Психика человека зрелого и преклонного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 20:31, реферат

Описание работы

Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то же время как психология развития – это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии детей. Возрастную психологию нельзя представить себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей оба эти момента слиты.
Предметом возрастной психологии, или психологии возрастного развития, является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психологического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая развёрнутые разносторонние содержательные психологические характеристики детей, относящихся к разным возрастным группам.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Психическое развитие. Раннее детство…..............................................6
Глава II. Психическое развитие в дошкольном возрасте..................................10
2.1. Развитие психики младшего школьника и подростка................................14
2.2. Развитие и самоопределение в юности........................................................18
Глава 5. Психика человека зрелого и преклонного возраста ............................23
Заключение…………………………………………………………………….... 27
Список используемой литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Оглавление

 

Введение  ………………………………………………………………………..3

Глава I. Психическое развитие. Раннее детство…..............................................6

Глава II. Психическое развитие в дошкольном возрасте..................................10

2.1. Развитие психики младшего школьника и подростка................................14

2.2. Развитие и самоопределение в юности........................................................18

Глава 5. Психика человека зрелого и преклонного возраста ............................23

Заключение…………………………………………………………………….... 27

Список используемой литературы……………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то же время как психология развития – это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии детей. Возрастную психологию нельзя представить себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей оба эти момента слиты.

Предметом возрастной психологии, или психологии возрастного развития, является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психологического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая развёрнутые разносторонние содержательные психологические характеристики детей, относящихся к разным возрастным группам.

 Возрастная психология отличает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребёнка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные изменения психологии и поведения данного типа называются эволюционными, т.к. они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубоким, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения ребёнка явилось одним из оснований для разделения на периоды возрастного развития.

Ещё один тип изменений, которые могут рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Их можно назвать ситуационными. Такие изменений включают в себя то, что происходит в психике и поведении ребёнка под влиянием организационного или неорганизационного обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психологии и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные оставляют её без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

  Ещё одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, обозначаемое при помощи понятия «возраст». Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических особенностей, которые за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.

Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психологического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психологического развития человека понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребёнка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. Условия определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступают в качестве движущих сил развития, тем не менее, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психологического развития, то они определяют собой те общие и частичные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые можно этим развитием управлять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психическое развитие.

1.1 Раннее детство

 

Не интересуясь внутренним миром младших и старших, нельзя правильно понять и самого себя, и сверстников. Для самопознания важно ориентироваться также в особенностях психики представителей разных культур и исторических эпох, а также в явлениях болезненных отклонений психики от нормы. Правда, это особые вопросы.

Многие оплошности в воспитании детей (а в жизни почти каждый с этим сталкивается), межлюдские конфликты (начиная от отношений в семье и кончая межнациональными) обусловлены, в частности, тем, что люди, взаимодействуя, нередко пребывают в некоторой иллюзии, что «имен я знаю, как должно быть, а не ты». Это разновидность душеведческой слепоты.

Развитие психики человека идет через переходные состояния, именуемые кризисами. Они связаны с новыми для него, сильными, разнонаправленными, напряженными переживаниями. Это проявление закономерных противоречий развития.

Чтобы кризисы не привели к катастрофам, нужно о них знать, правильно их распознавать и учитывать в них самовоспитании и взаимодействии с другими людьми. (Катастрофами, т.е. событиями с тяжелыми последствиями, могут быть в области психики задержки развития, утраты нормальной трудоспособности, нервные срывы, уходы в антиобщественную активность и т.п.)

Человек родился. Обычно смотрят на это событие глазами родителей, семьи, взрослых. Но каково новорожденному, и что с ним происходит? Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума... период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности...

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо... Глазки ребенка, которые впервые начинают конвергировать на лице матери служат показателем выделения объекта.

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления (примерно конец первого – начало второго месяца жизни). Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления – это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого...

Комплекс оживления знаменует собой начало новой стадии развития – стадии младенчества.

  Период младенчества продолжается примерно до года. Важное содержание активности в первом полугодии – обмен ласками между взрослым (обычно матерью) и ребенка. Это вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Взрослый ориентируется на сигналы, знаки, идущие от ребенка (гуканье, кряхтение, улыбки) во время ухода за ним (кормление, купание, одевание).

Очень важно для дальнейшего психологического развития ребенка (и для его телесного здоровья), чтобы это общение было наполнено именно положительными чувствами.

Золотым правилом поведения взрослого считается предоставление ребенку сначала возможности ориентироваться в обстановке, а затем, так или иначе, принимать участие в совместных с ребенком действиях. В этих условиях формируется важнейшая потребность детей в другом человеке. Позднее она найдет выражение и в дальнейшем развитии в отношении и к родителям, и друзьям, и группе, и народу, обществу.

В первом полугодии бурно развиваются воспринимающие системы, разные типы голосовых реакций (тоже только благодаря общению с взрослым, который постоянно доставляет ребенку все новые, в том числе и речевые, впечатления).

Переломное событие – появление акта захватывания объектов рукой. Это дает возможность ощупывать, рассматривать предметы, вертеть в руках, оценивать некоторые свойства пространства, а позднее и соотносить предметы друг мс другом (ударять, вкладывать, нанизывать и пр.). Это побуждает ребенка тянуться, ползти, сидеть. Мир ребенка расширяется. Он начинает тянуться к привлекательным предметам, получить которые можно только с помощью взрослого. Неудавшееся хватательное движение понимается взрослым как указательный жест, а после и сам ребенок начинает это движение осознавать как указание.

Во втором полугодии жизни общение с взрослым приобретает отчетливо иной характер, чем прежде: это общение по поводу предметов. Создаются благоприятные условия для понимания первых слов, а затем и произношения их. Это первое важное обретение (новообразование) младенческого возраста. Второе – самостоятельная ходьба.

В результате создаются исключительно важные условия для психологического развития. Не только резко расширяется мир ребенка, но и происходит распадение прежней формы общения в системе «взрослый» – «ребенок»; ребенок некоторым образом отделяется от взрослого, его самостоятельность возрастает. Теперь уже он тянет за руку взрослого к привлекающему его объекту (хоть к луне). 

 
  Это своеобразное отделение ребенка от взрослого составляет особенность так называемого кризиса первого года. (Мы часто говорим, например, о годовалом ребенке, трехлетке и т.п., это надо понимать просто как краткую формулу для очень приблизительных указаний на возраст. Психологический возраст не обязан совпадать с календарным, паспортным. – Как говорят, «Бьют не по годам, а по ребрам»).

За кризисом первого года следует преддошкольный возраст. Это период интенсивного развития речи, восприятия, ума, предметных действий детей. В семье, говорящей на двух языках, ребенок может освоить оба языка. Сообразно своему языковому чутью, интуитивному пониманию законов языка ребенок легко создает новые, неслыханные слова (словотворчество). Речь оказывается на восприятии и действиях: ведь чтобы действовать с предметами, надо выделять их признаки, свойства, а для этого нужно их называть. В итоге назревает новый кризис развития: трехлетка начинается претендовать уже на самостоятельность намерений, замыслов. Взрослые, к этому часто не готовы (инерция власти), хотя перед ними явления ценного развития ребенка как субъекта; и ему приходится проявлять упрямство, строптивость.

 

 

 

 

 

1.2 Дошкольный возраст

 

Дошкольный возраст возможен в тех обществах, где у детей есть предстоящее школьное образование. Если нет системы школьного образования, нет и тех возрастных особенностей психики, о которых далее мы будем говорить. Например, в индийской общине Аруако (север Колумбии; хозяйство – земледелие, сбор плодов) ребенку примерно с трех лет вручают маленькую сумку из простого волокна – символ работы и экономической помощи семье. Играть во взрослых (в папу, в маму и др.) не принято, поскольку это считается выражением неуважения к ним. Годам в 12 человек уже научился у родителей почти всему необходимому, владеет основными орудиями труда.

Но вернемся к нашему индустриальному обществу.

Примерно к трем годам ребенок перестает уже называть себя только по имени и в третьем лице. Появляется осмысленное употребление личного местоимения «Я». Он не просто мысленно отграничивает себя от других людей, предметов, а противопоставляет. Например, Митя (2 года и 7 месяцев.) подходит к плите и готовит сам себе: «Митя, плиту трогать нельзя!» и вслед за этим: «А я буду! А я буду!».

К трем годам ребенок уже слышит и видит много такого, что выводит его за пределы ориентировки в своей семье и ближайшем окружении. Он стремится войти в мир взрослых и действовать, скажем, как доктор, шофер, продавец и т.п. но реально это невозможно. Сложившееся противоречие разрешается в модельной, выразительной деятельности – в сюжетно-ролевой игре (играть в доктора, шофера, продавца). Дети мысленно принимают на себя роли и развивают сюжет, фантазируют.

Исполнительная сторона игровых действий осуществляется здесь во многом условно, понарошку. В тоже время дети довольно наблюдательны и точно отображают в сюжетно-ролевой игре отношения людей и правила поведения. Именно в такого рода действительности происходит формирование основных психических новообразований младшего дошкольника. И очень важно, откуда дети имеют возможность черпать жизненные впечатления, образцы для своих игр (играть ведь можно и в подвыпившую компанию, и в казаков-разбойников, и в благоустройство жилья, и в труд). Игра дошкольника – это дело серьезное, «...в игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. Это... линия, которая продолжается и в школьном возрасте». Игровые правила – это модель законов общества. И справедливое гражданское общество возможно тогда, когда люди с детства воспитываются так, что им приятно соблюдать правила.

Информация о работе Психика человека зрелого и преклонного возраста