Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:28, реферат
Одной из актуальных проблем современной философии является определение места и роли человека в историческом процессе. В данном случае, речь может идти о человеке не только как о категориальной единице общества или цивилизации, но и как о самостоятельной личности, обладающей индивидуальными физическими и психологическими особенностями, собственным сознанием и поведением. Для философов, как и для представителей других дисциплин, интерес к этой проблеме вполне традиционен. Не случайно, многие историки и философы истории, вне зависимости от их научных и политических взглядов, указывали на то, что основной целью истории следует считать изучение социальной деятельности человека и его вклада в развитие окружающего мира [5]. С другой стороны, обогащение фактологического материала о прошлом, трансформация самих концептуальных основ и методологических посылок заставляют по-новому оценивать сложившиеся онтологические и гносеологические подходы к решению практических задач. Такими задачами можно считать расширение границ исторического познания, источников и методологической базы, исследования временной специфики культуры и общества, применение синтеза и регрессивного анализа при рассмотрении произошедших событий.
Распространяя период формирования
личности на весь жизненный цикл, Э.Г.
Эриксон таким образом
Свою психоаналитическую теорию Э.Г. Эриксон с успехом применил на историческом материале. В своей книге «Молодой Лютер» он показал, как детский опыт и трудности идентификации в молодом возрасте повлияли на жизнь известного церковного реформатора. Вера, которую пытался восстановить М. Лютер, по существу была аналогом детского доверия, не сформировавшимся в свое время. Из-за чрезвычайной одаренности и переживания детских конфликтов М. Лютер раз за разом отказывается от идентификации себя с бюргером, студентом, монахом, профессором. Он стремится напрямую общаться с Богом, и его тезис об оправдании верой нашел понимание среди тысяч последователей, оказавшихся по социальным, экономическим и историческим причинам в таком же психологическом положении, как и М. Лютер [16].
Несмотря на успех «Молодого Лютера» и «Правды Ганди», идеи Э.Г. Эриксона вызвали полемику среди психологов и историков. Так, психолог Э. Дулван заявил, что модель детского развития и групповой идентификации скорее применима к мужчинам, чем к женщинам. Социальные историки указывали на тот факт, что условия воспитания и социализации в прошлом сильно отличались от нынешней эпохи. Ф. Ариес, например, утверждал, что детство как понятие вошло в оборот лишь в позднем Средневековье. Хотя это утверждение является достаточно спорным, существует множество доказательств различного отношения к детскому возрасту. Уже стала хрестоматийной книга американского психо- и социального историка Дж. Демоса о воспитании детей в североамериканских колониях в 17 столетии. Дж. Демос иллюстрирует многими примерами то обстоятельство, что родители мало уделяли внимания детям младенческого возраста, в старших они стремились сломать «природную гордыню» ребенка.
Анализируя работы своих предшественников, Л. де Мос замечает, что история детства полна пробелов и недоговоренностей, чем ниже мы спускаемся по исторической лестнице, тем все более неэффективные способы воспитания находим: «История детства – это кошмар, от которого мы только начинаем пробуждаться» [20].
Свои личные выводы он суммирует в психогенетической теории истории:
На примере западной истории Л. де Мос выделил шесть моделей воспитания, доминировавших в определенные эпохи:
Для каждой из этих моделей Л. де Мос предполагает собственные уровни психологических фантазий, желаний и исторической реальности. Так, инфантоцидальная модель воспитания с ее жестоким обращением к ребенку порождала двойственное отношение к страху смерти. С одной стороны, появляются религии самопожертвований, в которых жертва заменяет собой приносящего, появляются жестокие женские образы (Стрига, Медея), существуют кровавые ссоры, рабство, война до полного истребления. С другой, желание остаться живым вызвало распространение спасительных религий, веру в реинкарнацию, укрепило систему родственных и патронажных уз.
При отстраненной модели воспитания страх быть брошенным содействовал распространению аскетизма, веры в колдовство и дьявола, понимание этой брошенности – к строительству монастырей, крестовым походам и скитаниям, желание не быть брошенным – к упрочнению феодальных связей, росту церкви, веру в великую цепь бытия и стремление к мистическому союзу с Богом.
Для амбивалентной модели характерны фантазии и страхи любви или ненависти родителей. Соответственно, на историческом уровне происходят такие противоречивые события, как рост национальных суверенитетов, слияние церкви и государства, сакрализация королевской власти, появление протестантизма, идей близости к Богу, зарождение гуманизма и одновременно – страха перед мстительным Богом, ренессансной меланхолии, веры в предопределение.
Принудительная модель воспитания вызывает желания самоконтроля (рост капитализма, национализма, империализма), защитные реакции сохранения этого контроля (революции, утопический социализм) и страх его потери (классовая система буржуазного общества, позитивизм, эксплуатация детского труда).
Социализирующая модель – желания освобождения (идеи либерализма, свободного рынка), защитные фантазии создания групп собственных делегатов (рост национальных государств и бюрократии) и страх самому стать делегатом (восприятие жизни как роли, обособленность высших классов и богемы) [25].
Таким образом, Л. де Мос предлагает несколько необычное толкование происхождения и развития историко-социальных и историко-культурных процессов, выводя их не из социально-экономических посылок общества, а из индивидуальных свойств личности той или иной эпохи. Защищая психоисторию от обвинений в редукционизме, Генри Лоутон замечает, что Л. де Мос вовсе не отрицает значимости экономической или природо-экологической сферы, а ставит их в зависимость от психологических перемен.
Л. де Мос признает вклад Э. Эриксона в исследования особенностей групповой идентификации в юношеском возрасте, но при этом уточняет, что в прошлые времена она могла быть более растянутой и незавершенной. Однако, этого было вполне достаточно, по крайней мере для представителей западной цивилизации, чтобы не только передавать, но и развивать культурное наследие.
Огромная роль при этом принадлежала, очевидно, женщине-матери, готовой в определенный момент жизни стать инициатором изменений в воспитании ребенка. Эти изменения могли казаться несущественными. Но поколение за поколением они усиливались. Одна модель воспитания сменяла другую [20].
Работы других психоисториков, посвященные оценке детского опыта и групповой идентификации, во многом созвучны с теориями Л. де Моса. В настоящее время в США и Европе функционируют около десятка научных групп, занимающихся проблемами детского насилия. Среди наиболее интересных авторов этого направления можно назвать Юрифь Хансен, Юхани Ихануса, Аленку Пухар, Р.Дж. Лифтона.
Юдифь Хансен посвящает свою работу истории и культуре послевоенной Дании, родине ее отца. В ней она подробно рассматривает значение психологических травм, полученных датскими детьми во время войны. «Датское общество, – замечает автор, – внешне походит на американское, но страх показаться извращенным привел датчан к внешней замкнутости и чувству изоляции» [22]. Ю. Хансен объясняет поведение датчан воспитанием их в маленьких коммунах, оторванностью в общении с остальными. Война усугубила это положение атмосферой страха, царившей в стране. По мнению Ю. Хансен, травма, полученная во время войны, не может быть изжита сразу, но остается надежда на новые поколения. Схожие проблемы военных травм в японском обществе рассматривает Р.Дж. Лифтон. По его мнению, травматичность детского опыта в быстроразвивающейся индустриальной стране объясняется еще и тем обстоятельством, что даже взрослая личность, не говоря уже о развивающейся, находится в тисках традиций старшего поколения и требований технологической среды [26].
Работы финского психоисторика
Ю. Ихануса посвящены
Словенская исследовательница А. Пухар посвятила несколько работ семейной истории Сербии, Боснии и Герцеговины. Анализируя положение большесемейной общины, задруги, она констатирует, что для югославской семьи характерны культ насилия (в качестве идеала для детей до сих пор преподносятся жестокие к врагам герои), избиение и сексуальное злоупотребление детьми.
Если психогенетическая теория истории, в основном, поддерживается психоисториками, то вторая по значимости теория Л. де Моса о фетальном происхождении истории вызывает резкие разногласия. Прежде, чем коснуться этой темы, следует вспомнить, что впервые термин «травма рождения» был введен в 1923 году учеником З. Фрейда, Отто Ранком. Он говорил о том, что внутриутробное состояние зародыша психологически означает отсутствие разрыва между потребностью и ее удовлетворением. Рождение фактически инициирует сильную психическую травму. В течении жизни человек находится в поисках дородовых внутриутробных переживаний. В 1940 году появилась работа Д. Винникота «Воспоминания о рождении, родовая травма и отрицание», в которой появился термин «внутриутробная память». Этой проблеме были посвящены исследования таких известных психологов, как С. Гроф, А. Фодор, Д. Верны и др. Особенностью же теории фетального происхождения истории является то, что она была создана не на основе клинического опыта, а при тщательном анализе исторических источников.
Исследуя историю стран,
находившихся в ожидании войны, Л. де
Мос заметил часто
Это заставило ученого предположить о наличии в индивидуальной памяти неких фетальных внутриутробных воспоминаний. Эти воспоминания скорее эмоциональные. В нормальном состоянии плод получает от плаценты и амбикулюса питание. Именно они являются первой любовью фетуса. Не случайно люди подсознательно ищут лидера «из которого вытекает сила». В Древнем Египте во время войн плацента фараона подвешивалась на шест и использовалась как знамя для армии. В мифологиях многих народов мира культ змеи или змееподобных существ связан с плодородием, богатством и славой.
Но в некоторых
В своих комментариях к работам Л. де Моса, британский философ Альвин Лоусон замечает, что взгляды психоисторика на фетальные проблемы отнюдь не свежи. Существование эмоциональной детской памяти было доказано опытным путем психологами. Но Л. де Мосу удалось приспособить свою теорию к гуманитарным, а не клиническим исследованиям [20].
Таким образом, давая высокую оценку детскому опыту, психоисторики, по существу, открывают новые возможности в исследовании проблем не только конкретных индивидуумов, но и всей человеческой культуры и цивилизации. Использование интеграционального подхода в изучении истории позволяет им значительно расширить методологическую базу, привлекая клинический анализ к историческим материалам.
Говоря о различиях между психоисторией и другими социальными дисциплинами – социологией, политологией, антропологией и др., психоисторики часто жалуются на отсутствие в последних четко разработанного понятийного аппарата. Например, рассматривая антропологический термин «культура», Л. де Мос замечает, что его определение чересчур тавтологично. Антропологи утверждают, что личность опирается на культуру, но сама культура не зависит от деятельности конкретной личности. Как же эта культура тогда появляется и изменяется? Подобное утверждение имеется и в социологии, где социальные факторы «существуют во вне индивидуума» [20].
Информация о работе Психоисторический подход к проблеме субъекта общественно-исторического процесса