Психокоррекционная помощь неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:19, реферат

Описание работы

Актуальность заключается в том, что именно в семье закладываются основные нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Содержание работы

Введение…...……………………………………………………..........
3
§1 Общее представление о неполной семье…………………………
5
§2 Трудности неполной семьи………………………………………..
§3 Понятие о психокоррекции………………………….…………….
§ 4 Психокоррекционная работа с детьми и их родителями……….
Заключение…………………………………………………………….
13
24
27
33
Список использованной литературы ……

Файлы: 1 файл

Психокорреккционная помощь неполной семье.docx

— 80.00 Кб (Скачать файл)
  • Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.

Этот принцип ориентирует  психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.

  • Принцип оказания личностно - ориентированной помощи.

С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция  личностных девиаций у ребенка, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.

  • Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком.

С помощью реализации этого  принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и  общая культура родителей. Повышение  культурного уровня родителей - фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных  механизмов семьи.

  • Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.

Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии  тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.

В семейной психокоррекционной работе различают следующие направления:

  • коррекцию детско-родительских отношений,
  • коррекцию супружеских отношений,
  • психокоррекцию постразводной ситуации.

По длительности проведения различают: кратковременную семейную психокоррекцию; долговременную семейную психокоррекцию.

При составлении коррекционной  программы работы с семьей важно  учитывать ряд параметров:

1. Временной. Определить общую протяженность во времени всего коррекционного процесса, регулярность встреч с семьей, продолжительность каждой встречи.

2. Пространственный. Определить место проведения встреч: по месту жительства семьи, в консультации и т.д.

3. Стилевой. Определить основной стиль ведения работы (директивный, недирективный).

4. Содержательный. Определить, с решения каких проблем (частных или важнейших) будет начинаться коррекционная работа. Необходимо определить и форму работы с семьей: одновременно со всей семьей; с каждым членом по отдельности, а затем совместно и т.д. Определить общую структуру программы работы с семьей, выделить основные этапы, разработать подробный план действий (оставляя возможность для маневра, действий «по обстановке»).

Способ организации и  проведения коррекционной работы с  семьей определяется рядом факторов. Наиболее оптимальной является ситуация, когда выбор того или иного  способа организации проведения семейной психокоррекции зависит в  основном от индивидуальных особенностей семьи, а не от научных воззрений  и личностных особенностей психолога.

Многие психологи используют в своем арсенале различные коррекционные  техники для работы с семьей. Любая  техника представляет собой инструмент, подобный молотку или пианино. Молоток может быть использован в качестве оружия и для строительства дома, пианино - может издавать множество раздражающих звуков или, наоборот, изумительную музыку. Ценность любого инструмента определяется тем, как он используется и какова квалификация пользователя.

В настоящее время существуют несколько направлений в коррекционной  работе с семьей:

1. Психодинамическое направление.  Для этого подхода характерным  является большое внимание, уделяемое  анализу исторического прошлого  членов семьи, их неосознаваемых  желаний, психологических проблем  и взаимных проекций, пережитых  на ранних этапах онтогенеза  и воспроизводимых в актуальном  опыте. Большое значение придается  достижению инсайта — осознанию того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на современные взаимоотношения в семье и как из этого нарушенного контекста отношений возникают неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее членов. Работа в рамках данного подхода требует больших усилий как со стороны психолога, так и со стороны членов семьи, огромных затрат времени, что является экономически менее целесообразным, но высокоэффективным.

2. Системное и стратегическое направление. Работа в рамках системного подхода строится на положении о взаимодетерминированности личности и межличностных отношений, согласно которому стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи — с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл. Рассматривая семью как некую единую систему, выделяют различные субсистемы как самостоятельные единицы внутрисемейных взаимодействий: играющие важную роль в функционировании более широкой семейной системы. Семейные субсистемы определяются такими факторами, как поколение, пол, интересы: муж—жена, отец—мать, ребенок—ребенок, ребенок—мать, ребенок—отец, дети—домашние животные и т.д. Каждый индивид может принадлежать ко многим семейным субсистемам.

В ходе реализации системного подхода в семейной коррекционной  работе выделяют ряд этапов:

1. Диагностический (семейный  диагноз).

2. Ликвидация семейного  конфликта. 

3. Реконструктивный.

4. Поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений  с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Особенностью процедуры семейной диагностики является сквозной и стереоскопический характер. Сквозной характер заключается в том, что диагностика проводится на всех этапах коррекционной работы. Стереоскопичность семейной диагностики означает, что в случае получения информации о происходящем в семье от одного из членов семьи необходимо эту информацию дополнить и сопоставить с информацией, полученной от других членов семьи.

На этапе ликвидации семейного  конфликта осуществляется выявление  и классификация истоков семейного  конфликта и ликвидация его средствами эмоционального отреагирования каждым членом семьи, вовлеченным в конфликт.

На этапе реконструкции  семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников.

На поддерживающем этапе (этапе фиксации) полученные навыки эмпатического общения и увеличившийся  репертуар ролевого поведения закрепляются в естественных семейных условиях реальной жизни. Продолжительность коррекционной работы в рамках системного подхода может колебаться в пределах от нескольких недель до нескольких лет. Начинается работа с одной-двух встреч в неделю, затем встречи происходят один раз в две недели и далее — один раз в три недели.

  1. Эклектическое направление. Представители этого направления используют в коррекционной работе с семьей различные по своим психологическим механизмам методы: групповую дискуссию, ролевые игры, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений и т.д.

Психологические исследования (А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З. Матейчека и др.) свидетельствуют о том, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».

По данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств; жизненного тонуса; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.

Психологическая поддержка детей и подростков из неполных семей, в том числе, и с отклонениями в поведении должна быть направлена, прежде всего, на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.

Дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь профессионального психолога. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.

Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими, и в первую очередь с родителями, что сопровождается затяжными конфликтами с ними, трудной управляемостью подростков. Поэтому родители не в меньшей степени, чем их дети, нуждаются в научно-консультационной и других видах психологической помощи. Очень важно выяснить те психологические и личностные особенности, которые наиболее часто встречаются у подростков из неполных семей. Информация такого плана поможет родителям понять, что происходит с их детьми не только по причине специфики возрастного развития, но и в силу того, что они воспитываются в неполной семье, и как это отразилось на общем характере их психического развития и личностного формирования.

Психологическое сопровождение родителей: работа с  эмоциональной сферой родителей (обиды, страхи, чувство вины, гнев и др.), поиск и актуализация внутренних резервов, развитие самодостаточности  и ассертивного (уверенного поведения), помощь в рефлексии поведения и родительских чувств к детям, рефлексия возрастных и индивидуальных особенностей детей, поиск эффективных способов взаимодействия с ними, рекомендации по взаимодействию с бывшим супругом.

Работа с ребенком (определение проблем и поддержка  и помощь и др.)  
Психологическая помощь неполной семьи также заключается в психолого-педагогическом просвещении членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж семьи.

С целью предупреждения возможности проявления негативных сторон в поведении детей, могут проводиться активные формы работы с ними: психодиагностика, игровая терапия, тренинговые занятия, индивидуальное консультирование, психокоррекция, сказкотерапия, использование рисуночных тестов и проективных методик и др.

Анализ многочисленной зарубежной и отечественной литературы по данной проблематики позволяет выделить главные направления оказания психологической  помощи.

1. Специальные  проблемы: психологическая помощь  ребенку в преодолении комплексов, удовлетворении эмоциональных запросов, избегании эмоциональных травм,  осознаний неизбежности смерти, переживании потери родителей  и близких родственников, содействие  выработке устойчивых ценностей  и моральных норм, поддержка в  кризисный период развития и  т.д.

2. Личностные  проблемы ребенка-подростка. Помощь  в преодолении кризиса психологического  отделения от родителей, идентификации  с другими значимыми лицами, преодолении  чувства неполноценности, осознания  своих неограниченных возможностей  в семье.

3. Проблемы брака  и семьи. Супружеские и родительские  конфликты, семейные кризисы,  помощь разведенным семьям, семьям  в повтор ном браке, приемным семьям, матерям-одиночкам.

4. Проблемы психического  и личностного здоровья. Профилактическая  помощь при психических и соматических  заболеваниях, душевных страданиях, расстройствах, связанных с алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфликтами, пограничными состояниями и др.

5.Школьное консультирование: проблемы взаимоотношений учителей  и учащихся, воспитателей и детей,  учащихся между собой, вопросы  взаимоотношений учителей и учащихся, воспитателей и детей, учащихся  между собой, вопросы взаимоотношений  с родителями, школьной успешности, развития способностей, отклонений  в поведении, поддержки ребенка  в неблагополучной семье, помощь  детям группы риска.

Психологические  рекомендации  по воспитанию детей  из неполных семей:

1. Не ограничивать  общение подростка с другим  родителем и его родственниками, формировать у детей положительный  идеал взрослого. 

2. Не переносить  своё негативное отношение к  супругу на ребёнка. Очень важно  на примере отношений с бывшим  супругом научить подростка находить  общий язык и взаимоприемлемые  решения даже в очень сложных  вопросах. 

Информация о работе Психокоррекционная помощь неполной семье