Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:09, курсовая работа
Психология наших дней – теоретическая дисциплина, изучающая человека, а так же система прикладного знания, позволяющая психологу совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвящена психодиагностике – разделу психологического знания, формирующемуся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни.
Введение…………………………………………………………………………….3-4
Глава 1.Теоретические подходы к изучению межличностных отношений
1.1 Влияние межличностных отношений на развитие личности………………..5-11
1.2 Виды межличностных отношений…………………………………………...12-15
Глава 2.Рассмотрение межличностных отношений в конфликтной ситуации
2.1 Определение конфликтной ситуации………………………………………..16-22
2.2 Способы урегулирования конфликтов………………………………………23-28 Глава 3. Изучение особенностей реагирования в конфликтной ситуации
в межличностных отношениях
3.1 Программа исследования с использованием методики «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К.Томаса…………….29-30
3.2 Анализ результатов методики……………………………………………..…30-32
Заключение………………………………………………………………………...34-35
Литература…………………………………………………………………………36-37
Приложение………………………………………………………………………..38-41
В настоящее время общепризнанной является громадная роль общения в развитии у человека того или иного психологического состояния, в актуализации определенных характеристик психических процессов и свойств, а также в формировании всей его личности.
Чтобы общение оптимально
способствовало удовлетворению позитивных
потребностей участвующих в общении
лиц, порождало у них состояние
эмоционального комфорта, высокой интеллектуально-
В межличностных отношениях, когда осуществляется отбор способов воздействия на участников общения необходимо помнить, что в основе способностей человека влиять на других людей лежит умение глубоко и всесторонне разбираться как в этих людях, так и в самом себе. Опираясь на эти знания, нужно развивать со всеми участниками общения различные формы сотрудничества.
1.2 Виды межличностных отношений
Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Существует много видов межличностных отношений: дружеские, семейные, рабочие, родительские, групповые и др.
Если взять семью, то ее повседневные цели - воспитание детей, выполнение хозяйственных дел, организация досуга и другое - направленно программируют межличностное общение членов семьи друг с другом. Конкретные характеристики внутрисемейного межличностного общения оказываются также связанными с нравственным и общекультурным обликом супругов, с пониманием ими своих родительских обязанностей, возрастом и состоянием здоровья детей и других членов семьи. Как и в любой другой общности особенности взаимодействия в форме межличностного общения в семье в значительной мере оказываются обусловленными тем, как члены семьи воспринимают и понимают друг друга.
В сфере межличностных групповых отношений может выступать фрустрация. В психологии фрустрация понимается как состояние эмоционально-психического расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели, с тщетностью прилагаемых усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, иногда – отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации.
В групповых отношениях
фрустрация нередко
возникновению межличностных конфликтов.
У разных людей реакция на
фрустрацию может быть различной. Эта
реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии. Агрессивные
действия, как реакция не фрустрацию, редко
возникают тогда, когда внутренняя напряженность
человека, порожденная сильным неудовлетворенным
желанием, ищет внешней разрядки и находит
точку ее приложения в другом человеке,
который воспринимается как причина его
неудач.
Чувство неудовлетворенности
общением присуще людям, в
Столкновение - это
чаще всего описываемая и встречающаяся форма
контактов между людьми. Проявления этой
формы весьма многообразны. В одних случаях
столкновение проявляется исключительно
в борьбе, в попытках противников обезоружить
друг друга. Примером этого может быть
ситуация, когда кого-то пытаются дискредитировать
с помощью интриг, преследований, ложных
обвинений и т.п. Другие формы столкновения
больше похожи на поединки боксеров или
фехтовальщиков - главное, к чему стремятся
партнеры, - это доказать свое преимущество
перед другими. Иногда основной целью
является установление господства над
другими людьми с тем, чтобы подчинить
их своим интересам или использовать их
ради собственной выгоды. Среди различных
форм столкновения можно найти и такие,
которые содержат конструктивные и ценные
начала как для участников столкновений,
так и для других людей и даже целых сообществ.
Конструктивные интеллектуальные споры,
конфронтации разных позиций могут приносить
определенную пользу и удовлетворение,
могут помочь улучшить ситуацию в мире.
Отношение в форме столкновений является
результатом индивидуальных различий
между людьми и возникает тогда, когда
поступки индивидов- участников одной
ситуации имеют аналогичную направленность.
Столкновение бывает следствием несовпадения
установок, чувств, стремлений, целей,
моделей поведения и способов мышления.
В жизни нельзя избежать разногласий и
противоречий.
Однако
в действительности чаще всего не сами
конфликты разрушительно действуют на
людей и затрудняют их совместную жизнь,
а следствия некоторых форм поведения
в конфликтной ситуации: страх, враждебность,
угрозы. Если эти переживания чрезмерно
интенсивны и длительны, у людей может
возникнуть и закрепиться оборонительная
реакция, т.е. поведение, которое вплетается
в структуру личности и искажает характер
мышления, поступков и чувств. Негативные
последствия страха, враждебности и чувства
опасности распространяются и на другие
ситуации, участником которых становится
данный субъект. Таким образом, возникает
нечто вроде цепной реакции, которая охватывает
все более широкие области межличностных
отношений. Например, человек, воспитанный
в атмосфере страха и опасности, сам впоследствии
может стать источником этой атмосферы,
воспитывая своих детей или руководя подчиненными.
При этом он действует не вполне осознанно,
не руководствуясь так называемым злым
умыслом. Он всего лишь воспроизводит
некоторый стереотип межличностных контактов,
который когда-то в прошлом был
закреплен на нем как часть его личности.
Оборонительная реакция в ответ на
чувство страха и угрозы может появляться
в различных формах поведения. Иногда
под влиянием страха человек старается
стать "маленьким и незаметным", чтобы
не попадаться на глаза тем, кто является
для него источником угрозы. Нередко встречаются
такие люди, которые когда-то в прошлом
избрали для себя подобный стиль реагирования
и поведения и ведут себя так, хотя изначального
источника опасности уже не существует.
Другой
вид оборонительного поведения заключается
в постоянной готовности к нападению,
к уничтожению или
обезвреживанию источника опасности.
Часто для того, чтобы избежать потенциальной
угрозы со стороны других людей, прибегают
к попыткам подчинить их своей власти
или постоянно контролировать их. Такое
поведение не продиктовано злыми намерениями.
Люди, часто поступающие подобным образом,
заботятся исключительно о том, чтобы
чувствовать себя уверенно и безопасно.
Еще одним способом справится с собственным
чувством страха и надвигающейся угрозы
является овладение набором уловок, игр
и манипуляций, с помощью которых можно
удерживать другого человека на безопасной
дистанции. Постоянная готовность к оборонительно-
наступательным и манипуляциям требует
смены различных "масок" и "костюмов",
которые должны обмануть противника. Однако
часто происходит так, что тот, кто слишком
много играет или притворяется перед другими
людьми, сам перестает понимать, что в
нем истинно, а что - искусственно. Иногда
столкновение преобразуется в другую
форму контактов, которую можно назвать
отчуждением.
Отчуждение может
рассматриваться как конкретная форма самообороны
в виде перемирия, часто связанная с ощущением
собственного бессилия или усталости,
наступающая в результате предшествующей
борьбы. Отчуждение может быть характерно
не только для отношений между людьми
мало знающими друг друга и имеющими мало
общих интересов. Оно свойственно и для
отношений между теми, кто объединен общей
работой, совместной научной деятельностью,
принадлежностью к одной семье или группе.
Также отношения отличаются равнодушием.
Более мягкой формой отчужденности является
так называемая конвенциональная корректность.
Она основана на соблюдении некоторых
жестко заданных границ, в рамках которых
следует удержать собственное поведение
и поведение другого человека. Эти границы
устанавливаются под влиянием конвенционных
норм, присущих данной среде или в результате
действия неписаных законов при выполнении
социальных ролей.(В.И. Андреев, 1995).
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений является результатом индивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность.
Человек редко бывает один, обычно он включен в групповые отношения, которые могут быть различными, но вместе с тем имеются определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение.
Глава 2. Рассмотрение межличностных отношений в конфликтной ситуации
2.1 Определение конфликтной ситуации
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаем, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли оценить верно, сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.
Что же такое конфликт? В
психологии конфликт
Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимание на то, как к нам относятся другие?
Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.
Российские конфликтологи А. Дмитриев,
В. Кудрявцев и Г. Кудрявцев предлагают
четко разграничивать предмет и объект
конфликта: «Под предметом конфликта мы
понимаем объективно
существующую или мыслимую (воображаемую)
проблему, служащую причиной разбора между
сторонами. Предмет конфликта — это и
есть основное противоречие, из-за которого
и ради разрешения которого субъекты вступают
в противоборство. Это может быть проблема
власти, обладание ценностями, престижа
и т. д.» (А. Дмитриев, В.Кудрявцев, Г. Кудрявцев,
1993, С.187). Определить предмет конфликта,
по их мнению, очень важно, поскольку возникающее
в конфликтах напластование проблем может
сделать сам предмет конфликта абсолютно
не имеющим четких границ.
Конфликт может иметь один основной
предмет, который распадается на множество
частных предметов. Объектом же конфликта
может выступать любой предмет материального
мира или социальной реальности.
Таким образом,
предмет конфликта, это его внутренняя
причина. Конфликтные взаимодействия
между одними и теми же отношениями могут
оказаться безразличными к объекту и держаться
только на предмете. Причина
конфликта является тем пунктом, вокруг
которого разворачивается конфликтная
ситуация. По мнению А.Г. Здравомыслова,
можно выделить следующие типы причин
возникновения конфликта:
1. Наличие противоположных
2. Идеологические причины.
3. Причины конфликта,
4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан с различными целями с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. (А.Г. Здравомыслов, 1996).
Любая из перечисленных
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.
1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.
2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.
3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.
4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
Информация о работе Психодиагностика межличностных отношений