Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:55, курсовая работа
В наше время особенно важно определять готовность к школьному обучению каждого ребенка. Кому-то это может показаться странным. Но сейчас, когда дети развиваются уже совсем не так, как предыдущие поколения, на определение готовности стоит обратить особое внимание.
Многие родители не водят детей в детские сады и не занимаются с ними дома, в свою очередь многие детские сады не дают определенного уровня подготовки детей к школе даже в сфере общения в коллективе. Еще одной проблемой является то, что многие родители буквально запихивают детей в школу только потому, что им надоело водить их в детский сад или просто из принципа
Введение. ………………………………………………………………………….……..3
Основная часть…. .……………………………………………………………………....6
1. Проблема психологической готовности ребенка к школе в исследованиях отечественных и зарубежных ученых……………………………………………...6
2. Психологическая готовность к обучению в школе..………………………………13
2.1 Теоретическая часть.…………………………………………….………………....13 2.2 Процедура определения психологической готовности к школе.…….….…….16
2.3 Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению и
варианты развития…………………………………………………………………18
Заключение…. . .…………………………………………………………………….....24
Глоссарий….…………………………………………………………………………...26
Список использованных источников
Готовность к школе – одна
из актуальных проблем
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними коррекционной работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезаптации. Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент делается на развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача психолога дошкольного учреждения сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.- Опыт показывает, что надежность результатов психолого-педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы. Кроме того, выявлена положительная корреляция между прогнозом обучения и школьной успеваемостью ребенка. Все это приводит к выводу, что принципиально важно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс. При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей.
Итак, выделим основные критерии готовности к школе в рамках психологии:
-
готовность к школе
(Л.С.Выготский);
-
готовность к школе
-
особый уровень развития
- одна из важных особенностей развития старшего дошкольного возраста является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. (Я.Л.Коломинский) и т.д.
На основе обобщения всех
- сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива);
-
достаточно широкий круг
-
способность к выполнению
-
достижение определенного
- определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
При поступлении в школу
- быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми;
- уметь вступать в контакт;
- соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;
- быть дисциплинированным.
Итак, мы пришли к выводу, что
психологическая готовность
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Воображение |
Процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью |
2 |
Готовность к школьному обучению |
Уровень психического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников |
3 |
Демонстративность |
Особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих |
4 |
Мышление |
Процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. |
5 |
Негативизм |
Немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп |
6 |
Непроизвольная память |
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить |
7 |
Память |
Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания |
8 |
Педагогическая психология |
Отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания |
9 |
Самосознание |
Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе |
10 |
Тревожность |
Склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий |
1 |
Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человекознания» -М.: 2008 |
2 |
Венгер Л.А. «Воспитание и обучение» - М.: 2009 |
3 |
Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» - М.: 2010 |
4 |
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.:2010 |
5 |
Дубровина И.В. «Школьная психологическая служба» - М.: 2010 |
6 |
Дьяченко О.М. «Развитие воображения дошкольника» - М.: 2010 |
7 |
Истомина З.М. «Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте» - М.: 2009 |
8 |
Самоухина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы» - М.: 2010 |
9 |
Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога» - Ростов-на-Дону, «Феникс»: 2010 |
10 |
Эльконин Д.Б. «Психологические игры» - М.:2010 |
11 |
Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. «Педагогическая диагностика в детском саду» - М.: 2009 |
А |
|
Б |
|
В |
|
1 Самоухина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы» - М.:2010
2 Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.: 2010
3 Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» – М.: 2010.
4 Истомина З.М. «Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте» - М.: 2009.
5 Венгер Л.А. «Воспитание и обучение» - М.: 2009.
6 Дьяченко О.М. «Развитие воображение дошкольника» - М.: 2010.
7 Дубровина И.В. «Школьная психологическая служба» - М.: 2010.
8 Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человекознания». – М.: 2008.
9 Широкова Г.А. « Справочник дошкольного психолога» - Ростов-на-Дону, «Феникс».: 2010.
10 Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» - М.: 2010.
Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе