Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 20:31, реферат
Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то же время как психология развития – это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии детей. Возрастную психологию нельзя представить себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей оба эти момента слиты.
Предметом возрастной психологии, или психологии возрастного развития, является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психологического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая развёрнутые разносторонние содержательные психологические характеристики детей, относящихся к разным возрастным группам.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Психическое развитие. Раннее детство…..............................................6
Глава II. Психическое развитие в дошкольном возрасте..................................10
2.1. Развитие психики младшего школьника и подростка................................14
2.2. Развитие и самоопределение в юности........................................................18
Глава 5. Психика человека зрелого и преклонного возраста ............................23
Заключение…………………………………………………………………….... 27
Список используемой литературы……………………………………………...29
Из сказанного не следует, что развитие личности «самотёком» идёт при этом в общественно ценном направлении. Возросшая критичность ума может выразиться и в пренебрежении к традиционной общечеловеческой морали («А почему это нельзя, если я физически могу? Вы мне не докажете!» и пр.); умение сомневаться может выродиться в огульном отрицание и осмеянии традиционных ценностей и т.п.
В юности повышается интерес
к общим моральным проблемам (о
долге, счастье, дружбе, любви; утрата
детских представлений о
Всё это не исключает некоторой разбросанности интересов, отсутствия выработанных методов и систематичности работы ума. Но постепенно человек вырабатывает определённый индивидуальный стиль решения жизненных и учебно-производственных задач.
Особенностью самосознания девушек и юношей является стремление соотнести свои особенности с реальными жизненными перспективами, планами и мечтами о будущем. Ценно и важно, что представления о будущем часто связаны с романтическими устремлениями к великим делам, жизненным высотам. Вместе с тем идёт внутренняя подготовка человека к созданию семьи, что имеет многостороннее, в частности, и общественное значение.
Важное место в сознании девушек и юношей занимают вопросы участия в разновозрастных разнополых группах молодёжи (спортивных обществах, клубах по интересам, кружках). В этих группах обмениваются полезной информацией, приобретают навыки взаимодействия с новыми людьми, соотнесения личных интересов с групповыми и общественными; при благоприятных условиях складывается переживание эмоционального благополучия, общественного признания, защищенности от посягательств, необходимой независимости от взрослых, «устойчивости жизни».
В этих условиях формируется такое важное качество человека, как чувство принадлежности к сообществу. Правда, в юности это обычно сопряжено с повышенным вниманием к моде (в одежде, увлечениях, осведомленности). Быть «своим» в группе для некоторых молодых людей может означать и понятие какого-то символа, например серьги на носе. В конце концов, внешность, оформленная в соответствии с той или иной модой, - это способ без слов сообщить окружающим: «Вот я кто!». И если это человеку важно, а другим не вредит, с этим можно мириться.
Понятно, что компания молодёжи может сложиться достаточно бездумно – только для развлечений, «балдения» или ещё хуже – для хулиганства и правонарушений. В этих случаях нормальное стремление юношества к коллективности реализуется в антиобщественном виде. Жизнь сложна, и взрослеющий человек должен уметь мобилизовать свою бдительность, предусмотрительность и моральную стойкость.
Активное самоопределение – это деятельность, в некотором роде противоположная бездумному уподоблению окружающим. Это поиск именно тех индивидуально-своеобразных вариантов жизненных путей, на которых можно принести много добра людям и получить, поэтому достаточно моральное удовлетворение.
Самоопределение – это не однократно акт (разобрался в мире, в себе и – бац! – определился на всё оставшееся время), а образ существования или стиль жизни, решения возникающих на её протяжении задач. Именно в юности закладываются основы этого стиля жизни. В чём же его основные признаки?
Идея самоопределения возникает потому, что и люди, и жизненные события уникальны, индивидуально неповторимы. Можно отштамповать много одинаково хороших пуговиц, но нет никаких средств построения множества «одинаковых и хороших» жизненных путей (нет и много смысла в постановке такой задачи). «Дружком дорожку не изведаешь». Всё предстоящее в жизни нужно обдумывать, проектировать, строить, согласовывать, прилаживать самостоятельно. Хорошие советчики не смогут полностью избавить кого-либо от необходимости жить своим умом.
Вот некоторые заповеди, к которым полезно время от времени обращаться при решении многих жизненных проблем:
Глава III. Психика человека зрелого и преклонного возраста
Есть разные варианты выделения периодов жизни взрослого человека. Условно примем за время зрелости возраст от 25-25 до 55-65 лет; пожилой возраст – 65-75, старость – 75-90, долгожительство – 90 и более лет.
Неверно понимать развитие психики от молодости к старости как простое ухудшение психических функций, регресс, угасание.
По мере обретения опыта человек находит индивидуально-своеобразные способы адаптации к обществу, людям, работе. Это компенсирует неизбежные утраты (например, ослабление памяти и других «душевных и физических сил»)
Место и роль человека в системе межлюдских отношений (дома, на работе), а так же его телесное состояние вносят вклад в устойчивые представления о себе, о мире – в стереотипы сознания. Человек привыкает к тому, что он, например, крайне нужен в семье. На работе он признанный специалист или руководитель: что-то поручает людям, ожидает, что к нему прислушиваются, без него не обходятся.
Но по мере старения человека его место и роль среди людей меняются, (дети повзрослели; на работе появились более молодые и дееспособные люди); соответственно надо менять свои стереотипы восприятия жизненных ситуаций и поведения. Если человек это плохо сознаёт, то для него надвигающаяся старость выглядит как бедствие, период «доживания». При разумном же отношении к старению человек находит новые для себя смыслы существования и может сознавать себя счастливым не только потому, что он «был тем-то и тем-то», но и потому, что в своём теперешнем возрасте он находит возможности быть нужным другим.
Приведём высказывания очень пожилых людей: «Если кто заболеет, то меня это сильно беспокоит, думаю: надо помочь», «Ухаживаю за лежачей соседкой». Отмечено не раз, что пожилые люди, имеющие какое-то увлечение, любимое занятие, полезное дело, больше удовлетворены жизнью, чем те, у которых этого нет.
Особенностью пожилого возраста является обращённость сознания на прошлое: «В замужестве была счастлива», «Жизнь я прожил счастливо», «На производстве трудился, имел много похвал», «В старости стала вспоминать своё детство, юность, сожалеть об ошибках, которые я необдуманно делала».
Поскольку с возрастом сокращаются прежние социальные связи, человек может столкнуться с проблемой одиночества (не в том смысле, что вокруг него мало людей, а в том, что им некогда с ним серьёзно общаться; забота молодых о пожилых – это и обеспечение их общения. «Не смейся, горох, над бобом – сам будешь под ногами» – мудро говорит пословица).
Не все одинаково успешно адаптируются к старости. Но удовлетворённость человека социальными взаимоотношениями является важной основой ощущения счастья в пожилом возрасте: «Жил счастливо, а сейчас какое мне счастье... доживаю». «Возраст 80 лет, а могу приносить доброе людям – это счастье».
Вернёмся к периоду зрелости. Он очень продолжителен, и в нём выделяют, в свою очередь, молодость, расцвет, позднюю зрелость и др. Психическое развитие в любом возрасте не является однонаправленным и не сводится непременно лишь к совершенствованию психических функций, способностей и пр. Развитие диалектично в том смысле, что в нём есть не только обретения, новообразования, но и утраты, факты изживания каких-то свойств.
Например, во второй половине зрелости, возможно, такое психическое новообразование как появление мудрости (умения, способности решать сложные необычные жизненные задачи). Это качество основывается на неспешности, самоотверженности и относительной беспристрастности, жизненном опыте, развитом практическом уме, на усвоении ранее не явных для человека законов жизни людей и общества. Вместе с тем в этом возрасте есть и утраты (скажем, быстродействия, работоспособности).
Вы уже могли заметить, отслеживая психическое развитие в детстве и юности, что периоды плавного развития (количественных накоплений) чередуются с качественными перестройками. Например, относительно плавное накопление способностей воспитания и действия в преддошкольном возрасте сменяется после появления ходьбы и речи «взрывным» эффектом в развитии личности («Я сам!» и пр.). Относительно ровное накопление учебного опыта младшим школьником сменяется бурным и разносторонним психическим развитием в подростковом возрасте.
Точно так же и в возрасте зрелости периоды количественных накоплений чередуются с качественными переходами: например, человек – молодой ещё специалист – может долго, терпеливо и незаметно для окружающих, «тихо» накапливать знания, профессиональный опыт, а после этого получить широкое общественное признание, стать знатным специалистом, «взлететь».
Есть и ещё одна «диалектическая пара», характеризующая психическое развитие. Это чередование периодов, когда идут сначала в основном изменения в потребностях, мотивах, побуждениях, жизненных предпочтениях, выборах, а затем – период совершенствования собственно операциональной стороны жизненной активности (человек всё больше, лучше умеет что-то). На этом основании и выделены такие стадии развития детей, как младенчество (обмен ласками) и преддошкольный возраст (накопление умелости), дошкольный (развитие самостоятельности) и младший школьный (учусь учиться), подростковый (равняюсь на взрослых) и ранняя юность (упорная подготовка к будущей послешкольной жизни).
Такого же рода чередование имеют место в зрелом возрасте. Например, какое-то время человек находит смысл и удовольствие в том, что к нему хорошо относятся окружающие, что у него есть друзья, широкий круг знакомств, которые он старательно поддерживает (хождение «в гости» и пр.). Появляются семья, дети. А за этим может следовать период «штурма» некоторых профессионально-деловых высот (дополнительное образование, переподготовка). Это, в свою очередь, порождает перестройку жизненных ориентаций, новые потребности, жизненные перспективы, побуждения, ранее не осуществимые замыслы.
Мы намеренно не пытаемся представить жизнь в виде последовательной «цепочки». Развитие человека любого возраста имеет много возможных направлений, вариантов (оно не полностью предсказуемо). Построение жизненного пути – творческий процесс. И жить надо так, как будто впереди у тебя вечность.
Важно принять во внимание и то, что на каждом этапе жизни возможно появление тяжело переносимых событий. Справляться с ними – это тоже процесс творческий.
Заключение
В соответствии с очерченными выше предметными областями исследований в возрастной психологии можно определить её основные проблемы. Одной из таких проблем является вопрос о том, что больше психическое и поведенческое развитие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
Вторая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей. Под стихийным обучением и воспитанием понимается то, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определённого содержания и продуманных методов под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и кончая высшими учебными заведениями. Здесь более или менее чётко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания детей.
Несомненно, что человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остаётся проблематичным. Одной из конкретных разновидностей этой проблемы является относительное влияние семьи и школы, школы и общества на развитие детей.
Следующая проблема: соотношение задатков и способностей. Её можно представить в виде ряда частных вопросов, каждый из которых является достаточно трудным для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему.
Четвёртая проблема касается сравнительного влияния на развитие рассмотренных выше эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребёнка. Так что же более влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения? В этом состоит суть четвёртой из обозначенных нам проблем.
Информация о работе Психика человека зрелого и преклонного возраста