Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:19, реферат
Актуальность заключается в том, что именно в семье закладываются основные нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Введение…...……………………………………………………..........
3
§1 Общее представление о неполной семье…………………………
5
§2 Трудности неполной семьи………………………………………..
§3 Понятие о психокоррекции………………………….…………….
§ 4 Психокоррекционная работа с детьми и их родителями……….
Заключение…………………………………………………………….
13
24
27
33
Список использованной литературы ……
Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.
С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей - фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.
Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.
В семейной психокоррекционной работе различают следующие направления:
По длительности проведения различают: кратковременную семейную психокоррекцию; долговременную семейную психокоррекцию.
При составлении коррекционной программы работы с семьей важно учитывать ряд параметров:
1. Временной. Определить общую протяженность во времени всего коррекционного процесса, регулярность встреч с семьей, продолжительность каждой встречи.
2. Пространственный. Определить место проведения встреч: по месту жительства семьи, в консультации и т.д.
3. Стилевой. Определить основной стиль ведения работы (директивный, недирективный).
4. Содержательный. Определить, с решения каких проблем (частных или важнейших) будет начинаться коррекционная работа. Необходимо определить и форму работы с семьей: одновременно со всей семьей; с каждым членом по отдельности, а затем совместно и т.д. Определить общую структуру программы работы с семьей, выделить основные этапы, разработать подробный план действий (оставляя возможность для маневра, действий «по обстановке»).
Способ организации и проведения коррекционной работы с семьей определяется рядом факторов. Наиболее оптимальной является ситуация, когда выбор того или иного способа организации проведения семейной психокоррекции зависит в основном от индивидуальных особенностей семьи, а не от научных воззрений и личностных особенностей психолога.
Многие психологи используют в своем арсенале различные коррекционные техники для работы с семьей. Любая техника представляет собой инструмент, подобный молотку или пианино. Молоток может быть использован в качестве оружия и для строительства дома, пианино - может издавать множество раздражающих звуков или, наоборот, изумительную музыку. Ценность любого инструмента определяется тем, как он используется и какова квалификация пользователя.
В настоящее время существуют
несколько направлений в
1. Психодинамическое направление.
2. Системное и стратегическое направление. Работа в рамках системного подхода строится на положении о взаимодетерминированности личности и межличностных отношений, согласно которому стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи — с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл. Рассматривая семью как некую единую систему, выделяют различные субсистемы как самостоятельные единицы внутрисемейных взаимодействий: играющие важную роль в функционировании более широкой семейной системы. Семейные субсистемы определяются такими факторами, как поколение, пол, интересы: муж—жена, отец—мать, ребенок—ребенок, ребенок—мать, ребенок—отец, дети—домашние животные и т.д. Каждый индивид может принадлежать ко многим семейным субсистемам.
В ходе реализации системного подхода в семейной коррекционной работе выделяют ряд этапов:
1. Диагностический (семейный диагноз).
2. Ликвидация семейного конфликта.
3. Реконструктивный.
4. Поддерживающий.
Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Особенностью процедуры семейной диагностики является сквозной и стереоскопический характер. Сквозной характер заключается в том, что диагностика проводится на всех этапах коррекционной работы. Стереоскопичность семейной диагностики означает, что в случае получения информации о происходящем в семье от одного из членов семьи необходимо эту информацию дополнить и сопоставить с информацией, полученной от других членов семьи.
На этапе ликвидации семейного
конфликта осуществляется выявление
и классификация истоков
На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников.
На поддерживающем этапе
(этапе фиксации) полученные навыки
эмпатического общения и
Психологические исследования (А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З. Матейчека и др.) свидетельствуют о том, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».
По данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств; жизненного тонуса; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.
Психологическая поддержка детей и подростков из неполных семей, в том числе, и с отклонениями в поведении должна быть направлена, прежде всего, на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.
Дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь профессионального психолога. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.
Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими, и в первую очередь с родителями, что сопровождается затяжными конфликтами с ними, трудной управляемостью подростков. Поэтому родители не в меньшей степени, чем их дети, нуждаются в научно-консультационной и других видах психологической помощи. Очень важно выяснить те психологические и личностные особенности, которые наиболее часто встречаются у подростков из неполных семей. Информация такого плана поможет родителям понять, что происходит с их детьми не только по причине специфики возрастного развития, но и в силу того, что они воспитываются в неполной семье, и как это отразилось на общем характере их психического развития и личностного формирования.
Психологическое сопровождение родителей: работа с эмоциональной сферой родителей (обиды, страхи, чувство вины, гнев и др.), поиск и актуализация внутренних резервов, развитие самодостаточности и ассертивного (уверенного поведения), помощь в рефлексии поведения и родительских чувств к детям, рефлексия возрастных и индивидуальных особенностей детей, поиск эффективных способов взаимодействия с ними, рекомендации по взаимодействию с бывшим супругом.
Работа с ребенком
(определение проблем и
Психологическая
помощь неполной семьи также заключается
в психолого-педагогическом просвещении
членов семьи, оказание неотложной психологической
помощи, профилактическая поддержка и
патронаж семьи.
С целью предупреждения возможности проявления негативных сторон в поведении детей, могут проводиться активные формы работы с ними: психодиагностика, игровая терапия, тренинговые занятия, индивидуальное консультирование, психокоррекция, сказкотерапия, использование рисуночных тестов и проективных методик и др.
Анализ многочисленной зарубежной и отечественной литературы по данной проблематики позволяет выделить главные направления оказания психологической помощи.
1. Специальные
проблемы: психологическая помощь
ребенку в преодолении
2. Личностные
проблемы ребенка-подростка.
3. Проблемы брака
и семьи. Супружеские и
4. Проблемы психического
и личностного здоровья. Профилактическая
помощь при психических и
5.Школьное консультирование:
проблемы взаимоотношений
Психологические рекомендации по воспитанию детей из неполных семей:
1. Не ограничивать
общение подростка с другим
родителем и его
2. Не переносить
своё негативное отношение к
супругу на ребёнка. Очень
Информация о работе Психокоррекционная помощь неполной семье