Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:55, курсовая работа
В наше время особенно важно определять готовность к школьному обучению каждого ребенка. Кому-то это может показаться странным. Но сейчас, когда дети развиваются уже совсем не так, как предыдущие поколения, на определение готовности стоит обратить особое внимание.
Многие родители не водят детей в детские сады и не занимаются с ними дома, в свою очередь многие детские сады не дают определенного уровня подготовки детей к школе даже в сфере общения в коллективе. Еще одной проблемой является то, что многие родители буквально запихивают детей в школу только потому, что им надоело водить их в детский сад или просто из принципа
Введение. ………………………………………………………………………….……..3
Основная часть…. .……………………………………………………………………....6
1. Проблема психологической готовности ребенка к школе в исследованиях отечественных и зарубежных ученых……………………………………………...6
2. Психологическая готовность к обучению в школе..………………………………13
2.1 Теоретическая часть.…………………………………………….………………....13 2.2 Процедура определения психологической готовности к школе.…….….…….16
2.3 Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению и
варианты развития…………………………………………………………………18
Заключение…. . .…………………………………………………………………….....24
Глоссарий….…………………………………………………………………………...26
Список использованных источников
познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Индивидуальные и возрастные особенности мыслительной деятельности дошкольников при усвоении и применении знаний изучались многими психологами М.В.Волокитиной, Н.А.Менчинской, С.Д.Максименко, А.З.Заком, С.Ф.Жуйковым, Н.Н.Поддъяковым, И.В.Дубровиной и др. В исследованиях Л.С.Рубинштейна установлено, что основу мыслительной деятельности составляют такие мыслительные процессы, как анализ и синтез, от которых зависят другие мыслительные процессы.
В исследованиях Г.И.Минской
В дошкольном возрасте следует начинать развивать логическое мышление. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. В старшем дошкольном возрасте появляется интерес к познанию и чувство удовлетворения от познания нового, неизвестного. Ярко проявляется любознательность, выражающаяся в вопросах «зачем?», «почему?», «для чего?», т.е. стремление к установлению и осознанию причинно-следственных связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. При соответствующей организации обучения дети старшего дошкольного возраста «достигают сравнительно высокой степени обобщения и
отвлечения, приобретают возможность понимать условные схематические изображения, усваивать обобщенные знания об отражаемых в них связях и отношениях вещей».5
Еще одним из наиболее важных познавательных процессов является воображение. Воображение – это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Именно поэтому воображение ребенка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Просто ребенок по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Вместе с тем, в жизни ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя. Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сензитивный» период для того развития – это дошкольный возраст. «Воображение – это как бы тот чуткий инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний», так писала психолог Дьяченко О.М., детально изучившая эту функцию.6
К концу дошкольного детства в игровые виды деятельности начинает включаться специально организованное взрослым обучение. Дошкольный возраст – это этап первого рождения личности, который знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам.
Ребенок способен преодолевать
собственные непосредственные
непосредственные побуждения, социально значимы. Старшие дошкольники могут преодолевать свои непосредственные желания и действовать по принципу «надо!».
В личности ребенка
Д.Б.Эльконин подчеркивал, что управление
своим поведением становится
предметом сознания самих
Экспериментальные изучения
Итак, к моменту перехода на
новую возрастную ступень
Итогом развития ребенка в дошкольном детстве является его психологическая готовность к обучению в школе. Проблема готовности ребенка к школе является важной с точки зрения его успешного обучения и освоения школьных знаний, с точки зрения адаптации ребенка к школе и с точки зрения развития ребенка.
Традиционно под
В отечественной психологии
Необходимый и достаточный
Если актуальный уровень
Выделяют несколько параметров
психического развития ребенка,
наиболее существенно влияющих
на успешность обучения в
По мнению Л.И.Божович, ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что
у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а
именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив
учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника. Этому новообразованию придается очень большое значение, поскольку внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Школа является связующим
В проблеме психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольного поведения ребенка. Так, Д.Б.Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает очень трудно.
Фактически это параметры
Существуют и другие подходы к определению психологической готовности детей к школе, когда, например, основной упор делается на роль общения и
развития ребенка. Выделяются три сферы: отношения к взрослому, отношение к
сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень
готовности к школе и определенным образом соотносится с основными
структурными компонентами учебной деятельности.
Важной частью психологической готовности детей к обучению является социально-психологическая готовность к школе. Одной из центральных составляющих социально-психологической готовности является коммуникативная компетентность. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и уметь не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
При изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе делается акцент на уровень развития интеллектуальных процессов. Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.
И.В.Дубровина выделяет еще
Так, из всего выше сказанного,
складывается традиционный
Под интеллектуальной
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение
импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень
привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.7
Кроме традиционного подхода в психологии возможен иной взгляд на проблему готовности к школе через понятие индивидуальности, основанный на концепции Б.Г.Ананьева.8 Ключ к решению проблем школьной дезадаптации лежит здесь в развитии индивидуальности школьников.
Б.Г.Ананьев рассматривает
Таким образом, в настоящее время существует три подхода к проблеме школьной зрелости.
Итак, психологическая
готовность формируется у
Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе