Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:19, реферат
Актуальность заключается в том, что именно в семье закладываются основные нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Введение…...……………………………………………………..........
3
§1 Общее представление о неполной семье…………………………
5
§2 Трудности неполной семьи………………………………………..
§3 Понятие о психокоррекции………………………….…………….
§ 4 Психокоррекционная работа с детьми и их родителями……….
Заключение…………………………………………………………….
13
24
27
33
Список использованной литературы ……
Определенные особенности существуют и в психологии матери, которая воспитывает ребенка. Во-первых, это ее повышенная тревожность. Она в свое время взяла на себя большую ответственность, решив родить ребенка, и всю жизнь не хочет ни с кем ее делить. Во-вторых, женщина, вырастившая ребенка одна, потом включается в его жизнь, семью. Она не хочет ни с кем его делить. В лучшем случае эта одинокая мать возьмет в свою семью жену сына или мужа дочери, т.е. не отдаст кому-то своего ребенка, а примет к себе второго взрослого ребенка; в худшем – не даст сыну или дочери устроить личную жизнь.
Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.
§ 2 Трудности неполной семьи
В неполной семье приходиться сталкиваться с рядом трудностей, решать многие проблемы:
1. Материально-бытовые (
2. Проблема трудоустройства.
Решение этой проблемы, особенно
матерью-одиночкой, затруднена
Одинокий родитель берет на себя чрезмерно трудную нагрузку, дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь детям.
В расширенных неполных семьях доход низкий складывается, в основном, из пенсий.
3. Жилищная проблема. Может возникнуть при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.
4. Психологические проблемы. «Проблема родителей» - проблема совмещения ролей (отца, матери). В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.
5. Отсутствие опыта семейной
жизни. Особенно у матерей-
6. Проблема воспитания и социализации детей. Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений; отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает). Сверхзанятость родителей на работе, материальные и др. проблемы нередко приводят к безнадзорности детей. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.
Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, избалованность детей, умение манипулировать взрослыми в своих интересах.
В других случаях мать вымещает свою обиду на детях за неудачную жизнь. В неполных семьях чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.
В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей «бабушка-мать-ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителей. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно повторяет судьбу родителей, недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у них выше, чем в полной семье.
В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании подростков.
7. Проблема создания новой семьи. Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью:
- разведенным - боязнь повторить ошибку;
- овдовевшим - память по умершему супругу;
- одиноким - отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс.
А если и состоялся повторный брак, то как правило, он бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком.
Иногда бывает «возвратный брак», когда родители пытаются наладить свою жизнь. Сохраняются интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга, но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.
8. Проблема отношения к отчиму, мачехе у детей.
- изменяется жизнь детей;
- проблема отношений с новыми членами семьи (с новым ребенком от родителя);
- рождение общего ребенка;
- проблема отношений родственников с обоих сторон.
9. Проблемы детей.
- Чувство собственной
неполноценности (обида,
- переживание родителей
негативно влияют на
- дети перестают общаться с родителями;
отчим и мачеха, как правило, не играют
существенной роли в воспитании пасынков.
Отношения становятся формальными.
10. Проблема взаимоотношения детей - Между своими детьми родителей и родившимся общим ребенком, между новыми родственниками и т.д.
11. Медицинские проблемы.
- неустроенные в семейном
отношении женщины часто имеют
внебрачную беременность, в 2 р.
чаще заканчивающуюся
Социальные исследования
НИИ педиатрии АМН показали, что
10,5% женщин после развода страдают
нейропсихическими
В неполных семьях дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Родитель не всегда может взять больничный лист, и дети часто остаются недолеченными.
Среди причин часто болеющих детей одно из 1-ых мест занимает низкая медицинская активность матерей. Женщины не считают, что развод - психическая травма для ребенка, не обращают внимание на проявление неврозов у детей, как тики, энурез, заикание; не лечат хронические заболевания у них.
Для уменьшения количества неполных семей необходимо разработать и создать единую, комплексную, межведомственную систему социальных служб помощи неполным семьям, Компоненты данной службы должны быть взаимосвязаны между собой также, как связаны между собой все проблемы человека. Цели служб неполной семьи должны быть ориентированы на детей, взрослых и семью в целом.
Так же очень важный момент занимает такая проблема как формирование личности ребенка в неполной семье.
Давно известно, что проявления
эмоциональных расстройств, нарушения
поведения и других психологических
проблем связано с рядом
- нарушается гармоничное
развитие интеллектуальной
- менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;
- затрудняется обучение
подростков навыкам общения с
представителями
- становится возможным
формирование избыточной
По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сферы ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интереса к учебе. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встречались оба типа мышления: мужской и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, - отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек. Также на развитие интеллекта влияют наследственность, социальное окружение, собственный опыт ребенка, поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимыми в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в том случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы. Таким образом, наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентификации, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность.
По мнению психологов, первые
пять лет жизни играют определяющую
роль в развитии черт мужественности
у мальчика и в установлении в
будущем гетеросексуальных
В развитии девочки отец
играет также важную роль. Для нее
он мужчина №1, его черты, особенности
поведения, нюансы взаимоотношений
с ним запоминаются (порой бессознательно)
и становятся образцом, своего рода
магнитом, к которому впоследствии
будут притягиваться (или от которого
будут отталкиваться) все типы и
формы отношений будущей
Отсутствие отца в семье
или человека, его заменяющего, сказывается
на развитии личности и мужского самосознания
мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты.
Они отмечают, что лишенные в детстве
возможности достаточного общения
с отцом мальчики в последующем
часто не умеют исполнять свои
отцовские обязанности и, таким
образом, отрицательно влияют на личностное
становление своих детей. У воспитанных
без отцов мальчиков труднее
развивается способность
Информация о работе Психокоррекционная помощь неполной семье