Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:55, курсовая работа
В наше время особенно важно определять готовность к школьному обучению каждого ребенка. Кому-то это может показаться странным. Но сейчас, когда дети развиваются уже совсем не так, как предыдущие поколения, на определение готовности стоит обратить особое внимание.
Многие родители не водят детей в детские сады и не занимаются с ними дома, в свою очередь многие детские сады не дают определенного уровня подготовки детей к школе даже в сфере общения в коллективе. Еще одной проблемой является то, что многие родители буквально запихивают детей в школу только потому, что им надоело водить их в детский сад или просто из принципа
Введение. ………………………………………………………………………….……..3
Основная часть…. .……………………………………………………………………....6
1. Проблема психологической готовности ребенка к школе в исследованиях отечественных и зарубежных ученых……………………………………………...6
2. Психологическая готовность к обучению в школе..………………………………13
2.1 Теоретическая часть.…………………………………………….………………....13 2.2 Процедура определения психологической готовности к школе.…….….…….16
2.3 Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению и
варианты развития…………………………………………………………………18
Заключение…. . .…………………………………………………………………….....24
Глоссарий….…………………………………………………………………………...26
Список использованных источников
Введение. ………………………………………………………………………….…
Основная часть…. .……………………………………………………………………...
2. Психологическая готовность к обучению в школе..………………………………13
2.1
Теоретическая часть.…………………………………………….………………
2.3
Основные причины
варианты развития…………………………………
Заключение…. . .……………………………………………………………………...
Глоссарий….…………………………………………………
Список использованных
Приложения….………………………………………………
В наше время особенно важно определять готовность к школьному обучению каждого ребенка. Кому-то это может показаться странным. Но сейчас, когда дети развиваются уже совсем не так, как предыдущие поколения, на определение готовности стоит обратить особое внимание.
Многие родители не водят детей в детские сады и не занимаются с ними дома, в свою очередь многие детские сады не дают определенного уровня подготовки детей к школе даже в сфере общения в коллективе. Еще одной проблемой является то, что многие родители буквально запихивают детей в школу только потому, что им надоело водить их в детский сад или просто из принципа. К сожалению большинство таких родителей не понимают, что ребенок – это тоже личность, что у него тоже уже есть определенные взгляды на жизнь и свое восприятие действительности, что у ребенка, в конце концов, еще не сформировавшаяся и не устоявшаяся психика. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.
В настоящее время дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.
Важнейшая задача, стоящая перед
системой дошкольного
По итогам диагностического
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработали множество методик, программ диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости, выделены различные подходы для изучения этой проблемы:
Действительно, для осуществления полноценного воспитания и готовности
ребенка к школьному обучению необходимо развитие познавательных процессов – интуиции, абстрагирования, мышления, умения решать познавательные задачи, накопление чувственного опыта. Развитие у ребенка умственных способностей
является важнейшей задачей его всестороннего развития. Умственные возможности человека неограниченны, уникальны, представить их уровень трудно. Современные исследователи пришли к выводу, что активно работают только 3-5% клеток головного мозга. Беда в том, что клетки, не загружены работой, бездействуют, теряют свою активность, значит, их нужно постоянно загружать работой.
В школе за последнее время
произошли серьезные
Как показала практика, при использовании
с детьми новых технологий
и методик заметны хорошие
результаты в развитии
Как сказал Л.С.Выготский: «Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является него собственной программой».2
Для успешного развития интеллектуально-познавательной готовности к школе необходимо развитие высших психических процессов: сенсорное развитие (восприятие), внимание, память, мышление, воображение.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
Проблема восприятия широко изучалась как в зарубежной, так и в отечественной психологии. За рубежом особое внимание уделяли изучению восприятия и его развитию представителя ассоциативной психологии (Д.Селли), гельштаптпсихологии (К.КОФФКА. Г.Фольклет) и функциональной психологии (К.Бюллер, Ж.Пиаже). Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов (Е.Н.Соколов, М.Д.Дворяшина, Н.А.Кудрявцева, Н.П.Сорокун. П.А.Шеварев и др.) Их исследования направлены на то, чтобы раскрыть основные закономерности отображения действительности, проанализировать особенности восприятия у детей дошкольного возраста. Они доказывают, что сенсорные способности – это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. Целенаправленное развитие сенсорных способностей включает в себя следующие этапы:
-
формирование сенсорных
-
развитие аналитического
Развитие у детей сенсорных способностей помогает добиться ему успехов в обучении. Вместе с развитием восприятия совершенствуется память ребенка, которая выражается в ее предметности и произвольности.
Под памятью мы понимаем
Проблема развития памяти у
детей дошкольного возраста
Наиболее широко рассматривается проблема значения и развития различных сторон памяти детей в дошкольном возрасте в исследованиях З.М.Истоминой.4 В ее исследованиях установлена зависимость процессов памяти (запоминания и воспроизведения) в дошкольном возрасте от той деятельности, в составе которой они осуществляются, изучены возрастные и индивидуальные различия процессов памяти, выявлены различные уровни и стадии развития мнемонических процессов, установлены соотношения уровней развития различных сторон процессов памяти (быстроты и точности запоминания), выявлены пути успешного формирования логической памяти у детей дошкольного возраста. Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о
самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает это он в основном непроизвольно. Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также образную и словесно-логическую память.
Считается, что 5-ый год жизни является
в среднем началом периода
более или менее
В ходе детского развития
непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению социальное.
Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребенка только в общении со взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставит перед ним взрослые, а затем и тех, которые ставятся им самостоятельно. Это способность является ключевой в развитии психики дошкольника. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно «извлекать» из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильное решение.
Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности – это и формирование умственных действий контроля.
Произвольное внимание тесно связано с речью. В 5 лет ребенок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6-7 лет – овладеть умением подчинять свое поведение собственной речевой инструкции.
Некоторые особенности
Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе