Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 22:42, курсовая работа
Цель данной работы – изучение методов группового творчества и возможность их применения в психологии.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Изучение проблем группового творчества в современной науке.
2. Характеристика психодрамы как психотерапевтического метода группового творчества.
3. Выявление механизмов повышения эффективности и стимулирования творчества групповыми методами.
Введение 4
Раздел 1. Теоретические аспекты группового творчества 4
Глава 1. Проблемы группового творчества 4
Глава 2. Психодрамма – творческий процесс психологии 4
2.1. Основные понятия психодрамы 4
2.2. Основные процедуры 4
Раздел 2 .Методы повышения эффективности группового творчества 4
Глава 3. Мозговой штурм как коллективное творчество 4
3.1. Сущность и принципы метода мозгового штурма 4
3.2. Этапы мозгового штурма 4
3.3. Достоинства и недостатки мозгового штурма 4
Глава 4. Синектическая группа как интенсивный творческий процесс 4
4.1. Сущность и особенности метода синектики 4
4.2. Механизмы синектики 4
4.3. Организация проведения синектики 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Факультет психологии
Кафедра психологии личности
Курсовая работа
ТЕМА: Психодрама и групповое творчество
Руководитель:
Доктор психологических
наук, профессор
___________ В.И. Кабрин
Автор работы:
___________ А.К. Сенгин,
группа 20901
Томск 2011
Оглавление
Введение 4
Раздел 1. Теоретические аспекты группового творчества 4
Глава 1. Проблемы группового творчества 4
Глава 2. Психодрамма – творческий процесс психологии 4
2.1. Основные понятия психодрамы 4
2.2. Основные процедуры 4
Раздел 2 .Методы повышения эффективности группового творчества 4
Глава 3. Мозговой штурм как коллективное творчество 4
3.1. Сущность и принципы метода мозгового штурма 4
3.2. Этапы мозгового штурма 4
3.3. Достоинства и недостатки мозгового штурма 4
Глава 4. Синектическая группа как интенсивный творческий процесс 4
4.1. Сущность и особенности метода синектики 4
4.2. Механизмы синектики 4
4.3. Организация проведения синектики 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Проблема развития творчества
личности всегда вызывала большой интерес
у отечественных и зарубежных
психологов, что обусловило наличие
качественно разнообразных
Развитие группового творческого потенциала является актуальной задачей в деле повышения качества и эффективности деятельности. Естественным образом возникает интерес к условиям его стимулирования и способам интенсификации. Знание основных социально-психологических рычагов развития группового творчества дает возможность создавать благоприятные условия для развития каждой личности. Важность и актуальность проблемы развития группового творчества определяется запросами теории и практики – поиск новых форм мышления и повышение творческой активности.
Большой вклад в психологию
творчества внесли Д.Б. Богоявленская,
А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев,
О.К.Тихомиров. В зарубежной психологии
творчества известны исследователи
Э.Де Боно, Дж.Гилфорд, Б.Клег, К.Тейлор,
Е.Торренс. Однако исследования по проблемам
творчества преимущественно имеют
индивидуалистическую ориентацию и
не охватывают специфические социально-
Цель данной работы – изучение методов группового творчества и возможность их применения в психологии. Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
Объект исследования – методы группового творчества.
Предмет исследования – явление креативности в условиях группового творчества.
Психология творчества – область знания, изучающая создание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности: в науке, технике, искусстве. Общество долгое время не имело острой практической потребности в психологии творчества. Таланты появлялись как бы сами собой, они стихийно делали открытия, создавали шедевры литературы, музыки, живописи, архитектуры. Существование объективных законов творчества человека фактически отрицалось. Идея целенаправленного повышения эффективности созидания новых, оригинальных, общественно значимых ценностей серьезно не ставилась. Подавляющее большинство советских психологов до начала 50-х годов решительно отвергало сам феномен «бессознательного», выражаемого в понятиях – озарение, интуиция, инсайт. Пионерами зарождающейся в России психологии творчества были не психологи, а теоретики словесности, литературы и искусства. Лишь в середине XX века возникла явно выраженная потребность в рациональном управлении творческой деятельности.
Тот факт, что воздействовать на группу – в целях лечения, в частности – бывает иногда эффективнее, чем на одного человека, знали издавна. Первой попыткой дать научно-теоретическое объяснение происходящим в группе процессам излечения следует считать теорию «животного магнетизма» Ф.Месмера, позже обнаружившей социально-психологические эффекты, связанные с межличностным взаимодействием врача и больного, с целебным влиянием группы [19, с.138]. Фактически до середины XIX века эти эффекты не изучались исследователями. Еще один из важнейших факторов, оказавших влияние на возникновение групповых форм психологической работы, – психотерапия, базирующуюся на использовании гипнотических воздействий. Однако существуют и другие источники групповых психологических методов исследования социологов и социальных психологов.
Первыми социологами, предпринявшими изучение групповых методов, их функций и механизмов на рубеже XIX и XX веков были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель [6, с.231]. Результаты их исследований в той или иной форме использовались в групповой психотерапии. Целый ряд последователей Фрейда активно использовали психоаналитическое лечение в группах. Говоря об истории групповых методов в психотерапии и психологии, нельзя не вспомнить о Д.Морено. Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии. Почти все отечественные школы опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы групповой психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей.
Интерес к исследованию психологических аспектов творчества (особенно научного) и поиск методов его развития резко обострился в середине 20 века под воздействием научно-технической революции. Это вызвало кризис прежних методик. Особая роль придается воображению, гибкости ума, дивергентному (то есть расходящемуся в различных направлениях) мышлению, а также внутренней мотивации. Разрабатываются методики стимуляции группового творчества. Групповой эффект был открыт психологической наукой в 20-е годы (Дж.Айзенк, М.Смит и Дж-Струп). Он заключался в том положительном, что привносит группа в работу индивида, в частности, в достижении таких результатов, которые не под силу сумме разрозненных индивидов. Другая составляющая «группового эффекта» – психологический настрой коллектива, радость от совместного творчества [6, с.123].
В психологической литературе существуют разнообразные подходы к изучению творчества [11, с.87]. Так представители интуитивизма, психоанализа предполагают самопроизвольность открытия нового, отрицая значение практики, опыта, даже мыслительной деятельности. Противоположный подход декларирует полную познаваемость психических явлений, в частности – творчества; делаются попытки выявить структуру творческого акта, базирующегося на работе головного мозга и высшей нервной деятельности человека. Промежуточную позицию занимает близкая идеям когнитивной психологии теория о соотношении творческого, интуитивного и рационального в человеческой природе.
Сторонники бихевиоризма считают творчество, как и любую другую деятельность, чередой «проб и ошибок», но в отличие от любой другой деятельности, творчество с их точки зрения венчается найденной случайным образом эффективной, необычной, не встречавшейся ранее в опыте индивида реакцией или сочетанием реакций. С точки зрения гуманистической психологии творческий процесс является реализацией естественного творческого потенциала в случае устранения внутренних барьеров и внешних препятствий при отсутствии внутриличностных конфликтов. В рамках гуманистической психологии акцент делается не на качестве результата, а на характеристиках и процессах, активизирующих творческую продуктивность
На протяжении тысячелетий
основным методом коллективного
творчества считался спор, противоборство
идей. В настоящее время этот метод
не считается эффективным. На смену
ему пришли методы, основанные на сотрудничестве,
взаимной поддержке, понимании и
подхватывании идей друг друга. Споры
категорически исключаются
В зарубежных исследованиях были выявлены связи между некоторыми личностными характеристиками членов группы и совместным творчеством. Так, группы, состоящие из высокотревожных индивидуумов, оказались менее эффективны по сравнению с группами, состоящими из низкотревожных индивидуумов [15, с.159]. Отмечается, что групповое творчество обратно связано с самооценкой и самопониманием членов группы. Результаты отечественных исследований показывают, что в задачах, предполагающих реализацию совместно-творческой деятельности, лидерами становятся наиболее креативные члены группы [17, с.72]. Можно сказать, что совместно-творческая деятельность связана с такими характеристиками членов группы, как самооценка, самопонимание, тревожность и креативность лидера.
Существует ряд требований к качеству взаимодействия специалиста с клиентом в групповой форме работы. Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер и учитывать [4, с.58]:
1) особенности личности клиента;
2) структуру и содержание
материала, который
3) возможности и ограничения
психотехник, используемых в
4) обеспечение обратной связи;
5) возможности организации
системы поддержки и
6) влияние теоретических
построений социального
7) влияние феноменов группы на личность.
Особое значение сегодня
приобретают социально-
Известна методика группового творческого решения проблем – социодрама. Социодрама – техника групповой психотерапии; метод разработанный Я.Л.Морено для решения социальных проблем индивида или сообщества. Целями социодрамы как психотерапевтической техники являются постижение глубинного смысла обстоятельств, в которых действует группа, осознание возможных внутригрупповых конфликтов. Ее использует как метод первичной профилактики поведенческих проблем, возникающих у лиц из неимущих слоев населения и групп повышенного риска. В идеале в социодраматическом действии участвует вся группа, моделирующая проблемную ситуацию. Эффект социодрамы должен всегда оцениваться в аспекте ее цели и способности двигаться навстречу разрешению конфликта [4, с.47].
Однако первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий является психодрама [15, с.38]. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни. Групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в общей системе психологической помощи; она представляет собой специфический метод, при использовании которого основным инструментом психокоррекционного (психотерапевтического) воздействия выступает специально организованная группа. Групповая психотерапия представляет собой метод оказания психологической помощи, который сознательно, планомерно и систематически применяется в небольшой организованной группе участников. Цель – изменение их отношения к социальному окружению и к собственной личности, где групповой психотерапевт и участники, используя вербальные и невербальные методы воздействия на каждого участника группы и группу в целом, принимают активное участие в терапевтической деятельности. Группа выступает как модель реальной жизни. Возникнув несколько десятилетий назад, психодрама не только не потеряла своей актуальности, но применяется все шире и шире практически во всех развитых странах Европы и Америки как групповая терапия специального психотерапевтического направления.
Термин «психодрама» сложен и многогранен, и в литературе не существует единого мнения по поводу определения психодрамы. Термин свободно используется для обозначения, кроме всего прочего, клинических ролевых игр, моделирования поведения путем репетиций, анализа действия, креативной драматики, драматерапии, театра импровизаций и даже спонтанного хэппенинга. Психодрама прочно занимает позицию жизнеспособной альтернативы другим терапевтическим подходам [12, с.67]. Она развилась в систематический метод с разработанными стратегиями и техникам во многом благодаря Я. Морено, чей вклад в эту область огромен. Другой ведущий современный исследователь Келлерман систематизировал и разъяснил фундаментальные теоретические и практические аспекты психодрамы. Он определил психодраму как метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. При этом используется как вербальная, так и невербальная коммуникация, разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершенные ситуации, внутренние драмы, фантазии, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психических состояний «здесь и сейчас».