Психологическая готовность к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

В наше время особенно важно определять готовность к школьному обучению каждого ребенка. Кому-то это может показаться странным. Но сейчас, когда дети развиваются уже совсем не так, как предыдущие поколения, на определение готовности стоит обратить особое внимание.
Многие родители не водят детей в детские сады и не занимаются с ними дома, в свою очередь многие детские сады не дают определенного уровня подготовки детей к школе даже в сфере общения в коллективе. Еще одной проблемой является то, что многие родители буквально запихивают детей в школу только потому, что им надоело водить их в детский сад или просто из принципа

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………….……..3
Основная часть…. .……………………………………………………………………....6
1. Проблема психологической готовности ребенка к школе в исследованиях отечественных и зарубежных ученых……………………………………………...6
2. Психологическая готовность к обучению в школе..………………………………13
2.1 Теоретическая часть.…………………………………………….………………....13 2.2 Процедура определения психологической готовности к школе.…….….…….16
2.3 Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению и
варианты развития…………………………………………………………………18
Заключение…. . .…………………………………………………………………….....24
Глоссарий….…………………………………………………………………………...26
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая Психология Диагностика.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

             Готовность к школе – одна  из актуальных проблем современного  воспитания и обучения.

          Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего,   для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними коррекционной работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезаптации. Развивающую работу с нуждающимися в ней    детьми    целесообразно     проводить     в группах развития.  В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент делается на развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача психолога дошкольного учреждения сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.- Опыт показывает, что надежность результатов психолого-педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы. Кроме того, выявлена положительная корреляция между прогнозом обучения и школьной успеваемостью ребенка. Все это приводит к выводу, что принципиально важно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс. При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей.

       Итак, выделим основные критерии  готовности к школе в рамках  психологии:

- готовность к школе определяется  умением ребенка обобщать и  дифференцировать в    необходимых     категориях    предметы       и     явления окружающего    мира

(Л.С.Выготский);

- готовность к школе определяется  как комплексная характеристика, включающая определенный уровень  развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности  к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника (Л.И.Божович);

- особый уровень развития познавательной  и аналитико-синтетической деятельности  и степень сформированности механизмов  волевой регуляции (А.И.Запорожец);

- одна из важных особенностей  развития старшего дошкольного возраста является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. (Я.Л.Коломинский) и т.д.

       На основе обобщения всех вышеуказанных  теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе выделим ряд ее признаков:

- сильное желание учиться и  посещать школу (созревание учебного  мотива);

- достаточно широкий круг знаний  об окружающем мире;

- способность к выполнению основных  мыслительных операций;

- достижение определенного уровня  физической и психологической  выносливости;

- определенный уровень речевого  и коммуникативного развития.

        При поступлении в школу ребенок  должен обладать рядом навыков:

- быть вежливым в общении со  сверстниками и взрослыми;

-  уметь вступать в контакт;

- соблюдать нормы и обычаи, принятые  в школе;

- быть дисциплинированным.

          Итак, мы пришли к выводу, что  психологическая готовность формируется  у ребенка на протяжении всего  дошкольного периода и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность. 

      

 

 

           Глоссарий

 

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Воображение

Процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью

2

Готовность к школьному обучению

Уровень психического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников

3

Демонстративность

Особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих

4

Мышление

Процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п.

5

Негативизм

Немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп

6

Непроизвольная память

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить

7

Память

Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания

8

Педагогическая психология

Отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания

9

Самосознание

Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе

10

Тревожность

Склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий


 

 

Список использованных источников

1

Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человекознания» -М.: 2008

2

Венгер Л.А. «Воспитание и обучение» - М.: 2009

3

Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» - М.: 2010

4

Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.:2010

5

Дубровина И.В. «Школьная психологическая служба» - М.: 2010

6

Дьяченко О.М. «Развитие воображения дошкольника» - М.: 2010

7

Истомина З.М. «Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте» - М.: 2009

8

Самоухина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы» - М.: 2010

9

Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога» - Ростов-на-Дону, «Феникс»: 2010

10

Эльконин Д.Б. «Психологические игры» - М.:2010

11

Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. «Педагогическая диагностика в детском саду» - М.: 2009


 

 

       Приложения

          А

          Б

          В


 

1 Самоухина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы» - М.:2010

2 Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.: 2010

3 Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» – М.: 2010.

4 Истомина З.М. «Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте» - М.: 2009.

5 Венгер Л.А. «Воспитание и обучение» - М.: 2009.

6 Дьяченко О.М. «Развитие воображение дошкольника» - М.: 2010.

7  Дубровина И.В. «Школьная психологическая служба» - М.: 2010.

8 Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человекознания». – М.: 2008.

9 Широкова Г.А. « Справочник дошкольного психолога» - Ростов-на-Дону, «Феникс».: 2010.

10 Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» - М.: 2010.

 


 



Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе