Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 22:42, курсовая работа
Цель данной работы – изучение методов группового творчества и возможность их применения в психологии.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Изучение проблем группового творчества в современной науке.
2. Характеристика психодрамы как психотерапевтического метода группового творчества.
3. Выявление механизмов повышения эффективности и стимулирования творчества групповыми методами.
Введение 4
Раздел 1. Теоретические аспекты группового творчества 4
Глава 1. Проблемы группового творчества 4
Глава 2. Психодрамма – творческий процесс психологии 4
2.1. Основные понятия психодрамы 4
2.2. Основные процедуры 4
Раздел 2 .Методы повышения эффективности группового творчества 4
Глава 3. Мозговой штурм как коллективное творчество 4
3.1. Сущность и принципы метода мозгового штурма 4
3.2. Этапы мозгового штурма 4
3.3. Достоинства и недостатки мозгового штурма 4
Глава 4. Синектическая группа как интенсивный творческий процесс 4
4.1. Сущность и особенности метода синектики 4
4.2. Механизмы синектики 4
4.3. Организация проведения синектики 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Основные понятия психодрамы – ролевая игра, социограмма, спонтанность, теле, катарсис, инсайт.
Ролевая игра занимает центральное место в психодраме. В психодраме (и в этом ее принципиальное отличие и лечебное воздействие) нет никакого заданного сценария: участники группы сами создают его по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет. Здесь психодрама напоминает саму жизнь. Роли участники тоже выбирают и распределяют сами. Психотерапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пределах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность. Психотерапевт в роли режиссера психодрамы пытается помочь членам группы изменить неудачные паттерны поведения.
Социограмма - специальная схема межличностных отношений, отражающая направленность аттракции, отвержения и безразличия в группе. Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Морено противопоставлял психодраму пассивности психоанализа. Он верил, что психодрама дает возможность активному экспериментированию как с реалистичными, так и нереалистичными жизненными ролями.
Морено подчеркивает, что
между исполнением роли в психодраме
и игрой в настоящем театре
существует кардинальное различие, поскольку
профессиональные актеры играют то, что
написали авторы, и они ограничены
в своих диалогах авторским текстом.
Профессиональный актер должен обладать
способностями перевоплощаться
в того персонажа, которого он играет,
исполняя роль именно в театральном
представлении, а не в реальной жизни.
В психодраматическом представлении
актерство может оказаться
В отличие от традиционного театра психодрама поощряет изучение реальных и важных для участников ролей. Сценарий и постановка являются результатом работы не автора и режиссера, а самого участника. Гораздо более волнующие, чем традиционные представления, психодраматические представления могут по-настоящему захватывать и актеров, и аудиторию.
Спонтанность и креативность есть результат и условие психодраматического действия [13, с.95]. Жизнь в психодраматической группе приобретает особый статус, формируется как специфическая реальность, в которой участники могут экспериментировать с разными жизненными перспективами, ролями, формами поведения. Представление на сцене дает возможность пережить их во всей полноте и проработать. В психодраме могут проигрываться события реальные и виртуальные, а также фантазии, сновидения клиента. Член группы может переходить из одной реальности в другую, и в этой игре возможностей он приобретает креативность и спонтанность. Спонтанность означает не произвол, случайный импульс, а действие, наиболее соответствующее актуальному состоянию человека, в котором интегрируются его глубинные потребности. Когда человек действует спонтанно, он продуктивен и креативен. Участник группы актуализирует наличные и осваивает новые поведенческие образцы, расшатывает стереотипы, вызывает к жизни реальные и существующие в фантазии роли. Участник группы не просто воспроизводит ситуации, а активно действует со своей личной историей, творя новую субъективную реальность. Спонтанность подразумевает естественность (неумышленность) восприятия и реагирования. Этот термин встречается практически во всех видах психотерапии, так как их авторы считают, что большинство клиентов слишком зажаты психологическими защитными механизмами и шаблонами поведения: они потеряли детскую спонтанность - естественность проявления чувств и мыслей. Именно обретение такой спонтанности позволит им лучше всего избавиться от своих комплексов и неврозов.
Спонтанность, креативность и консервирование образуют три стадии творческого процесса. Спонтанность можно понимать как изначальный импульс, необходимую для творчества энергию; креативность придает ей форму, направление; культурный консерв сохраняет его во времени.
Спонтанность понимается
как «новая реакция на старую ситуацию,
либо адекватная реакция на новую
ситуацию». Под спонтанностью Морено
понимал некую космическую
Понятие "тело" включает в себя негативные и позитивные чувства, возникающие между людьми в психодраматическом действии. Морено определил это понятие как "вчувствование людей друг в друга, цемент, который скрепляет всю группу", "поток двусторонней эффективности между индивидуумами". Другими словами, понятие "теле" можно определить как взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии. В то время как эмпатия - это как бы односторонее вчувствование одного человека во внутренний мир другого, "теле" представляет собой взаимный обмен эмпатиями и признаниями. Когда члены группы меняются ролями или пытаются посмотреть на мир чужими глазами, они вовлекаются в отношения "теле".
Результатом использования понятия "теле" в изучении групп является признание того, что мы видим других не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к нам. Групповая психодрама есть тот "полигон", который позволяет проанализировать наше восприятие других людей. Понятие "теле" особенно значимо для социодрамы, специального вида психодрамы.
В социодраме темой исследования является сама группа, поэтому вместо исследования личностных проблем участники социодрамы изучают те проблемы, которые возникают во время их совместной работы. Члены группы проигрывают роли для изучения собственных переживаний, обусловленных, например, такими социо-культурными проблемами, как расизм, предрассудки, взаимоотношение поколений, конфликты с полицией и т. п. При помощи творческих и спонтанных действий участники изучают восприятие, ответные реакции, чувства, модели поведения, пытаются улучшить взаимоотношения в группе и продвинуть групповое взаимопонимание.
В психодраме катарсис должны испытать не только клиент и даже не только все участники конкретного психодраматического этюда, но и все остальные участники, являющиеся активно сопереживающими зрителями. Процесс катарсиса становится главной задачей участников психодрамы (первичный эффект) и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая на них психотерапевтическое воздействие. Возникающий групповой катарсис рассматривался ими как способ, помогающий зрителям лучше понять некоторые аспекты своих личностей.
В традиционном театре зрители
могут испытывать душевную разрядку
в процессе сопереживания, если сценарий
созвучен их чувствам, и они эмоционально
вовлечены в действие. Однако актеры
на сцене редко переживают катарсис.
Во-первых, они обычно не отражают в
ролях значимые события своего собственного
опыта, во-вторых, повторение спектакля
снижает катарсический
Морено считал, что он пошел дальше Фрейда в разработке терапевтической ценности катарсиса и в попытках вызвать его в драматическом действии. В психоанализе катарсис является вторичным по сравнению с последующим анализом, но в психодраме процесс катарсиса и интеграции более важен, чем сценарий или анализ переживаний и действий. Психодраматическая ситуация словно специально предназначена для полного эмоционального освобождения. Сила испытываемого участниками катарсиса зависит от их спонтанности. Катарсис испытывают как авторы конкретной драматической ситуации, использующие личностно значимый материал, так и актеры, воплощающие эту ситуацию на сцене.
Термин «инсайт» употребляется во многих направлениях современной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расширяющее возможности решения проблемы. Обычно (особенно в психоаналитических направлениях) инсайт происходит в результате катарсиса. Групповая психодрама ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта. Психодрама дает участникам возможность заново пережить важные события своего прошлого, используя разнообразные приемы. Как правило, наивысшее эмоциональное напряжение возникает в группе во время сценического действия, а не после него, при обсуждении информации или групповом анализе. Однако иногда инсайт может возникать одновременно с катарсисом, а также при обсуждении переживаний, возникших в ходе психодраматического действия.
Практика психодрамы включает несколько важных этапов. Сюда входят этап распределения ролей и три стадии развития самой психодрамы. Многие используемые в психодраме термины связаны с театром. К ним относятся роли: режиссера, протагониста (главного героя) и вспомогательных Я. Режиссером обычно выступает сам психотерапевт или руководитель группы. Его главные задачи – сформировать оптимальную для предстоящей работы творческую групповую атмосферу, распределить остальные роли, начать сценическое действие в желательном направлении, а далее - поддерживать настроение участников к проявлению их творческой инициативы и импровизации. Протагонистом (в соответствии с терминологией античного театра) называют исполнителя главной роли – основного Я. Все остальные участники играют роли вспомогательных Я.
На первой стадии психодрамы основная нагрузка выпадает на режиссера. В его задачи входит:
После обретения участниками определенной раскованности и создания активной творческой атмосферы в результате правильно проведенной разминки начинается основная часть психодрамы.
Сначала режиссер определяет, кто из участников будет играть роль протагониста. Он может сделать этот выбор самостоятельно, или умышленно вовлекая в обсуждение кандидатуры группу и тем самым поддерживая творческую активность всех участников.
Режиссер просит протагониста выбрать достаточно важную для него тему, рассказать всем общую идею того спектакля, который он хотел бы разыграть. Он напоминает, что протагонист излагает лишь общее направление, а развитие действия в психодраме должно быть спонтанным (как и действия всех ее участников) и не связанным заранее детализированным сценарием. Затем выбранный главный герой - протагонист подбирает себе одного или нескольких (в зависимости от замысла режиссера) партнеров, которые будут его вспомогательными Я. Объяснив вспомогательным Я их задачи, протагонист начинает разыгрывать намеченное действие, стараясь как можно более естественно, спонтанно выражать свои мысли и чувства. Режиссер вмешивается лишь в случае необходимости, подправляя процесс в нужном направлении к катарсису и инсайту.
Завершающая стадия психодрамы заключается в совместном обсуждении и анализе поведения всех участников. В это обсуждение вовлекаются все участники, так как такие обсуждения помогают не только улучшить работу, лучше узнать себя и других, но и стимулируют активность группового взаимодействия и эмпатийного взаимопонимания.
Несмотря на многочисленные вариации, основными практическими методиками психодрамы считаются: монолог, метод двойника, обмен ролями, отображение.
Количество техник, применяемых в психодраме, чрезвычайно велико, тем не менее возможно выделить группу базовых техник, универсальных по возможности их приложения к психологическим или поведенческим проблемам [7, с.52]: