Психодрама и групповое творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение методов группового творчества и возможность их применения в психологии.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Изучение проблем группового творчества в современной науке.
2. Характеристика психодрамы как психотерапевтического метода группового творчества.
3. Выявление механизмов повышения эффективности и стимулирования творчества групповыми методами.

Содержание работы

Введение 4
Раздел 1. Теоретические аспекты группового творчества 4
Глава 1. Проблемы группового творчества 4
Глава 2. Психодрамма – творческий процесс психологии 4
2.1. Основные понятия психодрамы 4
2.2. Основные процедуры 4
Раздел 2 .Методы повышения эффективности группового творчества 4
Глава 3. Мозговой штурм как коллективное творчество 4
3.1. Сущность и принципы метода мозгового штурма 4
3.2. Этапы мозгового штурма 4
3.3. Достоинства и недостатки мозгового штурма 4
Глава 4. Синектическая группа как интенсивный творческий процесс 4
4.1. Сущность и особенности метода синектики 4
4.2. Механизмы синектики 4
4.3. Организация проведения синектики 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

Курсавая работа Сенгин Алдынай 20901гр..docx

— 65.87 Кб (Скачать файл)
    • Превращение незнакомого в знакомое
    • Превращение знакомого в не знакомое

Превратить знакомое в  незнакомое – означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию на вещи. Синектика  полагает, что рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества.

4.2. Механизмы  синектики

Синектика определила 4 механизма  для превращения знакомого в  незнакомое, каждое метафорично по характеру:

    1. Личная аналогия,
    2. Прямая аналогия,
    3. Символическая аналогия,
    4. Фантастическая аналогия.

Согласно практике применения синектики без присутствия этих механизмов ни попытка постановки проблемы, ни попытка решения проблемы не будут  успешны.

Пример использования  личной аналогии. Группа решала проблему конструирования механизма, на входе  которого скорость вращения вала могла  меняться от 400 до 4000 об/мин, а на выходе была бы все время постоянной и  составляла 400 об/мин. Один за другим каждый член группы метафорично входил в  коробку передач и представлял  себя валом. Без инструментов, своим  собственным телом он пытался  добиться постоянства требуемой  скорости. Подобное "вхождение в  образ" весьма затруднительно для  новичков. Поэтому руководитель сессии должен первым проделать это и  только потом - вся группа.

Механизмы прямой аналогии основаны на сравнении параллельных фактов из различных областей. Очень продуктивны  сравнения с биологией. На примере  решения задачи об автоматическом раздатчике различных продуктов автор показывает действие прямой аналогии.

В искусстве тоже можно  увидеть эффект прямой аналогии. Например, литература Гете была основана на музыке, ее ритме. Шиллер также использовал  музыкальные аналогии. Синектическая  теория утверждает, что человек не знает даже своей собственной  науки, если он знает только ее.

Символическая аналогия использует объективные и неличные образы, чтобы  описать проблему. Это сжатое описание функций и элементов проблемы в процессе ее рассмотрения. На примере  работы группы по изобретению подъемного механизма рассматривается применение символической аналогии. Была построена  модель, основанная на символической  аналогии с индийским фокусом  с веревкой, твердеющей в руках  факира.

Символическую аналогию например, использовал Максвелл для того, чтобы  сделать знакомое незнакомым, отойти от точки зрения, принятой всеми.

Фантастическая аналогия предполагает сравнение с фантастическими  образами. В ее основе мысль Зигмунда Фрейда о творческом труде как  исполнении желания. Приводится отрывок  стенограммы сессии, на которой решается задача по конструированию герметичной  застежки для скафандра космонавта. "Давайте вообразим, что вы смогли захотеть, чтобы скафандр был закрытым: и он будет делать все, как вы хотите по желанию", - в этом, по мнению автора, раскрывается фантастическая аналогия. Параллельно с использованием этой аналогии используются и другие - прямая, личная. Сознательный самообман проявляется  во всех аналогиях, но в фантастической он наиболее сильный.

4.3. Организация  проведения синектики

Цель синектики – направить  спонтанную деятельность головного  мозга и нервной системы участников совещания на исследование и преобразование проектной проблемы.

Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов психологической  настройки, в том числе очень активным применением аналогий.

При разработке идеи или концепции  человеческий мозг осуществляет некую  деятельность, представляющую собой  систему различных действий. Это  сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль. Импульс начала творческого процесса возможен ситуации выбора.

Чтобы идея появилась, нужен инсайт или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика. Особенно часто феномен «инсайта» проявляется в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более ли менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.

Применение аналогий в  творческом процессе является промежуточным  звеном между интуитивными и логическими  процедурами мышления. В решении  творческих задач используют различные  аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы  и т.д.

В синектике реализуется  последовательно следующая цепочка  действий:

    • Разбор проблемы;
    • Обсуждение вопроса (насколько проблема понята участниками);
    • Определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;
    • Постановка наводящих вопросов;
    • Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы;
    • Превращение обычного в привычное;
    • Развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.

Выдвижение идей и их последующий  отбор во многом зависит от руководителя совещания, его профессионального  и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу  и активность.

Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие  основные моменты:

    1. Первоначальная постановка проблемы;
    2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации;
    3. Выяснение возможностей решения проблемы;
    4. Переформулирование проблемы;
    5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы;
    6. Выдвижение образных аналогий;
    7. Подгонка намеченных участниками синектического штурма подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

В реальной практике проведения синектического штурма на совещании  участники, как правило, стремятся  немедленно, без соблюдения всех перечисленных  синектических процедур найти решение  проблемы.

Продуктивность синектики  повышает медитация. Она позволяет  предельно сосредоточиться на объекте, создавая оптимальные условия для  активизации интуитивного процесса. Медитация предоставляет на время  данному объекту доминирующее положение  в сознании. Синектика учитывает, что преждевременная вербализация идеи тормозит ее дальнейшее развитие, поэтому рекомендуется отложить оценивание получаемого результата. Человек ведет внутренний разговор, активно создает, обновляет и  поддерживает свою модель мира.

 

Заключение

 

До настоящего времени  проблема социально-психологического развития группового творчества остается недостаточно изученной.

К современным методам  развития группового творчества можно  отнести психодраматические методы – эвристические (интуитивные или  иррациональные) методы.

Метод психодрамы опирается  на активизацию творческой деятельности человека и развитие его творческих способностей на основе развития интуитивных  процедур деятельности, фантазии и  др.

В группу методов стимулирующих  групповое творчество, методов, выступающих  в качестве механизмов творческой активности можно отнести такие методы, как  «мозговой штурм» и синектика.

Метод «мозгового штурма»  имеет большую значимость, т.к. полезен  для развития творческого потенциала участников группы. Привлечение в  групповом творчестве большого количества идей, предложений, позволяет избежать стереотипа мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей.

В синектике широко используются аналогии, способствующие реализации базовых операций подсознания –  прямые, субъективные, символические  и фантастические. Аналогии облегчают  преодоление субъективных ограничений, связанных с восприятием основных закономерностей, представлений о  мироздании.

Таким образом, теоретическое  исследование существующих методов  группового творчества – психодрама, «мозговой штурм», синектика –  показало, что возможность применения данных методов для развития группового творчества в психологическом исследовании.

 

Список использованной литературы

  1. Александров А.Д. Основные задачи психологии XXI века // Человек в зеркале  наук. - СПб: Питер, 2005
  2. Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. – М.: Высшее образование, 2009
  3. Зеличенко А.И. Психология в России: состояние и перспективы. - М.: Издательство Трансперсонального Института, 2004
  4. Золотовицкий Р.П. Организационная арттерапия и тренинг: социодрама и социометрия в работе с организациями.- М: Морено-Институт, 2003
  5. Иванов Н.М. История теоретической психологии. - М.: Филинъ, 2005
  6. Кручинин С.Т. Антология мировой психологии. - М.: Филинъ, 2005
  7. Ликанов С.В., В.В.Воробьев. О групповой работе // Московский психологический журнал.- 2008.- №6.- с.46-54
  8. Морено Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой.- М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  9. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб: Речь, 2004
  10. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. - СПб: Питер, 2005
  11. Пономарева Я.А. Психология творчества. / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2006. – 624 с.
  12. Психологическая энциклопедия. – М: Смысл, 2006
  13. Психологический словарь. – М: Академия, 2005
  14. Растянников А.В. Рефлексивный подход к проблеме формирования групповой способности к совместному творческому мышлению. – М: Институт психологии РАН, 2006
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2004
  16. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб: Питер. 1998
  17. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. – М: Речь, 2001
  18. Современная российская психология. / Любутин К.Н., Грибакин А.В. - Екатеринбург: Мир знаний, 2004
  19. Столяров Л.Д.Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
  20. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. 4-е изд. – М.: Феникс, 2009

 



Информация о работе Психодрама и групповое творчество