Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа
В результате проведенного исследования нами были рассмотрены основные положения свободы и ответственности как социальных феноменов, детерминирующих поведение личности в демократическом обществе.
Основные результаты исследования:
1. Рассмотрены такие понятия как: эмоции, эмоциональные процессы их функции и методы контроля эмоциональным поведение в профессиональной деятельности человека.
2. Эмоции участвуют в регуляции поведения, связанного с удовлетворением как «первичных», так и «вторичных» мотиваций разных уровней.
3. Показана роль эмоций в профессиональной деятельности, их влияние на трудоспособность человека.
4. Проанализирована психофизиология эмоциональных процессов.
Перспективы исследования данной проблемы состоят в том, что эмоции играют важную роль, как и нашей жизни, так и профессиональной деятельности. Изучив методы контроля эмоционального поведения, мы – как управленцы, сможем направить весь потенциал наших подчинённых в профессиональную деятельность. Так же для полного рассмотрения данной проблемы необходимо изучение следующих проблем:
• Влияние эмоций на регуляцию мотивационной деятельности;
• Влияние эмоций на регуляцию познавательной деятельности;
• Степень влияния мозговых полушарий на эмоциональное поведение человека.
Введение. …………………………………………….………...... 3
Раздел 1 Влияние эмоций на деятельность человека. ………………. 4
1.1 Определение и классификации эмоций. ………………………. 5
1.2 Функции и степень активации эмоций. ……………………….. 10
1.3 Влияние эмоций на деятельность человека…………………… 12
Раздел 2 Психофизиология эмоций. …………………………………… 17
2.1 Субстрат эмоций ………………………………………………... 21
2.2 Теории эмоций. …………………………………………………. 21
2.3 Методы контроля эмоционального поведения в профессиональной деятельности человека. …………………...
23
Заключение. ………………………………………………….... 26
Источники и литература. ……………………………………… 27
Однако, кроме внешних
проявлений эмоций, при эмоциональном
возбуждении наблюдаются
Теория Джеймса-Ланге — одна из первых теорий, пытавшихся связать эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопровождающие эмоциональные переживания. Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Как утверждал Джеймс: " мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим".
Теория неоднократно подвергались критике. В первую очередь отмечалось, что ошибочно само исходное положение, в соответствии с которым каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Экспериментально было показано, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать разные эмоциональные переживания. Другими словами, физиологические сдвиги имеют слишком неспецифический характер и потому сами по себе не могут определять качественное своеобразие и специфику эмоциональных переживаний. Кроме того, вегетативные изменения в организме человека обладают определенной инертностью, т.е. могут протекать медленнее и не успевать следовать за той гаммой чувств, которые человек способен иногда переживать почти одномоментно (например, страх и гнев или страх и радость).11
Таламическая теория Кеннона-Барда. Эта теория в качестве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образований глубоких структур мозга - таламус (зрительный бугор). Согласно этой теории, при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся: часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости и др.). Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Таким образом, эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.
Активационная теория Линдсли. Центральную роль в обеспечении эмоций в этой теории играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждение нейронов ретикулярной формации, выполняет главную эмоциогенную функцию. Согласно этой теории, эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре. Таким образом, выраженная эмоциональная реакция возникает при диффузной активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основное условие появления эмоциональных реакций — наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за лимбической системой. Предполагаемый активирующий механизм преобразует эти импульсы в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением. Эта теория, разумеется, не объясняет всех механизмов физиологического обеспечения эмоций, но она позволяет связать понятия активации и эмоционального возбуждения с некоторыми характерными изменениями в биоэлектрической активности мозга.
Биологическая теория П.К. Анохина, как и теория Дарвина, подчеркивает эволюционный приспособительный характер эмоций, их регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Согласно этой теории, в поведении живых существ условно можно выделить две основные стадии, которые, чередуясь, составляют основу жизнедеятельности: стадию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Каждая из стадий сопровождается своими эмоциональными переживаниями: первая, в основном, — негативной окраски, вторая, напротив, позитивной. Действительно, удовлетворение потребности, как правило, связано с чувством удовольствия. 12Неудовлетворенная потребность всегда является источником дискомфорта. Таким образом, с биологической точки зрения эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий процесс адаптации организма к среде в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов для его жизни.
Итак, суть биологической теории состоит в следующем: положительное эмоциональное состояние (например, удовлетворение какой-либо потребности) возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов совершенного действия точно совпадает с ожидаемым результатом, т.е. акцептором действия. Таким образом, эмоция удовлетворения закрепляет правильность любого поведенческого акта в том случае, если его результат достигает цели, т.е. приносит пользу, обеспечивая приспособление. Напротив, несовпадение получаемого результата с ожиданиями немедленно ведет к беспокойству и поиску, который может обеспечить достижение требуемого результата, и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворения. С точки зрения Анохина, во всех эмоциях, начиная от грубых низших и заканчивая высшими, социально обусловленными, используется одна и та же физиологическая архитектура.
Информационная теория эмоций вводит в круг анализируемых явлений понятие информации. Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов. В то же время эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно при недостаточной информации, положительные — при получении достаточной информации, особенно когда она оказалась лучше ожидаемой.
С точки зрения автора этой теории П.В. Симонова, эмоция — это отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Видно, что небольшая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций. Напротив, возрастание вероятности достижения цели, т.е. удовлетворения потребности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом приводит к возникновению положительных эмоций.
Эта теория на первый план выдвигает оценочную функцию эмоций, которая всегда представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности удовлетворения этой потребности).
Теория дифференциальных эмоций. Центральным положением этой теории является представление о существовании некоторого числа базисных эмоций, каждая из которых обладает присущими только ей мотивационными и феноменологическими свойствами.13
Базисные эмоции (радость, страх, гнев и др.) ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним проявлениям и могут взаимодействовать друг с другом, ослабляя или усиливая одна другую.
Каждая эмоция включает
три взаимосвязанных
(неврологический компонент);
мимическую и пантомимическую выразительность и обратную связь в системе "тело/лицо-мозг" (выразительный компонент);
Каждый из компонентов обладает определенной автономностью и может существовать независимо от других.
К сожалению, теория дифференциальных эмоций не дает удовлетворительного объяснения тому, как актуализируется та или иная эмоция, каковы внешние и внутренние условия ее пробуждения. Кроме того, недостатком этой теории является нечеткость в определении собственно базисных эмоций. Их число колеблется от четырех до десяти. Для выделения используются эволюционные и кросскультурные данные. Наличие сходных эмоций у человекообразных обезьян и людей, а также у людей, выросших в разных культурах, свидетельствует в пользу существования ряда базисных эмоций. Однако способность эмоциональных процессов вступать во взаимодействие и образовывать сложные комплексы эмоционального реагирования затрудняет четкое выделение фундаментальных базисных эмоций.
Нейрокультурная теория эмоций была разработана П. Экманом в 70-е гг. ХХ в. Как и в теории дифференциальных эмоций, ее исходным положением является представление о шести основных (базисных) эмоциях. Согласно этой теории, экспрессивные проявления основных эмоций (гнева, страха, печали, удивления, отвращения, счастья) универсальны и практически не чувствительны к воздействию факторов среды. Другими словами, все люди практически одинаково используют мышцы лица при переживании основных эмоций. Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движения лицевых мышц.
Тем не менее принятые в обществе нормы социального контроля определяют правила проявления эмоций. Например, японцы обычно маскируют свои отрицательные эмоциональные переживания, демонстрируя более позитивное отношение к событиям, чем это есть в реальности. О механизме социального контроля проявления эмоций свидетельствуют так называемые кратковременные выражения лица. Они фиксируются во время специальной киносъемки и отражают реальное отношение человека к ситуации, чередуясь с социально нормативными выражениями лица. Длительность таких подлинных экспрессивных реакций составляет 300-500 мс. Таким образом, в ситуации социального контроля люди способны контролировать выражение лица в соответствии с принятыми нормами и традициями воспитания.
Из всего вышеизложенного следует, что единой общепринятой физиологический теории эмоций не существует. Каждая из теорий позволяет понять лишь некоторые стороны психофизиологических механизмов функционирования эмоционально-потребностной сферы человека, выводя на первый план проблемы: адаптации к среде (теории Дарвина, Анохина), мозгового обеспечения и физиологических показателей эмоциональных переживаний (таламическая и активационная теории, теория Экмана), вегетативных и гомеостатических компонентов эмоций (теория Джемса-Ланге), влияния информированности на эмоциональное переживания (теория Симонова), специфики базисных эмоций (теория дифференциальных эмоций).14
Таким образом, многообразие не согласованных друг с другом подходов осложняет воссоздание целостной картины и свидетельствует о том, что появление единой логически непротиворечивой теории эмоций, видимо, дело отдаленного будущего.
Наиболее общим и
фундаментальным принципом
Эмоциональная возбудимость - это степень чувствительности человека к влиянию разных факторов. Об этом качестве можно судить по тому, насколько данный индивид переживает мелкие неудачи, осознание собственной ошибки, всегда ли изменение расположения духа (т.е. эмоционального тонуса) зависит от известных причин или же расположение духа может изменяться без какого- либо повода; бывают ли вспышки гнева из-за незначительной причины; вызывают ли раздражение разные препятствия, или наоборот, ко всему относится спокойно; если раздражительно, то возникает ли раздражение постепенно или вспыхивает мгновенно; наворачиваются слезы при чтении книжек, прослушивании музыки, пересмотре кинофильмов; как ведет себя человек при вынужденном ожидании, он спокоен или нервничает.
Эмоциональная стойкость – это такое свойство (качество) личности, которые обеспечивает стабильность эмоций. Для того, чтобы оценить это качество, нужно знать, как ведет себя данное лицо в стрессовых ситуациях и вне их. Если человек эмоционально стойкий, то у него не возникает ни чрезмерного возбуждения, ни апатии, отсутствует (или успешно удручается) чувство страха, нет растерянности, сохраняется оптимистичное расположение духа. Напротив, эмоционально неустойчивая личность в стрессовых ситуациях характеризуется преобладанием отрицательных (астенических) эмоций, возбуждением или апатией, ухудшением самочувствия, быстрым истощением нервной системы и т.п.. 15
Непосредственное формирование в коллективе положительного отношения к действиям руководства и предложенных им инноваций целесообразно внедрять на уровне высшего руководства. Тогда пропаганда будет иметь влияние на весь коллектив предприятия, включая руководителей низшего и среднего звеньев, т.е. будут охваченные все горизонты власти. Для более эффективного формирования коллективной мысли относительно положительного восприятия своих действий руководство высшего звена должно иметь возможность влиять на подчиненных в масштабе всего предприятия. В связи с существующей социально-экономической ситуацией в государстве к этому целесообразно подходить с позиций управления стрессом работников.
Выводы по второму разделу:
1. Таким образом, в данном разделе нами установлено, что эмоции - одна из существенных функций нервно-психической деятельности человека, создают личностную окраску для любого поведенческого акта и являются энергетическим компонентом любого вида продуктивной деятельности.
2. Так же, в данном разделе нами показано, что эмоциональная и психофизиологическая сферы человека тесно взаимосвязаны со всеми сторонами его деятельности, не исключая и преступных действий у правонарушителей.
3. В настоящее время еще нет полного представления о всех возможных психофизиологических показателях различных эмоциональных реакций и состояний. Очевидно, однако, что в подавляющем большинстве случаев выделенные корреляты и средства диагностики эмоций не обладают необходимой мерой специфичности. Другими словами, изменения большинства показателей не позволяют судить о качестве мотивационного и эмоционального напряжения, а лишь о его динамике во времени и отчасти о силе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования нами были рассмотрены основные положения свободы и ответственности как социальных феноменов, детерминирующих поведение личности в демократическом обществе.
Информация о работе Психофизиология эмоций в профессиональной деятельности