Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 22:42, курсовая работа
Цель данной работы – изучение методов группового творчества и возможность их применения в психологии.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Изучение проблем группового творчества в современной науке.
2. Характеристика психодрамы как психотерапевтического метода группового творчества.
3. Выявление механизмов повышения эффективности и стимулирования творчества групповыми методами.
Введение 4
Раздел 1. Теоретические аспекты группового творчества 4
Глава 1. Проблемы группового творчества 4
Глава 2. Психодрамма – творческий процесс психологии 4
2.1. Основные понятия психодрамы 4
2.2. Основные процедуры 4
Раздел 2 .Методы повышения эффективности группового творчества 4
Глава 3. Мозговой штурм как коллективное творчество 4
3.1. Сущность и принципы метода мозгового штурма 4
3.2. Этапы мозгового штурма 4
3.3. Достоинства и недостатки мозгового штурма 4
Глава 4. Синектическая группа как интенсивный творческий процесс 4
4.1. Сущность и особенности метода синектики 4
4.2. Механизмы синектики 4
4.3. Организация проведения синектики 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Превратить знакомое в незнакомое – означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию на вещи. Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества.
Синектика определила 4 механизма для превращения знакомого в незнакомое, каждое метафорично по характеру:
Согласно практике применения синектики без присутствия этих механизмов ни попытка постановки проблемы, ни попытка решения проблемы не будут успешны.
Пример использования личной аналогии. Группа решала проблему конструирования механизма, на входе которого скорость вращения вала могла меняться от 400 до 4000 об/мин, а на выходе была бы все время постоянной и составляла 400 об/мин. Один за другим каждый член группы метафорично входил в коробку передач и представлял себя валом. Без инструментов, своим собственным телом он пытался добиться постоянства требуемой скорости. Подобное "вхождение в образ" весьма затруднительно для новичков. Поэтому руководитель сессии должен первым проделать это и только потом - вся группа.
Механизмы прямой аналогии основаны
на сравнении параллельных фактов из
различных областей. Очень продуктивны
сравнения с биологией. На примере
решения задачи об автоматическом раздатчике
различных продуктов автор
В искусстве тоже можно увидеть эффект прямой аналогии. Например, литература Гете была основана на музыке, ее ритме. Шиллер также использовал музыкальные аналогии. Синектическая теория утверждает, что человек не знает даже своей собственной науки, если он знает только ее.
Символическая аналогия использует
объективные и неличные образы, чтобы
описать проблему. Это сжатое описание
функций и элементов проблемы
в процессе ее рассмотрения. На примере
работы группы по изобретению подъемного
механизма рассматривается
Символическую аналогию например, использовал Максвелл для того, чтобы сделать знакомое незнакомым, отойти от точки зрения, принятой всеми.
Фантастическая аналогия предполагает сравнение с фантастическими образами. В ее основе мысль Зигмунда Фрейда о творческом труде как исполнении желания. Приводится отрывок стенограммы сессии, на которой решается задача по конструированию герметичной застежки для скафандра космонавта. "Давайте вообразим, что вы смогли захотеть, чтобы скафандр был закрытым: и он будет делать все, как вы хотите по желанию", - в этом, по мнению автора, раскрывается фантастическая аналогия. Параллельно с использованием этой аналогии используются и другие - прямая, личная. Сознательный самообман проявляется во всех аналогиях, но в фантастической он наиболее сильный.
Цель синектики – направить
спонтанную деятельность головного
мозга и нервной системы
Организация проведения сессии
синектики (синектического заседания)
заимствована из мозгового штурма,
однако все же отличается от него использованием
некоторых приемов
При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему различных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль. Импульс начала творческого процесса возможен ситуации выбора.
Чтобы идея появилась, нужен инсайт или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика. Особенно часто феномен «инсайта» проявляется в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более ли менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.
Применение аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы и т.д.
В синектике реализуется
последовательно следующая
Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависит от руководителя совещания, его профессионального и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и активность.
Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие основные моменты:
В реальной практике проведения синектического штурма на совещании участники, как правило, стремятся немедленно, без соблюдения всех перечисленных синектических процедур найти решение проблемы.
Продуктивность синектики
повышает медитация. Она позволяет
предельно сосредоточиться на объекте,
создавая оптимальные условия для
активизации интуитивного процесса.
Медитация предоставляет на время
данному объекту доминирующее положение
в сознании. Синектика учитывает,
что преждевременная
До настоящего времени проблема социально-психологического развития группового творчества остается недостаточно изученной.
К современным методам развития группового творчества можно отнести психодраматические методы – эвристические (интуитивные или иррациональные) методы.
Метод психодрамы опирается на активизацию творческой деятельности человека и развитие его творческих способностей на основе развития интуитивных процедур деятельности, фантазии и др.
В группу методов стимулирующих групповое творчество, методов, выступающих в качестве механизмов творческой активности можно отнести такие методы, как «мозговой штурм» и синектика.
Метод «мозгового штурма» имеет большую значимость, т.к. полезен для развития творческого потенциала участников группы. Привлечение в групповом творчестве большого количества идей, предложений, позволяет избежать стереотипа мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей.
В синектике широко используются
аналогии, способствующие реализации
базовых операций подсознания –
прямые, субъективные, символические
и фантастические. Аналогии облегчают
преодоление субъективных ограничений,
связанных с восприятием
Таким образом, теоретическое
исследование существующих методов
группового творчества – психодрама,
«мозговой штурм», синектика –
показало, что возможность применения
данных методов для развития группового
творчества в психологическом