Психокоррекционная помощь неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:19, реферат

Описание работы

Актуальность заключается в том, что именно в семье закладываются основные нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Содержание работы

Введение…...……………………………………………………..........
3
§1 Общее представление о неполной семье…………………………
5
§2 Трудности неполной семьи………………………………………..
§3 Понятие о психокоррекции………………………….…………….
§ 4 Психокоррекционная работа с детьми и их родителями……….
Заключение…………………………………………………………….
13
24
27
33
Список использованной литературы ……

Файлы: 1 файл

Психокорреккционная помощь неполной семье.docx

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, процесс половой  идентификации, т.е. осознание ребенком своей половой принадлежности и  приобретения психических особенностей и поведения, характерных для  представителей определенного пола, во многом зависит от полноты состава  семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного  воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных  чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в  межличностном и межполовом общении.

Одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять  жизненным трудностям, неуверенность  в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом  и личностном развитии таких детей  отмечают педагоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных, живут только сегодняшним днем и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет. Их не интересует, как можно изменить свою жизнь, они не желают строить планы на будущее. Подобное состояние, по мнению исследователей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенность в себе, они и не надеются на успех в будущем. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они никогда своего положения изменить не смогут, поэтому замужество – единственный возможный выход. Однако и в семейное счастье они не верят, потому что успели повидать много распавшихся семей и потому сомневаются в прочности будущего супружеского союза. Но все же в каждой из них теплится надежда, что ее брак окажется счастливым, хотя они понятия не имеют, как этого добиваться – впрочем, как и любой другой удачи.

Что касается социальной зрелости, появления социальной активности мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, «дамской» педагогике, в уменьшении роли отца в семье. Среди других причин инфантилизма указываются неправильное воспитание в форме гиперопеки и вседозволенности, а также прямо противоположный по характеру тип воспитания – гипоопека (полнейшее пренебрежение ребенком, отсутствие всякой опеки). Часто инфантильные дети вырастают в семьях родителей, чрезмерно занятых собой и работой (функционально неполные семьи), или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена очень много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять достаточно времени своему ребенку. Инфантильные юноши и девушки ведут себя как не повзрослевшие дети. Они непосредственны, не умеют справляться с нестандартными ситуациями, не способны брать на себя ответственность, не могут сдерживать свои эмоции.

Если матери приходится воспитывать  ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствии отца система отношений «мать  – ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.

В полной семье эмоциональный  фон создает мать. Она поддерживает благоприятную семейную атмосферу  понимания, доверительности, душевной близости. Отец выполняет функцию  нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери тем самым парализуют детскую  волю, мешают сыновьям стать мужчинами. Но мужчинами становятся и под  влиянием матери. Если мать с раннего  детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его  самостоятельность и инициативу, она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у него желание, быть сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рисковать  разумно, мать формирует у сына мужской  стиль поведения. А, воспитывая, в  сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом в течение всей жизни. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. Мать хочет уделить сыну больше внимания, которого он частично лишился в связи с уходом или  смертью отца, окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и  желаниями. Сотворив из сына подобие  маленького божества, она обрушивает на него такую лавину забот и перестраховочных мер, что ребенок с детства  отучается от самостоятельности  и инициативы, боится без мамы сделать  лишний шаг. Страх, который переживает мать за жизнь, здоровье, учебу, настроение сына, невольно передается ему, и мальчик  становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. К тому же у сына в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит  общения делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает.

Таким образом, роль родителей  очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже  в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформации личности и нарушению процесса поло-ролевой  идентификации, а также разного  рода отклонениям в поведении  и в состоянии психического здоровья.

 

 

§ 3 Понятие о психокоррекции

 

 

Слово «коррекция»  буквально означает «исправление». Психокоррекцией называется целенаправленное исправление недостатков в психологии или поведении человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции поддаются, как правило, недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и потом практически не изменяются.

Основное отличие  психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными  качествами личности или видами поведения  и направлена на их переделку, в то время как основная задача психологического развития состоит в том, чтобы  при отсутствии или недостаточном  развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Отличие психокоррекции от психотерапии заключается в том, что психотерапия имеет дело с  болезнями психики человека и  занимается их лечением. Многие аномалии в психике и поведении людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. В ряде случаев – тех, которые относятся к пограничному состоянию между нормой и патологией, - психокоррекцию и психотерапию трудно различить как по применяемым методам, так и по результатам такого воздействия. Людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют пациентами, а тех, кто нуждается только в психокоррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент – это нормальный физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, и который не способен самостоятельно их разрешить.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих основных видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Убеждение – это способ психокоррекционного воздействия, рассчитанный на сознание и волевое исправление человеком недостатков в своей психологии и поведении. Убеждение помогает человеку понять причины возникших у него затруднений, подкрепляет желание избавится от недостатков.

Убеждение, в  свою очередь, может иметь ряд  разновидностей. Первый — помочь человеку осознать собственные недостатки с  расчетом на то, что он сам найдет в себе силы избавиться от них. На это, в частности, рассчитана логотерапия, частично— психоанализ. Второй вид убеждения, кроме такой помощи, предполагает указание способов, с помощью которых он мог бы избавиться от недостатков. Такова, например, помощь во время психологического консультирования. Третий вид убеждающего психокоррекционного воздействия заключается в том, что с самого начала психолог помогает своему клиенту. При этом сам клиент добровольно и осознанно участвует в процессе вместе с психологом. Так происходит, например, в клиентоориентированной психотерапии К. Роджерса.

Внушение —  это процедура психологического воздействия на клиента, которая  не предполагает с его стороны  осознания всего того, что происходит. Клиент может смутно понимать, что  на него оказывается психологическое  воздействие, но до конца не осознавать, что на самом деле происходит. К  внушению обращаются, например, тогда, когда клиент хочет измениться, а  сам неосознанно этому сопротивляется.

При внушении человек  может быть в сознании, в полусознании и в бессознательном состоянии. При бессознательном внушении используют, например, технику гипноза или отвлекают внимание клиента.

Методика подражания состоит в том, что психолог ничего не объясняет и не внушает клиенту, а просто демонстрирует ему нужные образцы поведения, предлагая их повторить. Такое нередко происходит при использовании групповых  методов психокоррекции, когда участники  решают проблемы поведенческого и межличностного, характера. Ведущий группы в этом случае показывает, как надо себя вести в тех или иных ситуациях.

Наконец, подкрепление — это процедура, выработанная в  бихевиористски ориентированной психотерапии, которая строится на основе теории социального научения. В данном случае для достижения необходимого психокоррекционного результата применяются разнообразные стимулы, поощрения и наказания, с помощью которых подкрепляются нужные и разрушаются ненужные поведенческие реакции.

Сфера применения психокоррекции:

  1. коррекция эмоционального развития ребёнка;
  2. коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;
  3. психокоррекция поведения детей и подростков;
  4. коррекция развития личности.

Применительно к проблемам детей  в школе:

  1. коррекция недостатков когнитивной деятельности;
  2. коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;
  3. коррекция поведения.

Психокоррекция  на практике может применяться в  двух формах: индивидуальной или групповой. В первом случае психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает сразу с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с ним, но и друг с другом.

 

 

 

 

 

§ 4 Психокоррекционная работа с детьми и их родителями

 

Семьи с нарушенными отношениями  не могут самостоятельно решать возникающие  в семейной жизни противоречия и  конфликты. В результате длительно  существующего конфликта у членов семьи снижается социально-психологическая  адаптация, отсутствует способность  к совместной деятельности, в частности  возникают разногласия в вопросах воспитания детей. Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию  к нарастанию, что приводит к эмоциональным  нарушениям, возникновению чувства  беспокойства у детей и взрослых.

В нестабильных семьях всегда существует скрытый вопрос о том, какими правами наделены разные члены  семьи, кто в семье провоцирует  противоречия без возможности их разрешения. Любые темы, требующие  сотрудничества, вызывают вопрос: «Кто должен решать и кто несет за это ответственность?» Попытки разрешения этого вопроса в нестабильных семьях почти всегда ведут к конфликтам.

Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в  виде психологического сопровождения  семей.

Системная семейная психокоррекция возникает как инновационное  направление психологической практики сравнительно недавно, полвека назад, в 1950-е гг. Предметом изучения и объектом воздействия в семейной психокоррекции выступает система семейных отношений.

Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и  их родителями являются следующие.

  • Принцип единства диагностики и коррекции развития.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного  контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.

Преодоление выявленного  нарушения зависит от правильности и точности его установления.

  • Принцип гуманистической направленности психологической помощи.

Этот принцип основан  на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.

  • Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов.

Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.

Информация о работе Психокоррекционная помощь неполной семье