Психокоррекционная помощь неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:19, реферат

Описание работы

Актуальность заключается в том, что именно в семье закладываются основные нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Содержание работы

Введение…...……………………………………………………..........
3
§1 Общее представление о неполной семье…………………………
5
§2 Трудности неполной семьи………………………………………..
§3 Понятие о психокоррекции………………………….…………….
§ 4 Психокоррекционная работа с детьми и их родителями……….
Заключение…………………………………………………………….
13
24
27
33
Список использованной литературы ……

Файлы: 1 файл

Психокорреккционная помощь неполной семье.docx

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Определенные особенности  существуют и в психологии матери, которая воспитывает ребенка. Во-первых, это ее повышенная тревожность. Она  в свое время взяла на себя большую  ответственность, решив родить ребенка, и всю жизнь не хочет ни с  кем ее делить. Во-вторых, женщина, вырастившая  ребенка одна, потом включается в  его жизнь, семью. Она не хочет  ни с кем его делить. В лучшем случае эта одинокая мать возьмет  в свою семью жену сына или мужа дочери, т.е. не отдаст кому-то своего ребенка, а примет к себе второго взрослого  ребенка; в худшем – не даст сыну или дочери устроить личную жизнь.

Таким образом, каждый тип  неполной семьи имеет свои специфические  особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может  не сказаться на развитии психики  ребенка и формировании его личностных качеств.

 

§ 2 Трудности неполной семьи

 

В неполной семье приходиться  сталкиваться с рядом трудностей, решать многие проблемы:

1. Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Если семья имеет один  трудовой доход, она считается  малообеспеченной. Семья живет на  пособие по безработице и детские  пособия, которые низкие, несвоевременно  выплачиваются, при разводе выплаты алиментов с проблемами.

2. Проблема трудоустройства.  Решение этой проблемы, особенно  матерью-одиночкой, затруднена из-за  того, что одинокому родителю  нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, свободный график  работы, выполнять работу дома, без командировок, ночных смен.

Одинокий родитель берет  на себя чрезмерно трудную нагрузку, дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь детям.

В расширенных неполных семьях доход низкий складывается, в основном, из пенсий.

3. Жилищная проблема. Может  возникнуть при невозможности  размена жилплощади. Разведенные  родители вынуждены проживать  совместно, что служит поводом для конфликтов.

4. Психологические проблемы. «Проблема родителей» - проблема совмещения ролей (отца, матери). В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.

5. Отсутствие опыта семейной  жизни. Особенно у матерей-одиночек. После развода отношения между  родителями могут остаться нормальными  или находятся в состоянии  конфронтации. Чаще всего мать  препятствует общению детей с  отцом или отец вообще не  интересуется детьми и только  помогает материально (или нет).

6. Проблема воспитания и социализации детей. Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений; отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает). Сверхзанятость родителей на работе, материальные и др. проблемы нередко приводят к безнадзорности детей. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.

Распад семьи создает  чувство вины у родителей перед  детьми, из-за чего возникает гиперопека, избалованность детей, умение манипулировать взрослыми в своих интересах.

В других случаях мать вымещает свою обиду на детях за неудачную жизнь. В неполных семьях чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.

В последнее время можно  видеть преобладание женских неполных семей «бабушка-мать-ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителей. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно повторяет судьбу родителей, недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у них выше, чем в полной семье.

В расширенных семьях нет  доминирующей роли родителей, старики  часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно  сказывается на воспитании подростков.

7. Проблема создания новой  семьи. Опыт прошлой семейной  жизни мешает создать новую семью:

- разведенным - боязнь повторить ошибку;

- овдовевшим - память по умершему супругу;

- одиноким - отсутствие опыта  семейной жизни, которые, как  правило, очень самостоятельны  и не готовы идти на компромисс.

А если и состоялся повторный  брак, то как правило, он бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком.

Иногда бывает «возвратный  брак», когда родители пытаются наладить свою жизнь. Сохраняются интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга, но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.

8. Проблема отношения  к отчиму, мачехе у детей.

- изменяется жизнь детей;

- проблема отношений с  новыми членами семьи (с новым ребенком от родителя);

- рождение общего ребенка;

- проблема отношений родственников с обоих сторон.

9. Проблемы детей.

- Чувство собственной  неполноценности (обида, угнетенность, вина за распад семьи) - психологическая травма;

- переживание родителей  негативно влияют на формирование  личности ребенка, нарушают формирование  у него адекватного представления  о взаимоотношениях между полами. Подростки рано начинают половую  жизнь, еще до совершеннолетия;  дети склонны к суициду. В  мотивах суицидентов в 92% случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение построить эти отношения; 
- дети перестают общаться с родителями; отчим и мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения становятся формальными.

10. Проблема взаимоотношения  детей - Между своими детьми  родителей и родившимся общим  ребенком, между новыми родственниками и т.д.

11. Медицинские проблемы.

- неустроенные в семейном  отношении женщины часто имеют  внебрачную беременность, в 2 р.  чаще заканчивающуюся рождением  недоношенных детей или детей  с низкой массой тела. Каждый 2-ой  ребенок рождается с аномалией  развития, с внутричерепной травмой.  Это чаще связано с распространением  вредных привычек у одиноких  матерей (курение, алкоголь).

Социальные исследования НИИ педиатрии АМН показали, что 10,5% женщин после развода страдают нейропсихическими заболеваниями, особенно которые имеют маленьких  детей. Среди разведенных в 2,5 раза больше инвалидов.

В неполных семьях дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Родитель не всегда может взять больничный лист, и дети часто остаются недолеченными.

Среди причин часто болеющих детей одно из 1-ых мест занимает низкая медицинская активность матерей. Женщины  не считают, что развод - психическая  травма для ребенка, не обращают внимание на проявление неврозов у детей, как тики, энурез, заикание; не лечат хронические заболевания у них.

Для уменьшения количества неполных семей необходимо разработать  и создать единую, комплексную, межведомственную систему социальных служб помощи неполным семьям, Компоненты данной службы должны быть взаимосвязаны между  собой также, как связаны между собой все проблемы человека. Цели служб неполной семьи должны быть ориентированы на детей, взрослых и семью в целом.

Так же очень важный момент занимает такая проблема как формирование личности ребенка в неполной семье.

Давно известно, что проявления эмоциональных расстройств, нарушения  поведения и других психологических  проблем связано с рядом неблагоприятных  событий в детстве. Семейный конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей  или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе  наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому  очень важно, чтобы в семье  ребенок получал эмоциональную  поддержку, заботу, тепло и ласку  самых близких для него людей  – родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень  их отзывчивости, наличие эмоциональных  связей и отношений привязанности  оказывают свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец, и мать. С учетом того, что в условиях российской действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, т.е. является по сути материнской, то следует рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка. Так, отсутствие в семье отца является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:

- нарушается гармоничное  развитие интеллектуальной сферы,  страдают математические, пространственные, аналитические особенности ребенка  за счет развития способностей  вербальных;

- менее четким делается  процесс половой идентификации  мальчиков и девочек;

- затрудняется обучение  подростков навыкам общения с  представителями противоположного  пола;

- становится возможным  формирование избыточной привязанности  к матери, поскольку отсутствует  член семьи, который мог «оторвать»  ребенка от матери, вывести его  в более широкий мир. 

По мнению специалистов, отличительные особенности в  развитии интеллектуальной сферы ребенка  из неполной семьи наиболее отчетливо  начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интереса к учебе. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная  с раннего детства, встречались оба типа мышления: мужской и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, - отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек. Также на развитие интеллекта влияют наследственность, социальное окружение, собственный опыт ребенка, поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимыми в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в том случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы. Таким образом, наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентификации, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность.

По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в  будущем гетеросексуальных отношений  у девочки. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без  отца (из-за его смерти или развода  родителей), тем серьезнее могут  оказаться трудности половой  идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной  заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее  он мужчина №1, его черты, особенности  поведения, нюансы взаимоотношений  с ним запоминаются (порой бессознательно) и становятся образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и  формы отношений будущей женщины  с мужчинами. Дефицит мужского влияния  в ходе взросления девочки существенно  затрудняет ее развитие как будущей  женщины, осложняет формирование у  нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на ее личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье  или человека, его заменяющего, сказывается  на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве  возможности достаточного общения  с отцом мальчики в последующем  часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким  образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. У воспитанных  без отцов мальчиков труднее  развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у  них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие  мальчики часто менее зрелы и  менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. Психологи также указывают на негативные последствия чисто женского воспитания мальчиков. Отсутствие или дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли. Если мальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда выявляется то, что психологи называют нарушением поло-ролевого поведения, иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского. Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения. Если таких отношений нет, это может служить и одной из причин развития гомосексуализма. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи, занимающиеся проблемами психосексуального развития личности (Р.Эванс, М. Хофман, М. Скофилд, И. Кон и др.).

Информация о работе Психокоррекционная помощь неполной семье