Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:09, курсовая работа
Психология наших дней – теоретическая дисциплина, изучающая человека, а так же система прикладного знания, позволяющая психологу совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвящена психодиагностике – разделу психологического знания, формирующемуся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни.
Введение…………………………………………………………………………….3-4
Глава 1.Теоретические подходы к изучению межличностных отношений
1.1 Влияние межличностных отношений на развитие личности………………..5-11
1.2 Виды межличностных отношений…………………………………………...12-15
Глава 2.Рассмотрение межличностных отношений в конфликтной ситуации
2.1 Определение конфликтной ситуации………………………………………..16-22
2.2 Способы урегулирования конфликтов………………………………………23-28 Глава 3. Изучение особенностей реагирования в конфликтной ситуации
в межличностных отношениях
3.1 Программа исследования с использованием методики «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К.Томаса…………….29-30
3.2 Анализ результатов методики……………………………………………..…30-32
Заключение………………………………………………………………………...34-35
Литература…………………………………………………………………………36-37
Приложение………………………………………………………………………..38-41
Известны пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
1. Избегание. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы. Этот стиль используется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для нас, и мы не отстаиваем свои права и не сотрудничаем ни с кем.
2. Приспособление. Этот стиль означает, что мы действуем совместно с другой стороной, но при этом не пытаемся отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что «мы все — одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Но, к сожалению, про проблему, лежащую в основе конфликта, совсем забываем. В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что, в конечном счете, произойдет взрыв.
3. Соперничество. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том. что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения.
4. Компромисс. Суть этого стиля заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий.
5. Сотрудничество. Данный стиль — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Цель ею применения разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать заключение, что лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения. От этого зависит “окрашенность” конфликта, т. е какую роль (положительную или отрицательную) сыграет он на взаимоотношениях коллектива или группы. Необходимо также помнить, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Глава 3. Изучение особенностей реагирования в конфликтной ситуации в межличностных отношениях
3.1 Программа исследования с использованием методики «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К.Томаса
Тема: Психологические особенности реагирования продавцов в конфликтной ситуации
Программа исследования:
Цель исследования: изучение поведения продавцов в конфликтной ситуации.
Объект исследования: конфликтная ситуация, возникшая у продавца.
Предмет исследования: специфика поведения продавца в конфликтной ситуации.
Гипотеза:
1. В зависимости от
возраста и социального
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Определить поведение продавцов в конфликтной ситуации.
3. Выявить единую линию поведения продавца в конфликтной ситуации.
4. Рассмотреть особенности поведения продавцов разного возраста и социального положения в конфликтной ситуации.
Основу нашего эмпирического исследования составила методика «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К.Томаса.
На наш взгляд, данная методика позволяет более точно выделить типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить несколько человек, склонных к соперничеству или сотрудничеству в группе, команде, стремящейся к компромиссам, избегающих конфликтов или старающихся обострить их.
Методика К. Томаса состоит из 30 вопросов, в каждом из которых предложены два варианта поведения. Вопросы к методике К.Томаса представлены в Приложении 1.
По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. (Ключ с ответами представлен в Приложение 2.)
Полученные количественные
оценки сравниваются между
Выборка: в исследовании принимали участие продавцы – консультанты вино – водочного магазина г. Дзержинска, в количестве 4 человек, возраст испытуемых от 20 до 40 лет.
3.2 Анализ результатов методики
Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К.Томаса.
Как видно из полученных результатов (см. приложение 3,4,5,6), поведение продавцов в конфликтной ситуации бывает различным. Единой линии реагирования на конфликт у продавцов не существует.
Яна в конфликтной ситуации более склонна к приспособлению, Юля предпочитает пойти на компромисс, Наталья желает сотрудничать, Марина видит решение конфликтной ситуации в компромиссе или ее избегании.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная нами гипотеза подтвердилась. В зависимости от возраста и социального положения реакция продавцов в конфликтной ситуации различна.
Основываясь на изученную литературу по данной теме, можно дать некоторые рекомендации поведения человека в конфликтной ситуации.
1. Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:
-источник разногласий не существенен для нас по сравнению с другими более важными задачами, потому мы считаем, что не стоит тратить на него силы;
-у нас мало власти для решения проблемы желательным для нас способом;
-хотим выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;
-пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию.
Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или мы сможем заняться ею позже, когда будем обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.
2. Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:
-главная задача - восстановить спокойствие и стабильности, а не разрешение конфликта;
-если мы считаем, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения.
3. Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:
-исход конфликта очень важен для нас, и мы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
-мы обладаем достаточной властью и авторитетом, нам представляется очевидным, что предлагаемое решение - наилучшее;
-мы чувствуем, что у нас нет иного выбора и вам нечего терять;
4. Стиль компромисса - это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.
Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
-обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
-удовлетворение нашего желания имеет для нас не слишком большое значение;
-нас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.
5. Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, мы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
-необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
-у нас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
-основной целью является приобретение совместного опыта работы;
-стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.
Итак, в зависимости от ситуации, необходимо выделить наиболее целесообразный для конкретного человека стиль поведения.
Заключение
Важнейшим
вопросом социальной
Подводя итоги исследования социальных конфликтов, можно сказать, что конфликт, вероятнее всего - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.
В связи с тем, что социальный конфликт - явление многоплановое, в работе он представлен с разных ракурсов обозрения этой проблемы. Выделены основные аспекты социальных конфликтов и дана их характеристика по основным составляющим. Так в данной работе раскрыты причины, острота, длительность и последствия конфликтных ситуаций.
Изучив исследования ведущих специалистов в области конфликтологии (Емельянова С.М., Козырева Г.И., Андреева В.И.), была представлена классификация конфликтов, проанализированы основные стадии развития и протекания социального конфликта.
На основе изученного материала, можно сделать вывод, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, необходимо научиться управлять ими.
В нашей
работе было представлено
В данной работе
мы изучили особенности
Основываясь на накопленном опыте в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, нужно стремиться к тому, чтобы конфликтные ситуации приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностям.
Литература
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М. 1990.
2. Андреева Г. М. Социальная Психология. М. 1998.
3. Андреев В. И. Конфликтология:
искусство спора, ведения
Информация о работе Психодиагностика межличностных отношений