Психодрама и групповое творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение методов группового творчества и возможность их применения в психологии.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Изучение проблем группового творчества в современной науке.
2. Характеристика психодрамы как психотерапевтического метода группового творчества.
3. Выявление механизмов повышения эффективности и стимулирования творчества групповыми методами.

Содержание работы

Введение 4
Раздел 1. Теоретические аспекты группового творчества 4
Глава 1. Проблемы группового творчества 4
Глава 2. Психодрамма – творческий процесс психологии 4
2.1. Основные понятия психодрамы 4
2.2. Основные процедуры 4
Раздел 2 .Методы повышения эффективности группового творчества 4
Глава 3. Мозговой штурм как коллективное творчество 4
3.1. Сущность и принципы метода мозгового штурма 4
3.2. Этапы мозгового штурма 4
3.3. Достоинства и недостатки мозгового штурма 4
Глава 4. Синектическая группа как интенсивный творческий процесс 4
4.1. Сущность и особенности метода синектики 4
4.2. Механизмы синектики 4
4.3. Организация проведения синектики 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

Курсавая работа Сенгин Алдынай 20901гр..docx

— 65.87 Кб (Скачать файл)

Преодолевать стереотипы и привычные способы решения  проблем весьма непросто. Стереотипы заметно влияют на личность, приводят к личностным деформациям, имеют  тенденцию распространяться и захватывать  все сферы развития личности. Применение тех или иных методик для преодоления  стереотипов, утвердившихся установок  личности зависит от конкретной цели.

До недавнего времени  психодрама не могла приобрести такой  популярности в среде академической  психологии, какой пользуются гуманистическая  психология, психоанализ и современный  бихевиоризм. Но, сегодня особое значение приобретают психодраматические методы моделирования поведения в групповом творчестве. Все методы решения задач посредством творчества можно определить в группы по признаку доминирования в них интуитивных или логических процедур (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.) и соответствующих им правил действия. Психодраматические методы – это эвристические (интуитивные или иррациональные) методы и опираются на активизацию творческой деятельности человека и развитие его творческих способностей на основе развития интуитивных процедур деятельности, фантазии и др. В эту же группу входят и такие методы, как «мозговой штурм», синектика – методы, повышающие эффективность группового творчества.

 

Раздел 2 .Методы повышения эффективности  группового творчества

Глава 3. Мозговой штурм как коллективное творчество

3.1. Сущность  и принципы метода мозгового  штурма

«Мозговой штурм» (brain storm) –  это метод группового коллективного  продуцирования новых идей [17, с.56]. Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора.

Одним из самых распространенных методов коллективного (группового) творчества считается метод «мозгового штурма». Этот метод преподносится как достижение науки, на самом деле этот метод стар настолько, насколько старо мыслящее человечество: ( Совет племени, Семейный совет, Совет общины, Оперативки, Парламенты и многое другое). Это структуры группового творчества, которые используют элементы «метода мозгового штурма».

Для развития коллективного  творчества важно всё: восприятие, взаимоотношения, доверие, ответственность, полномочия, территория, четкость, плановость, профессионализм, интеллект и знания.

Метод «мозгового штурма» принимается в ситуации, когда не удалось решить проблему обычным путем, когда кажется, что все возможные пути решения уже рассмотрены, и при обсуждении проблемы все уже просто «ходят по кругу».

В условиях «мозгового штурма»  средством, позволяющим убрать так  называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в  интерактивную коммуникацию, приобщить  их к активному поиску решений  поставленной проблемы.

Успех проведения мозгового  штурма зависит от соблюдения двух главных принципов [10, с.78]:

    1. при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.
    2. если участники совещания находятся в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей.

Таким образом, основой метода является преодоление стереотипов  мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации  идей, без их критического анализа  и обсуждения; успех проведения «мозгового штурма» основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации  идей субъективной оценкой.

Творческое мышление, как  правило, проходит три стадии [18, с.138]:

    • генерирование идей, их формулировка;
    • оценка или анализ этих идей;
    • использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.

В «мозговом штурме» эти стадии разделены. На первом этапе реализуется только первая функция, потому что если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у автора идеи наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений.

3.2. Этапы мозгового  штурма

Итак, мозговой штурм состоит  из нескольких этапов.

Первый этап – ориентация. Зачастую на него в меньшей степени обращают внимание, чем на последующие, однако именно этот этап задает те рамки, в соответствии с которыми процесс будет далее реализован. Вначале всем участникам необходимо четко определить для себя, осознать, для чего они все тут собрались. Поэтому лидеру, организатору группового действия необходимо обсудить с участниками процесса такие вопросы, как:

    • цель;
    • контекст, в котором будет рассматриваться проблема;
    • время, которое необходимо и возможно затратить для принятия решения.

Это позволяет максимально  сблизить понимание цели и задач, сориентироваться и выбрать наиболее актуальный ракурс рассмотрения вопроса и, наконец, внутренне настроиться на определенный интервал времени, отведенный для процесса.

На этом этапе можно выделить несколько значимых шагов:

    1. «включение» - создание рабочей обстановки;
    2. «наполнение» - основная фаза, в течение которой происходит выдвижение большей части идей;
    3. «прорыв» - когда производится генерация идей по ключевому пункту проблемы или по одному из перспективных направлений;
    4. «индукция» - поиск новых и доработка выявленных ранее направлений решаемой проблемы с использованием уже полученной информации.

Порядок осуществления процесса ведение дискуссии таков: ведущий  формулирует перед группой тему обсуждения, она должна быть сформулирована четко и ясно, а также должен быть обозначен конкретный результат, который планируется получить во время штурма.

Второй этап – процесс сбора предложений. Целью ведущего на этом этапе является максимальное содействие развитию отобранных направлений, приданию им облика, позволяющего судить о возможности практической реализации выбранных решений. Необходимо соблюдать правило безоценочного принятия предложений от всех участников процесса. Безусловно, велик соблазн перейти к обсуждению услышанных предложений. Очень важно удержаться, так как если начать обсуждать уже озвученные предложения, в то время как остальные еще не были озвучены, они так и останутся невысказанными. Принятие группового решения – это творческий процесс, в котором происходит активизация личностного потенциала.

Третий этап – анализ. Самый трудоемкий этап в плане обсуждения предложений. На этом этапе необходимо проанализировать все предложения, рассмотреть их с разных точек зрения. Взвесить все плюсы и минусы.

Четвертый этап – завершающий. Это этап принятия решения, выбора окончательного варианта, оптимального по всем параметрам.

Процесс «мозгового штурма»  предполагает определенные правила  работы [10, с.84]. Вот главные из них: никакой критики; важно собрать как можно больше идей – даже кажущихся нереальными; приветствуется использование метафор, проведения параллелей с другими сходными ситуациями; должна быть создана атмосфера, комфортная для всех участников.

Выделяют разновидности мозгового штурма:

1. Обратная мозговая атака. На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. Проводится их анализ и оценка. На основании этих недостатков формулируются задачи.

2. Теневая мозговая атака. Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из 5-7 человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп «теневого кабинета». Генераторы «теневого кабинета» следят за ходом работы активных генераторов, воспринимая и фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но не высказывая своих предложений вслух.

3. Корабельный совет. Здесь очень важно строгое выполнение каждым участником определенных правил, одним из которых является заранее установленная очередность выступлений. Успех работы зависит главным образом от умения ведущего создать спокойную деловую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.

4. Конференция идей. Разрешена только доброжелательная критика. Возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы. Процессом управляет ведущий, который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

5. Брейнрайтинг. Эта методика основана на технике «мозговой атаки», но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом.

3.3. Достоинства  и недостатки мозгового штурма

«Мозговому штурму» свойственны  определенные достоинства и недостатки.

Одно из наиболее важных преимуществ  «мозгового штурма» заключается  в том, что во время «мозгового штурма» поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.

Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко  вовлечены в ход генерирования  идей и их обсуждение, более гибко  осваивают новые идеи, чувствуют  себя равноправными.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька»  в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит выход за пределы  стандартного мышления. Интерактивное  взаимодействие порождает синергический  эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается  шанс упустить конструктивную идею.

Привлекается большое  количество идей, предложений, что позволяет  избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

«Мозговой штурм» – это  простой метод, который легко  понять и легко применять на деловом  совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

Необходимо выделить также  недостатки «мозгового штурма», что  поможет избежать появления проблем  при решении задач методом  мозгового штурма. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают. Без давления критики и самокритики в процессе «мозгового штурма» точка зрения его участников на то, кок нужно решать поставленную перед ними задачу, модифицируется и шлифуется до тех пор, пока в группе не истощается запас новых идей. Снижение критичности в «мозговом штурме» достигается созданием благоприятных внешних условий, особой располагающей атмосферы. Открывается возможность перехода на чужую позицию, и за счет этого суммируются творческие потенциалы всех участников атаки. В рамках метода используют различные приемы активизации мышления.

Дальнейшим развитием  метода «мозгового штурма» является синектика или «синектический штурм» - наиболее сильная из созданных  за рубежом методик психологической  активации творчества. Идея синектики  состоит в объединении отдельных  «творцов» в единую группу для  совместной постановки и решения  конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в  себя целый комплекс инструментов и  методов.

 

Глава 4. Синектическая  группа как интенсивный творческий процесс

4.1. Сущность  и особенности метода синектики

Синектика - это теория для  сознательного применения подсознательного психологического механизма в группе разнообразных индивидуальностей, объединенных с целью постановки и решения проблем. Теория постоянно  развивается и дополняется новым  опытом Кембриджской синектической  группы, которая является первой в  практике использования Синектики.

Метод синектики предполагает расположенность к импровизации и направлен на активизацию базовых  операций подсознания [16,с.48]. Чтобы ускорить процесс порождения идей, при синектике задача, прежде всего, освобождается от контекста, привычных ассоциаций. В синектике широко используются аналогии, способствующие реализации базовых операций подсознания – прямые, субъективные, символические и фантастические. Аналогии облегчают преодоление субъективных ограничений, связанных с восприятием основных закономерностей, представлений о мироздании.

Особенностью синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового  штурма, является организация влияния  группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных  подходов. Творческое соревнование имеет  в группе участников в синектике  большое значение, каждый стремится  «взять на себя» наибольшую часть  выдвигаемых творческих решений.

Важным критерием для  отбора членов группы является эмоциональный  тип. Он влияет на то, как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они различны в эмоциональной сфере.

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решении  творческой задачи, где результатом  является творческое или художественное решение. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

Информация о работе Психодрама и групповое творчество