Психологическая готовность к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

В наше время особенно важно определять готовность к школьному обучению каждого ребенка. Кому-то это может показаться странным. Но сейчас, когда дети развиваются уже совсем не так, как предыдущие поколения, на определение готовности стоит обратить особое внимание.
Многие родители не водят детей в детские сады и не занимаются с ними дома, в свою очередь многие детские сады не дают определенного уровня подготовки детей к школе даже в сфере общения в коллективе. Еще одной проблемой является то, что многие родители буквально запихивают детей в школу только потому, что им надоело водить их в детский сад или просто из принципа

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………….……..3
Основная часть…. .……………………………………………………………………....6
1. Проблема психологической готовности ребенка к школе в исследованиях отечественных и зарубежных ученых……………………………………………...6
2. Психологическая готовность к обучению в школе..………………………………13
2.1 Теоретическая часть.…………………………………………….………………....13 2.2 Процедура определения психологической готовности к школе.…….….…….16
2.3 Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению и
варианты развития…………………………………………………………………18
Заключение…. . .…………………………………………………………………….....24
Глоссарий….…………………………………………………………………………...26
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая Психология Диагностика.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)
    1. Процедура определения психологической готовности к школе

        До сих пор в отечественной  педагогике и психологии имеются  разнообразные точки зрения на  взаимосвязь компонентов психологической готовности к школе. Спорным остается и вопрос о «ядре» такой готовности. Тем не менее, каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка

к систематическому обучению в школе.

        Психолог дошкольного учреждения принимает активное участие в подготовке детей к школьному обучению:

1. Осуществляет психологическую диагностику уровня готовности детей в школе (входная – в сентябре; заключительная – в апреле).

2. Разрабатывает рекомендации для  родителей и педагогов по повышению уровня готовности детей к школе совместно с другими специалистами дошкольного учреждения.

3. Осуществляет коррекционную и  развивающую работу с детьми, имеющими проблемы в подготовке  к школе.

4. Консультирует родителей и педагогов  по вопросам индивидуализации процесса подготовки к школе.

5. Помогает оптимизировать процесс  преемственности между дошкольным  учреждением и школой путем  мониторинга процесса адаптации  выпускников дошкольного учреждения  (согласование требований к уровню  готовности осуществляется по административной линии).

      В ходе диагностического обследования  ребенка к школьному обучению  необходимо обращать внимание  на следующие моменты:

- коммуникабельность ребенка (как  вступает в контакт – свободно  или чувствует скованность);

- развитие речи, грамматическая правильность, богатство языка;

- восприятие инструкции к заданиям, быстрота понимания, сосредоточенность  или рассеянность во  время  выполнении, может ли выслушать  инструкцию до конца или начинает  выполнять задание до ее окончания;

- темп выполнения задания (быстрый, медленный, с остановками, с отвлечением, равномерный, скачкообразный);

- может ли ребенок работать  длительно или быстро утомляется.

       Между заданиями можно делать  небольшие перерывы, в ходе которых  беседа по той или иной проблеме, выявленной у ребенка, позволит собрать ценную информацию о нем. Например, если ребенок с трудом вступает в контакт, сторонится взрослого, можно расспросить его о близких, друзьях, его играх и желаниях.

        В настоящее время в специальной литературе предлагается множество диагностических методик, позволяющих выявить уровень готовности детей к школе. Вариативный комплекс методик (Приложение Б), позволяет изучить уровень сформированности всех компонентов психологической готовности к школе. Некоторые методики позволяют изучить сразу несколько аспектов готовности. Например, методика А.Н.Берштейна «Последовательность событий». В процессе ее проведения можно выявить не только уровень развития логического мышления, но и активного словаря, воображения и памяти. (Приложение В).

        В своей работе психолог сам  определяет, какими методиками пользоваться. Критериями выбора должны стать: информированность, временная экономность, легкость в обработке и т.д.

       Таким образом, психологическая подготовка детей к систематическому обучению в школе занимает одно из важнейших мест в деятельности психолога. Показатели такой готовности должны являться установками в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.9

2.3.Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению и варианты развития

            При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

            Ученики с  личностной   неготовностью    к обучению,    проявляя детскую

непосредственность,    на уроке   отвечают  одновременно,   не поднимая  руки и

перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они

обычно включаются в работу толь при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

       Преобладающая интеллектуальная  неготовность к обучению непосредственно  приводит к неуспешности учебных  действий, невозможности понять  и выполнить требования учителя  и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм. Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В тоже время, предпочитая чисто вербальное общение с взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что приводит к неуспеваемости в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста – игре, конструированию, рисованию, т. е тем, которые способствуют развитию образного мышления.

       Психологическая готовность к  школе – целостное образование. Отставание в развитии одного  компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

       А.Л.Венгер описал три варианта  развития 6  - 7 летних детей:

      1. Тревожность.

       Она бывает ситуативной, но может  стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при  постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны воспитателя и родителей – обилие замечаний и упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается и в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

       Из-за нарастания тревожности  и связанной с ней низкой  самооценкой снижаются учебные достижения. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни  проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

         2.«Негативистическая демонстративность».

        Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели – обратить на себя внимание любой ценой, получить одобрение.  Для ребенка с демонстративностью основная проблема – недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

         Источником демонстративность, ярко проявляющийся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования        проявляются,     как правило,    избалованными детьми.        Дети    с

негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», - извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

       Таким детям желательно найти  возможность самореализации. Лучшее  место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят любые другие виды художественной деятельности. Самое главное – снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения.

      3.«Уход от реальности».

        Уход от реальности – еще  один вариант неблагополучного  развития. Это когда у детей  демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию  тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

       Не достигая существенных успехов  в учении, такие дети часто  «выпадают» из процесса обучения  на уроке. Они не нарушают дисциплины, не мешают работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».10

        Кроме описанных выше проблем, связанных с поведением детей-дошкольников, в практической деятельности психолога встречается и ряд других. Они являются отклонением от нормы, а не симптомами психических заболеваний.

        Агрессивное поведение – одно  из самых распространенных нарушений  среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый  и эффективный способ достижения  цели.     Первым   шагом  психолога в работе  с агрессивным ребенком

должно стать выяснение возможных причин его поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка в дошкольном учреждении, дома, в  общественных местах. Для этого используют различные диагностические методы: тест «Руки» Э.Вагнера, тест «Сказка» Л.Дюсс, и другие. Коррекционная работа с ребенком должная вестись параллельно с работой с взрослыми, его окружающими. В работе с детьми дошкольного возраста, особенно с агрессивными детьми, показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

         Еще одним отклонением от нормы  является – гипреактивность (синдром  дефицита внимания с гиперактивностью). Гиперактивность проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в выполнении. Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная утомляемость. Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками.

      Для диагностики гипердинамического  синдрома в психологической практике  используется несколько методик: тест Тулуз-Пьерона, нейропсихологическая  экспресс-диагностика «Лурия-90»  Э.Г.Смирницкой и др.. При организации коррекционной работы акцент должен делаться на следующие умения ребенка: концентрировать внимание; доводить начатое до конца; контролировать свои движения; снимать мышечное напряжение; контролировать свои эмоциональные проявления; расширять поведенченский репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

       Дети, страдающие гиперактивностью, как никакие другие требуют  со стороны взрослых терпение  и участие. Работа  с ними должна  быть кропотливой и комплексной, так кА только выработка единой системы требования в дошкольном учреждении и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

       Эффективность помощи психолога  определяется правильным вычленением  причин той или иной проблемы. В процессе первичного сбора  информации важно понять, что именно мешает ребенку жить, взаимодействовать, так как внешние проявления различных проблем могут иметь сходство. Например, застенчивость и замкнутость. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тем не менее, это различные проблемы. Замкнутый ребенок, чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый ребенок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях: развитие позитивного самовосприятия; повышение уверенности в себе и своих силах; развитие доверия к другим; корректирование страхов; снятие телесного напряжения; развития умения выражать свои эмоции: развитие навыков коллективной работы и самоконтроля. В этот период целесообразно использовать проективные методики, включающие беседы по рисункам.

       В заключении необходимо сказать, что все эти данные нарушения характерны для детей дошкольного возраста, развивающихся в рамках нормы. Но нельзя забывать, что любое такое нарушение при неоказании своевременной помощи может трансформироваться в более тяжелые случаи. Надо помнить, что при поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

         

 

 

 

 

 

 

 

             Заключение

            Школа – институт социальный, в нем ребенок впервые вступает в общественные отношения со сверстниками и взрослыми.

Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе