Психологическая готовность к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

В наше время особенно важно определять готовность к школьному обучению каждого ребенка. Кому-то это может показаться странным. Но сейчас, когда дети развиваются уже совсем не так, как предыдущие поколения, на определение готовности стоит обратить особое внимание.
Многие родители не водят детей в детские сады и не занимаются с ними дома, в свою очередь многие детские сады не дают определенного уровня подготовки детей к школе даже в сфере общения в коллективе. Еще одной проблемой является то, что многие родители буквально запихивают детей в школу только потому, что им надоело водить их в детский сад или просто из принципа

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………….……..3
Основная часть…. .……………………………………………………………………....6
1. Проблема психологической готовности ребенка к школе в исследованиях отечественных и зарубежных ученых……………………………………………...6
2. Психологическая готовность к обучению в школе..………………………………13
2.1 Теоретическая часть.…………………………………………….………………....13 2.2 Процедура определения психологической готовности к школе.…….….…….16
2.3 Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению и
варианты развития…………………………………………………………………18
Заключение…. . .…………………………………………………………………….....24
Глоссарий….…………………………………………………………………………...26
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая Психология Диагностика.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  Введение. ………………………………………………………………………….……..3

  Основная часть…. .……………………………………………………………………....6

  1. Проблема психологической готовности ребенка к школе в исследованиях отечественных и зарубежных ученых……………………………………………...6

2. Психологическая готовность к обучению в школе..………………………………13

2.1 Теоретическая часть.…………………………………………….………………....13 2.2 Процедура определения психологической готовности к школе.…….….…….16

2.3 Основные причины неподготовленности  детей к школьному обучению  и   

      варианты развития…………………………………………………………………18

  Заключение…. . .…………………………………………………………………….....24

  Глоссарий….…………………………………………………………………………...26

  Список использованных источников…..……………………………………………..28

  Приложения….………………………………………………………………………...29

 

      Введение

        В наше время особенно важно определять готовность к школьному обучению каждого ребенка.  Кому-то это может показаться странным. Но сейчас, когда дети развиваются уже совсем не так, как предыдущие поколения,  на определение готовности стоит обратить особое внимание.

       Многие родители не водят детей в детские сады и не занимаются с ними дома, в свою очередь многие детские сады не дают определенного уровня подготовки детей к школе даже в сфере общения в коллективе. Еще одной проблемой является то, что многие родители буквально запихивают детей в школу только потому, что им надоело водить их в детский сад или просто из принципа.  К сожалению большинство таких родителей не понимают, что ребенок – это тоже личность, что у него тоже уже есть определенные взгляды на жизнь и свое восприятие действительности, что у ребенка, в конце концов, еще не сформировавшаяся и не устоявшаяся психика. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.

        В настоящее время дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.

        Важнейшая задача, стоящая перед  системой дошкольного воспитания  – всестороннее развитие личности  ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество  детей испытывают большие трудности  в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы «психологически», т.е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни показывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей. Определяя психологическую готовность к школьному обучению практический психолог должен выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностики готовности к школе:

  1. Понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
  2. Выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленную на профилактику школьной неуспеваемости.
  3. Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
  4. Отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь к детям шестилетнего возраста).

         По итогам диагностического обследования  могут создаваться специальные  группы и классы развития, в  которых ребенок сможет подготовиться  к началу систематического обучения  в школе.

        В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработали множество методик, программ диагностики  школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости, выделены различные подходы для изучения этой проблемы:

    1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
    2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
    3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
    4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого.

Действительно, для осуществления полноценного воспитания и готовности

ребенка к школьному обучению необходимо развитие познавательных процессов – интуиции, абстрагирования, мышления, умения решать познавательные задачи, накопление чувственного опыта. Развитие у ребенка умственных способностей

является важнейшей задачей его всестороннего развития.  Умственные возможности  человека неограниченны, уникальны, представить их уровень трудно. Современные исследователи пришли к выводу, что активно работают только 3-5% клеток головного мозга. Беда в том, что клетки, не загружены работой, бездействуют, теряют свою активность, значит, их нужно постоянно загружать работой.

         В школе за последнее время  произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменились  структуры школы. Все более высокие  требования предъявляются детям, идущим в первый класс. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы занятия по интеллектуальных способностей учащихся проводились на самом высоком уровне. Помогают в этом развивающие игры Б.П.Никитина,В.В.Воскобича, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и т.д.1 

        Как показала практика, при использовании  с детьми новых технологий  и методик заметны хорошие  результаты в развитии познавательных  способностей детей. Дети лучше  подготовлены к школьному обучению, происходит интенсивное развитие  логического мышления и всестороннего развития ребенка.

        Как сказал Л.С.Выготский: «Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является него собственной программой».2

        

 

 

   

 

 

 

Основная часть

  1. Проблема психологической готовности ребенка к школе в исследованиях отечественных и зарубежных ученых

           

           Для успешного развития интеллектуально-познавательной готовности к школе необходимо развитие высших психических процессов: сенсорное развитие (восприятие), внимание, память, мышление, воображение.

         Сенсорное развитие ребенка –  это развитие его восприятия  и формирование представлений  о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

        Проблема восприятия широко изучалась как в зарубежной, так и в отечественной психологии. За рубежом особое внимание уделяли изучению восприятия и его развитию представителя ассоциативной психологии (Д.Селли), гельштаптпсихологии (К.КОФФКА. Г.Фольклет) и функциональной психологии (К.Бюллер, Ж.Пиаже). Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов (Е.Н.Соколов, М.Д.Дворяшина, Н.А.Кудрявцева, Н.П.Сорокун. П.А.Шеварев и др.) Их исследования направлены на то, чтобы раскрыть основные закономерности отображения действительности, проанализировать особенности восприятия у детей дошкольного возраста. Они доказывают, что сенсорные способности – это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. Целенаправленное развитие сенсорных способностей включает в себя следующие этапы:

- формирование сенсорных эталонов (общепринятых образцов внешних  свойств предметов); - обучение способам обследования предмета, а также умению различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия;

- развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях  цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения  величины.

        Развитие у детей сенсорных способностей помогает добиться ему успехов в обучении. Вместе с развитием восприятия совершенствуется память ребенка, которая выражается в ее предметности и произвольности.

          Под памятью мы понимаем процесс  отражения прошлого опыта человека, проявляющего в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал. Благодаря памяти, человек отражает воспринятые явления, которые в данный момент на него не воздействуют. Память детей характеризуется большой пластичностью, т.е. легкой запечатлеваемостью действующих раздражений.

        Проблема развития памяти у  детей дошкольного возраста интересовала  многих отечественных психологов: А.А.Смирнова, П.И.Зинченко, З.М.Истоминой, С.Ф.Жуйковой, Н.И.Мурачковского, А.Н.Цымбалюк  и др. Л.С.Выготский рассматривал память как сложную деятельность ребенка, формирующуюся под влиянием общения с взрослыми в процессе активной мыслительной деятельности ребенка.3 Эти идеи были развиты в исследованиях А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Л.В.Занкова и др.

       Наиболее широко рассматривается проблема значения и развития различных сторон памяти детей в дошкольном возрасте  в исследованиях З.М.Истоминой.4 В ее исследованиях установлена зависимость процессов памяти (запоминания и воспроизведения) в дошкольном возрасте от той деятельности, в составе которой они осуществляются, изучены возрастные и индивидуальные различия процессов памяти, выявлены различные уровни и стадии развития мнемонических процессов, установлены соотношения уровней развития различных сторон процессов памяти (быстроты и точности запоминания), выявлены пути успешного формирования логической памяти у детей дошкольного возраста. Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о

  самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает это он в основном непроизвольно. Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также образную и словесно-логическую память.

       Считается, что 5-ый год жизни является  в среднем началом периода  более или менее удовлетворительного  запоминания, поскольку именно с этого года впечатления детства носят достаточно систематизированный характер и сохраняются на всю жизнь.  К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование – постепенный переход от непроизвольного, непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы, направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его   внутренним психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

       В ходе детского развития складывается  новая функциональная система, которая  характеризуется в первую очередь  тем, что в центре сознания  становится память и внимание, которые при формировании специальных действий приобретают произвольный и преднамеренный характер. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижения в общем умственном развитии внимание приобретает большое значение в развитии познавательной деятельности. Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направлено как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Внимание может быть произвольным (преднамеренным)    и    непроизвольным   (непреднамеренным).   В   отличие    от

   непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению социальное.

Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребенка только в общении со взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставит перед ним взрослые, а затем и тех, которые ставятся им самостоятельно. Это способность является ключевой в развитии психики дошкольника. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно «извлекать» из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильное решение.

        Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности – это и формирование умственных действий контроля.

        Произвольное внимание тесно связано с речью. В 5 лет ребенок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6-7 лет – овладеть умением подчинять свое поведение собственной речевой инструкции.

         Некоторые особенности онтогенетического  внимания были установлены Л.С.Выготским, который раскрыл процесс перехода непроизвольного внимания к произвольному и показал, как под влиянием среды и воспитания возникает произвольное активное внимание, раскрытие которого начинается с установления контакта со взрослыми, окружающими его, употребления слова как способа активного воздействия. Исследования Л.С.Выготского были продолжены в работе А.Н.Леонтьева, который выделил три основные стадии развития внимания у детей. Первая стадия появляется у дошкольника в виде непроизвольного внимания. Вторая стадия связана с зарождением произвольного внимания под влиянием внешних стимулов (требования взрослых, обстоятельств, правил). На третьей стадии внешние стимулы заменяются внутренними, и внимание становится уже внутренне опосредованным и управляемым процессом. На этой стадии ребенок сам проявляет интерес к процессу и результату деятельности произвольного внимания.   Говоря о познавательных процессах нельзя забывать о мышлении. Мышление – это процесс

Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе