Психокоррекционная помощь неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:19, реферат

Описание работы

Актуальность заключается в том, что именно в семье закладываются основные нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Содержание работы

Введение…...……………………………………………………..........
3
§1 Общее представление о неполной семье…………………………
5
§2 Трудности неполной семьи………………………………………..
§3 Понятие о психокоррекции………………………….…………….
§ 4 Психокоррекционная работа с детьми и их родителями……….
Заключение…………………………………………………………….
13
24
27
33
Список использованной литературы ……

Файлы: 1 файл

Психокорреккционная помощь неполной семье.docx

— 80.00 Кб (Скачать файл)

3. Ребёнок не  должен слышать плохих отзывов  о родственниках со стороны  отца.

4. Подросток должен  знать, что привело к распаду  семьи. И объяснить это нужно  в доступной для его понимания  форме. При этом необходимо  соблюсти как минимум три правила: 

-  никого не обвинять;

-  заверить, что ушедший из семьи родитель любит его;

- показать, что  так бывает с очень многими  людьми, и поэтому пусть лучше  будет так, как есть.

5. Постараться  не менять место жительства, потому  что подросток нуждается в  сохранении старых дружеских  связей. При вынужденной перемене  места жительства нельзя одновременно  забирать его из школы: ведь  он и так чувствует себя  покинутым одним из родителей  – отрыв от друзей и просто  знакомых, привычных лиц может  только усилить это ощущение.

6. Оставшись только  с одним родителем, подросток  боится потерять и любовь второго  родителя, поэтому особенно важно  поддерживать в нём уверенность  в родительских чувствах. Необходимо  стремиться к созданию доверительных  отношений в семье, личностно  значимых перспектив жизни и  деятельности подростка, к формированию  чувства взаимопомощи, следует вовлекать  детей в дела и заботы семьи.  Им необходимо ощущение защищённости, сознание того, что в любой  момент они могут опереться  на родителя, всегда найдут у  него защиту и понимание. Следует  уделять ребёнку как можно  больше внимания. 

7. В неполной  семье родитель должен глубоко  понимать интересы своих детей,  помнить, что нельзя удовлетворить  их только исполнением прямых  материнских или отцовских обязанностей. Следует помнить об опасности  одностороннего воспитания, стараться  избегать его. В неполной семье  один воспитатель должен соединить  в себе два лица: человека, раздающего  мелкие поручения и приказы,  и человека, чей авторитет распространяется  на «большие дела». 

8. Ребёнок из  неполной семьи больше других  детей нуждается в авторитете  и уважении к воспитывающему  его родителю. Подросток должен  чувствовать, что он может положиться  на каждое слово и действие  взрослого. Возрастает значимость  личного примера родителя. 

9. Одним из  наиболее важных условий успешного  воспитания является умение формировать  у подростка чувство ответственности.  Воспитанное чувство ответственности  выступает для родителя значительным  подспорьем, так как он может  положиться на ребёнка и тогда,  когда находится на работе  и не может его контролировать  или помогать. Кроме того, чувство  ответственности подростка позволит  полноценнее сформироваться его  личности, а позже взрослому человеку  — выполнять все обязанности  намного эффективнее. 

10. Семья должна  создать необходимые условия  для компенсации отсутствия одного  из родителей через общение  подростка с лицами противоположного  пола. Независимо от того, кто  стоит во главе неполной семьи  – мужчина или женщина, следует  помнить, что для гармоничного  развития личности необходимо, чтобы  подросток приобрёл опыт взаимоотношений  с обоими родителями через  адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения. 

11. Необходимо  обеспечить подростку полноценную  общественную жизнь. У детей,  общество которых ограничено  своей семьёй, меньше возможности  для воспитания уверенности поведения  в обществе, чем у тех детей,  которые чаще находятся среди  своих сверстников или в обществе  посторонних взрослых людей. 

12. Родитель должен  помогать подростку взрослеть и становиться самостоятельным, не замыкая искусственно его на себе, в противном случае у него сложится чрезмерная и нездоровая зависимость от оставшегося с ним взрослого. Следует предоставить ребёнку самостоятельность. Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг, не подменять воспитание опекой. 

13. Стремиться  к разумному соотношению родительской  любви и строгости. С подростком  нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим, непременно  хвалить его за успех. Родителю  необходимо быть особенно внимательным  к выбору средств воздействия,  к нравоучениям, угрозам и наказаниям. Здесь следует стремиться к  взаимному сближению, чтобы негативные  оценки не превысили количество  похвалы и одобрения. 

14. Очень важно  поддерживать тесные контакты  с классным руководителем, социальным  педагогом, школьным психологом. Подросток из неполной семьи  должен быть особым объектом  воспитательных забот в школе. 

15. В случае  возникновения трудностей в воспитании, а лучше – для их профилактики  – необходимо обратиться за  помощью к психологу. 

Советы психолога  родителям, воспитывающим детей  в неполной семье?

  1. Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.
  2. Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
  3. Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.
  4. Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!
  5. Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.
  6. Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.
  7. Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом  объективных трудностей, но, тем  не менее, обладает достаточным потенциалом  для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности  создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.

 

 

Заключение

 

Таким образом, дети, воспитывающиеся  в монородительских семьях, в большинстве случаях, имеют противоречивое отношение к окружающему миру и значительные отклонения в личности. Такие отклонения формируются под воздействием жизненных условий, а также из-за ошибок в семейном воспитании. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.

Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается  привычная триада в семье: «отец+мать+дети»; основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания. Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

Таким образом, дефицит мужского влияния отрицательно сказывается  на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Кроме  того, дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. На это указывают специалисты, длительное наблюдение которых за детьми из неполных семей показали, что у них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками, или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, негативизм, упрямство. К тому же они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполной семьи требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативно относящимися к помощи извне.

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Социальная работа с семьей [Текст] / Под ред. Е.Н. Холостовой. – М., 1996.
  2. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия [Текст] / А. Я. Варга // Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2001.
  3. Мамайчук, И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И. Мамайчук - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.
  4. Фирсов, М. В. Теория социальной работы [Текст] / М. В. Фирсов – М., 2001.
  5. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов – М.: Просвещение, 2009 г.
  6. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи [Текст] / В. М. Целуйко – М., 2004.
  7. Филатов, Ф. Р. Системная семейная психокоррекция [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psydon.ru/viewpage.php?page_id=49

 


Информация о работе Психокоррекционная помощь неполной семье