Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа
В результате проведенного исследования нами были рассмотрены основные положения свободы и ответственности как социальных феноменов, детерминирующих поведение личности в демократическом обществе.
Основные результаты исследования:
1. Рассмотрены такие понятия как: эмоции, эмоциональные процессы их функции и методы контроля эмоциональным поведение в профессиональной деятельности человека.
2. Эмоции участвуют в регуляции поведения, связанного с удовлетворением как «первичных», так и «вторичных» мотиваций разных уровней.
3. Показана роль эмоций в профессиональной деятельности, их влияние на трудоспособность человека.
4. Проанализирована психофизиология эмоциональных процессов.
Перспективы исследования данной проблемы состоят в том, что эмоции играют важную роль, как и нашей жизни, так и профессиональной деятельности. Изучив методы контроля эмоционального поведения, мы – как управленцы, сможем направить весь потенциал наших подчинённых в профессиональную деятельность. Так же для полного рассмотрения данной проблемы необходимо изучение следующих проблем:
• Влияние эмоций на регуляцию мотивационной деятельности;
• Влияние эмоций на регуляцию познавательной деятельности;
• Степень влияния мозговых полушарий на эмоциональное поведение человека.
Введение. …………………………………………….………...... 3
Раздел 1 Влияние эмоций на деятельность человека. ………………. 4
1.1 Определение и классификации эмоций. ………………………. 5
1.2 Функции и степень активации эмоций. ……………………….. 10
1.3 Влияние эмоций на деятельность человека…………………… 12
Раздел 2 Психофизиология эмоций. …………………………………… 17
2.1 Субстрат эмоций ………………………………………………... 21
2.2 Теории эмоций. …………………………………………………. 21
2.3 Методы контроля эмоционального поведения в профессиональной деятельности человека. …………………...
23
Заключение. ………………………………………………….... 26
Источники и литература. ……………………………………… 27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА»
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине
«Психологические и психофизиологические
основы управления персоналом»
на тему:
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Выполнил:
студентка 2 курса
дневного отделения
обучающаяся
по образовательной программе
бакалавриата:
«080400 – Управление персоналом»
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом,
Санкт-Петербург
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
С. | ||
Введение. …………………………………………….………...... |
3 | |
Раздел 1 |
Влияние эмоций на деятельность человека. ………………. |
4 |
1.1 |
Определение и классификации эмоций. ………………………. |
5 |
1.2 |
Функции и степень активации эмоций. ……………………….. |
10 |
1.3 |
Влияние эмоций на деятельность человека…………………… |
12 |
Раздел 2 |
Психофизиология эмоций. …………………………………… |
17 |
2.1 |
Субстрат эмоций ………………………………………………... |
21 |
2.2 |
Теории эмоций. …………………………………………………. |
21 |
2.3 |
Методы контроля эмоционального поведения в профессиональной деятельности человека. …………………... |
23 |
Заключение. ………………………………………………….... |
26 | |
Источники и литература. ……………………………………… |
27 |
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эмоциональные состояния зависят от характера психической деятельности, одновременно и оказывая на нее свое влияние.
Объектом исследования являются эмоции, эмоциональные процессы и их влияние на профессиональную деятельность человека.
Предмет исследования – психофизиология эмоций в профессиональной деятельности человека.
Цель исследования состоит в рассмотрении влияния эмоций на профессиональную деятельность человека, психофизиологии эмоций.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
Методы исследования. В работе применяются такие общенаучные методы исследования, как анализ, описание, сравнение. В исследовании данной проблематики необходим комплексный междисциплинарный подход.
Эмпирической базой исследования стали результаты материалов описания, анализа теорий, сравнения.
Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 2 раздела и 6 подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.
Раздел 1.
влияние эмоций на деятельсность человека
Эмоции (франц. émotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, Э. отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации).
Существует множество различных классификаций эмоций у человека. Они могут различаться по силе переживания, по влиянию их на жизнедеятельность и по содержанию. В основе другой классификации лежат два признака: длительность и степень выраженности того ияи иного чувства. В зависимости от этого различают настроение, страсть и аффект.
Настроением называется длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода. Период продолжительности настроения может быть различным - от 1/2-1 часа до нескольких дней и даже недель. При этом на всем протяжении данного настроения имеет имеет место довольно постоянный основной эмоциональный тон - либо отрицательный, либо положительный. Как основной чувственный тон, так и легкость, с которой развивается то или иное настроение, его длительность зависит и от характера раздражителей, и от особенностей нервной системы человека. Наиболее продолжительными, а вместе с тем и стойкими бывают такие настроения, которые связаны у человека с причинами социально-исторического порядка.1
Страсть - достаточно длительная и одинаково достаточно интенсивная эмоция, имеющая для человека определенную значимость. Сильная и продолжительная страсть может касаться удовлетворения и высших и низших потребностей человека. Страсть, как правило, определяется и наличием элементов воли в своей психологической структуре, и ясно выраженной целеустремленностью. Она способна и организовать, и стимулировать деятельность человека2. Та или иная страсть иногда определяет направление всей нашей жизни (страсть к определенному виду искусства, к спорту, в частности к тем его видам, которые требуют мужества и стойкости, предельного напряжения сил и упорства, например воздушный пилотаж, подводное плавание, альпинизм, парашютный спорт и т.п.).
Аффект - предельно выраженная, но кратковременная эмоция. Аффект представляет собой то исключение, когда возникшее чувство на короткое мгновение как бы ускользает от руководящего влияния рассудка. Причины аффекта - какие-нибудь сильные раздражители, хотя и действующие кратковременно. Поэтому аффект, в противоположность настроению, всегда конкретно направлен. Повышенная аффективность иногда бывает связана с предварительной астенизацией организма. Наблюдаются аффекты ярости, ревности, гнева, радости, горя и др. Аффект обычно сопровождается бурной двигательной реакцией, однако находящейся под контролем рассудка. Такой аффект носит название физиологического.
Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие и низшие. Высшие (сложные) эмоции, или чувства, возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Различаются чувства интеллектуальные, моральные, эстетические и праксические. Последние связаны с процессом трудовой деятельности, с решением практических задач. Их разновидностью будут высшие эмоции, сопряженные с участием в спортивных играх и соревнованиях. Разумеется, деление высших человеческих чувств на чисто интеллектуальные и чисто праксические весьма условно.
Интеллектуальные чувства (от лат. intellectus - понимание, ум) возникают в процессе умственной деятельности: любознательность, радость открытия, сомнения в правильности решения задач и т.п.
Моральные чувства (от лат. moralis - нравственный) имеют социальную значимость, действенность, обусловлены мировоззрением и порождаются этическими нормами. К ним относятся: чувства симпатии и антипатии, любви и ненависти, долга и совести и т.п.
Эстетические чувства (от лат. aisthesis - чувственность) появляются при создании или восприятии прекрасного.
Праксические чувства (от лат. praxis - действие, деятельность) переживаются при любой трудовой деятельности - чувства успеха, удачи-неудачи и т.п.3
Высшие эмоции, развиваясь на базе сознания, занимают по отношению к низшим господствующее положение, затормаживают инстинктивные порывы, подавляют низменные стремления. К высшим эмоциям относятся чувство патриотизма, морального, эстетического удовлетворения, личного достоинства, чувства долга, совести, осознание подавления одного из своих низших чувств и т.п.
Низшие (простые, элементарные) эмоции в отличие от высших вытекают из органических потребностей человека, основаны на инстинктах и являются их выражением. Среди низших эмоций выделяется группа витальных (от лат. vita - жизнь). Их относят к более глубоким и древним слоям эмоциональной сферы. Витальные эмоции связаны с жизненным тонусом и общим состоянием организма. К низшим эмоциям относится переживание удовольствия при ощущении сладкого, неудовольствия - горечи во рту; к витальным чувствам следует причислить голод и жажду (точнее, сопровождающие их эмоции), чувство самосохранения.
Таким образом, здоровый человек способен регулировать свои движения, действия и поступки. Значительно труднее научиться руководить собственными эмоциями. В связи с этим следует считать не всегда правильным выражение "власть над своими чувствами". Ибо можно воздержаться от тех или иных слов, жестов, движений - возможных последствий эмоций, проконтролировать предполагаемые действия, но сами чувства при этом не всегда исчезают.
Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения.
Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.
Побуждающая функция. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.
Подкрепляющая функция.
Известно, что эмоции принимают самое
непосредственное участие в процессах
обучения и памяти. Значимые события,
вызывающие эмоциональные реакции,
быстрее и надолго запечатлеваю
Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Данная функция наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.
Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.
Эмоциональное напряжение связано с мотивацией, посторонней для выполняемой человеком работы, это напряжение не оказывает однозначно дезорганизующего влияния. Умеренная степень эмоционального напряжения способна повысить эффективность деятельности и уменьшить количество допускаемых субъектом ошибок. Благотворное влияние эмоций особенно отчетливо проявляется в случае, когда эти эмоции возникают на базе потребности, мотивирующей данную деятельность субъекта, и органически с ней связаны. Именно здесь мы встречаемся с адаптивно-компенсаторной функцией положительных эмоций, которая реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (увеличение вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели согласно правилу, вытекающему из «формулы эмоций».
Примером компенсаторной функции эмоций на популяционном уровне может служить подражательное поведение, характерное для эмоционально возбужденного мозга. Когда субъект не располагает данными или временем для самостоятельного и вполне обоснованного решения, ему остается положиться на пример других членов группы. Поскольку вероятность подкрепления сигналов, исходящих от них, остается проблематичной, имитационное поведение далеко не всегда является оптимальным, а в случае массовой паники нередко ведет к катастрофическим последствиям.
Информация о работе Психофизиология эмоций в профессиональной деятельности