Психика человека зрелого и преклонного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 20:31, реферат

Описание работы

Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то же время как психология развития – это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии детей. Возрастную психологию нельзя представить себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей оба эти момента слиты.
Предметом возрастной психологии, или психологии возрастного развития, является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психологического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая развёрнутые разносторонние содержательные психологические характеристики детей, относящихся к разным возрастным группам.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Психическое развитие. Раннее детство…..............................................6
Глава II. Психическое развитие в дошкольном возрасте..................................10
2.1. Развитие психики младшего школьника и подростка................................14
2.2. Развитие и самоопределение в юности........................................................18
Глава 5. Психика человека зрелого и преклонного возраста ............................23
Заключение…………………………………………………………………….... 27
Список используемой литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

В играх, предполагающих выполнение разных ролей, их сиену и творческое развитие (сюжетно-ролевые игры), формируется, в частности, способность, совершенно необходимая для последующего перехода к учебной деятельности. Дело в том, что до какого-то времени ребенок способен видеть окружающее только со своей точки зрения (другие точки зрения для него просто не существуют). А чтобы учиться, предметом обдумывания должна стать мысль другого человека – учителя. И вот эта отстройка от такого виденья мира, когда в центре его только «я сам» (эгоцентризм), происходит благодаря освоению ребенком разных игровых ролей.

В ходе дошкольного возраста игры детей изменяются. Если в сюжетно-ролевой игре младшего дошкольника на первый план выступают все же внешние детали ситуаций, то к старшему дошкольному возрасту детям доступны и любыми ими дидактические игры, требующие, прежде всего, мыленных действий на относительно условном материале (разного рода настольные игры – лото, шашки) и игры, в которых правила и их честное соблюдение выступают на первый план (например, «прятки» и др.).

В ряде случаев дети бывают непонятыми взрослыми, старшими и оказываются в трудных положениях. Иногда старшие исходят из того, что образцовый ребенок – это тихий, послушный, хорошо откликающийся на «команды» и исполняющий их. Иногда они спасаются, что из-за неуемной фантазии дети могут вырасти «оторванными от жизни»; любящие родители могут стараться ускорять в меру своего разумения развитие детей и, отвлекая их от игр, включают в учение (учат грамоте, счету лет с трех-четырех и пр.). Воспитание, не сообразованное с возрастными особенностями, с собственными побуждениями детей, может вести к заболеваниям (нервно-психическим и телесным).

Дошкольника не только играют. Заметное место в их активности занимает посильный труд (выполнение обязательных заданий хозяйственно-бытового характера), слушание сказок, изобразительная, конструктивно-техническая деятельность.

К концу дошкольного периода у ребенка уже наблюдаются попытки построить «схематический абрис» мировоззрения. Но ребенок еще мало знает о мире. И эти попытки часто недооцениваются взрослыми, рождают их снисходительные улыбки, поскольку целостное представление ребенка о мире может быть наполнено фантастическими, невероятными включениями и обоснованиями (солнце может оказаться сделанным космонавтами; ветер дует, потому что деревья качаются, и пр.).

Важным обретением дошкольного детства является и способность действовать сообразно моральным нормам (вопреки ситуации, провоцирующей «нехорошее», «нечестное» поведение).

По сравнению с преддошкольником человек, завершающий период дошкольного развития, характеризуется более частными проявлениями способности произвольной регуляции поведения.

  И, как уже отчасти отмечалось, у человека появилось сознание «Я» (Я сам!), своего места среди людей, некоторая самооценка.

Дошкольный возраст завершается кризисом семи лет. У ребенка складывается потребность в общественно необходимой и полезной (настоящей, а не «понарошке ») деятельности. Его перестает удовлетворять положение человека играющего. Даже если дети играют, например, в школу, то старшие дошкольники предпочитают роль ученика, а не учителя, которую берут на себя младшие. Роль учителя тут явно игровая, а роль ученика видится как более реальная, настоящая.

Есть еще и более тонкие признаки этого кризиса: ребенок перестает быть непосредственным и задумывается о том, какие последствия для него самого даст то или иное действие; возможны скрытость или напускная поза (утрата детской непосредственности).

Признаком готовности ребенка к школьному обучению следует полагать не его умение выводить буквы, читать, считать, а нечто совсем другое: способность произвольной регуляции поведения и способность стать на точку зрения другого.

 

 

 

 

1.3 Младшего школьника и подростка

 

Поступая в школу, ребенок фактически оказывается пред задачей освоить за несколько лет основы того ценного, что человечество вырабатывало тяжким трудом за многие столетия.

Стремление заняться чем-то важным, скажем, учебой, складывающееся в дошкольном возрасте, это еще не есть интерес к содержанию учебной работы. Приятно волнует ребенка то, что к нему по-новому относятся взрослые: придают значение наличию учебников, тетрадей и других принадлежностей, своевременному посещению школы. Отводят место и время для приготовления им уроков («ходят на цыпочках»). Если учитель не задает первоклассникам уроков на дом, это их беспокоит как признак того, что что-то «не так» в их жизни. Но из этого не следует, что их привлекает содержание учебного материала.

Итак, есть несоответствие между теми побуждениями, с которыми ребенок поступает в школу, и теми, которые нужны успешной учебной деятельности. Это деятельность еще не сложилась как целостность и как нечто свойственное ребенку.

Ребенок многому научился за свои лета. Но это не было собственно учебной деятельностью с ее особыми целями, предметами, побуждениями, способами и продуктами.

Казалось бы, предмет учения – это знания, опыт людей.

Вот, что пишет об этом Л.Ф. Обухова: «Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет».

Игра не была деятельностью по обязательному заданию, а в учении признак обязательности достижения результата является очень важным. В этом отношении учение сходно с трудом. И взрослый (учитель) впервые выступает для ребенка как олицетворение требований и оценки общества, распространяющихся на всех (независимо от личных симпатий). Это новая ситуация.

Очень много усилий затрачивает младший школьник на то, чтобы научить себя учиться. Например, надо вспоминать материал и отвечать не тогда, когда он «приходит в голову», а тогда, когда спрашивают. Это и предполагает волевую регуляцию памяти, и развивает ее. Нужно преднамеренно запомнить нечто не обязательно интересное. А для этого надо искать и применять какие-то способы действия (повторять про себя, пытаться мылено связать новый материал со старым, «зубрить», мысленно раскрашивать и пр.). Требование произвольности относится и к восприятию (нужно научиться целенаправленно, последовательно и неотступно всматриваться в предмет, вслушиваться и т.п.) и к мышлению (нужно искать неизвестное в соответствии с вопросом).

Дошкольник, скажем, мог мыслить так: ему показали пластилиновый шарик и размяли в лепешку; ребенок уверен, что предмет тал больше (нет идеи сохранения свойств объектов). Младший школьник, овладевая понятиями о признаках предметов (веса, формы, длины, ширины и пр.) и единицах их измерения, оценки, уже видит мир иначе – сообразно науке.

Основные психологические приращения, отличающие младшего школьника от дошкольника, – развитие произвольной регуляции деятельности и осознание своих изменений, произошедших в ходе учебной деятельности (знаний, умений, свого положения среди сверстников и взрослых).

Подростковый (средний школьник) возраст начинается примерно с 11-12 лет и завершается в 14-15. Он предшествует юности. Это период полового созревания (его называют также возрастом настроений, переходным, трудным, кризисным). У одних детей он наступает несколько раньше, у других – позднее.

Дети быстро растут, туловище и грудная клетка отстают в росте от конечностей, развитие мышц отстаёт от роста костей. Сердце не всегда поспевает за ростом организма. Наблюдается неуравновешенность нервной системы. Активность, высокая работоспособность порой сменяются усталостью, вялостью, подавленностью. Появляются вторичные половые признаки, возникают новые физиологические процессы, новые переживания.

По сравнению с младшим школьником у подростка значительно возрастает мускульная сила, наблюдается общий подъём активности, жизнедеятельности. Подросток более самостоятелен, чем младший школьник, и приближается к миру взрослых. Все эти изменения акцентируют внимание подростка на себе. У него формируется новое представление о себе самом. Ему часто кажется, что он особенный, исключительный, совсем не такой, как все. Подросток начинает размышлять, какие качества нужны для успеха в учёбе, игре, труде; начинает заниматься самосовершенствованием.

Обостряется и интерес к личным качествам окружающих: подростки часто и с интересом «перемывают косточки» взрослым и сверстникам.

Подросток представляет и считает себя уже взрослым и претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому. Прячет свои слабости и изо всех сил стремится быть независимым. Перестав считать себя ребёнком, подросток стремится осолодиться от беспрекословной покорности взрослым. Он стремится всячески доказать окружающим, что он не маленький, а самостоятельный взрослый человек. При некоторых условиях это стремление может выразиться и в нежелательных проявлениях (курение, несоблюдение общепринятых норм, грубость и другие виды ложного геройства и ухарства). Иногда подростки нарушают деловую (учебную, бытовую) дисциплину потому, что это они считают проявлением воли, смелости и отваги.

Определённые трудности могут возникать у подростка, если старшие бестактно, пренебрежительно относятся к естественно развивающемуся у него интересу к противоположному полу (иногда родители запрещают какие-либо встречи мальчиков и девочек в этом возрасте, высмеивают, осуждают некоторые, в сущности, невинные поступки и события). Скажем, мать, узнав, что её дочь – семиклассница – дружит с мальчиком, устроила ей скандал: «Вот как! Ухажёра завела! Чтобы и в голове этого не было! Рано ещё – мала». В результате дети перестают быть искренними, становятся недоверчивыми, лживыми.

Подростки стремятся образовать свои обособленные компании («кучковаться»), активно ищут тех, кто может их понять.

Подростки увлекаются музыкой, танцами, поэзией и вообще искусством. Важно только, чтобы эти духовные потребности удовлетворялись хорошими средствами.

При изучении основ наук в школе развивается логическое мышление, расширяются знания о мире и приобретаются практические навыки. В некоторых вопросах подросток может разбираться лучше, знать и уметь больше, чем старшие члены семьи. Развивается и мир чисто личных фантазий, который может тщательно скрываться от окружения.

У подростка не только усиливается интерес к своей личности, но значительно расширяется и углубляется интерес к окружающей действительности. В отличие от младшего школьника для подростка всё главное уже происходит не в семье и школе, а где-то в большом мире. Интересы подростка более определенны, избирательны и устойчивы, чем у младшего школьника. А учебные интересы старших подростков начинают всё более осознанно связываться с профессиональными мечтами и идеалами. 

 

 

 

Глава II. Развитие и самоопределение в юности

 

Начало ранней юности не имеет точных паспортных сроков. Для учащихся общеобразовательные школы – это старший школьный возраст. Для поступивших в профессиональную школу – возраст начального вхождения в профессиональную общность и соответствующую деятельность. В профессии осваивают также и те, кто включился в какой-то вид труда на работе, на производстве (как ученик, новичок с последующим восхождением по ступеням мастерства и общественного признания). К сожалению, часть молодого поколения уже в юности утрачивает здоровье и трудоспособность; им необходим подбор пассивным форм обучения и включения в мир взрослых. Другой части молодёжи, оказавшееся в категории правонарушителей и находящееся в условиях некоторой изоляции от общества, тоже необходимо продолжения образования и вхождения в мир профессии.

Биологические признаки ранней юности – завершение периода полового созревания. Но половозрелый человек ещё не вполне взрослый, поскольку его развитие определяется не только биологическими, но и социальными закономерностями (он должен освоить какую-либо деятельность по жизнеобеспечению, достояться признания и т.д.). В юности происходит приобретение той умственной, личностной гражданской зрелости, благодаря которым человек становится способным к самостоятельной жизни (семейной, трудовой и общественной).

Психологические особенности девушки и юности зависят от культуры общества в целом и конкретной среды, условий быта, образования, национальных, исторических, материальных условий. Но в любом случае человеку в юности свойственно выраженная направленность сознания на будущее и более ответственное, серьёзное отношение к нему.

Если спросить дошкольника, кем он станет в будущем, недолго думая он ответить – капитаном, учительницей, а на следующий день может сказать: космонавтом, продавцом. Иную реакцию встретим в юношеском возрасте: «не знаю ещё», «не уверен, что мой выбор окончательный» и пр. Это и значит, что человек видит сложность вопроса и остерегается опрометчивых решений.

В юности существенно усиливается, развиваются интерес к причинному объяснению явлений, способность и умение искать и приводить доводы «за» или «против» тех или иных суждений. Продолжает развиваться потребность в критическом осмыслении, в достаточной обоснованности предлагаемой информации; ярче, чем в подростковом  возрасте, выражены способность сомневаться в предлагаемых сведениях, способность любить ли ненавидеть мысли, идеи, руководствоваться в поведении общими принципами, а не  просто видимыми стечениями обстоятельств.

В юности ярче и действеннее проявляются инициатива, стремление и способности создать что-то новое. А это предполагает и способность преодолеть некоторые стереотипы сознания, привычки, общепринятые нормы и даже традиционные запреты, а также более высокий уровень целеустремлённости, саморегуляции и самодисциплины.

Информация о работе Психика человека зрелого и преклонного возраста