эксперимент)

Имя ребенка

Концентрация 

внимания

Переключаемость внимания

Результат

(баллы)

уровень

концентрации

Результат

(баллы)

уровень

переключаемости

 

Настя Б.

7

средний

9

высокий

 

Вика С.

8

средний

8

средний

 

Артем В.

7

средний

7

средний

 

Кирилл Д.

10

высокий

10

высокий

 

Аня П.

7

средний

7

средний

 

Костя А.

5

низкий

4

низкий

 

Марина Н.

9

высокий

10

высокий

 

Алеша Б.

7

средний

7

средний

 

Денис М.

9

высокий

9

высокий

 

Ксюша М.

6

низкий

5

низкий

 

Ульяна Ф.

10

высокий

9

высокий

 

Оксана О.

8

средний

8

средний

 

Егор Г.

5

низкий

4

низкий

 

Алина Ж.

7

средний

7

средний

 

Жанна Л.

4

низкий

4

низкий


Таблица 2. Результаты методики на определение  концентрации и распределения внимания (контрольный эксперимент)

Имя ребенка

Концентрация 

внимания

Переключаемость внимания

Результат

(баллы)

уровень

концентрации

Результат

(баллы)

уровень

переключаемости

 

Настя Б.

8

средний

10

высокий

 

Вика С.

9

высокий

9

высокий

 

Артем В.

8

средний

8

средний

 

Кирилл Д.

10

высокий

10

высокий

 

Аня П.

9

высокий

8

средний

 

Костя А.

7

средний

7

средний

 

Марина Н.

10

высокий

10

высокий

 

Алеша Б.

9

высокий

9

высокий

 

Денис М.

10

высокий

10

высокий

 

Ксюша М.

7

средний

7

средний

 

Ульяна Ф.

10

высокий

9

высокий

 

Оксана О.

8

средний

8

средний

 

Егор Г.

6

низкий

6

низкий

 

Алина Ж.

8

средний

8

средний

 

Жанна Л.

7

средний

7

средний

Информация о работе Произвольное внимание как часть познавательной сферы дошкольника