Психологическая готовность ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса социальной адаптации детей дошкольного возраста к школе.
Задачи работы:
1. Обозначить образ «Я» ребенка-дошкольника.
2. Выявить роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.
3. Определить формы организации адаптивной среды для ребенка дошкольника на начальном этапе обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе…………….5-18
1.1 Образ «Я» ребенка-дошкольника;
1.2 Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника
к школе.
1.3 Психологическая готовность к школе.
Глава 2. Роль семьи и школы в организации адаптивной среды
для ребенка-дошкольника……………………………………………......19-32
2.1 Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников;
2.2 Роль «Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива;
2.3 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.
Заключение………………………………………………………………….33-34
Список источников………………………………………………………….35-36

Файлы: 1 файл

СиМПР моя.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)


                                         План:

 

Введение…………………………………………………………………….3-4

Глава 1. Психологическая  готовность ребенка  к школе…………….5-18

1.1 Образ «Я» ребенка-дошкольника;

1.2 Три уровня социально-психологической  адаптации  дошкольника 

к школе.

1.3  Психологическая готовность  к школе.

Глава 2. Роль семьи и  школы в организации адаптивной среды 

для ребенка-дошкольника……………………………………………......19-32

2.1  Деятельность педагогического  коллектива школ на начальном  этапе обучения  первоклассников;

2.2  Роль «Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива;

2.3 Роль семьи  в процессе  успешной адаптации к школьной  среде.

Заключение………………………………………………………………….33-34

Список источников………………………………………………………….35-36

 

                                   Введение

  Социализация-  это непрерывный  процесс, протекающий  в ходе всего онтогенеза. На каждом  этапе происходит  решение определенных задач и одной из них является   развитие и преобразование личности. С.Л. Рубинштейн указывал на то, что воспитание  можно рассматривать как социально-организованный процесс интериоризации (перевода во «внутренний план») общечеловеческих ценностей.1 Успешность такой интериоризации осуществляется при активном  участии интеллектуальной и эмоциальной сфер личности. Т.е., конструируя и организуя воспитательный  процесс, педагогу  необходимо стимулировать у воспитанников не только  осознавание   ими общесоциальных  требований, и соответствия (несоответствия)  своего поведения, но и чувственное проживание  поиска собственной  нравственно-этической, гражданской позиции.

  В рамках процесса  создания  единого  социокультурного  пространства   существует проблема- адаптация к школе  и организация  жизни ребенка.

  Как помочь ребенку-дошкольнику   стать учеником?

  Поступление в школу  коренным  образом  меняет  положение ребенка. Учение-то, чем он теперь  должен  заниматься, -  оказывается  очень  важным для  окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения  со сверстниками и со взрослыми  рассматриваются теперь  через призму  этих обязанностей.

    Есть первоклассники, которые  гордо и самостоятельно  шагают в день первого  сентября  впереди сопровождающих   их  родителей  и есть те первоклассники, которые долго  не могут   оторваться  от родителей, с  трудом  становятся  в ряды  сверстников, чтобы  следовать  за учителем  в класс.  Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно  понять состояние  внутренней тревоги   новичка, ведь он очень хотел  стать учеником.

      Первокласснику  не всегда  удается быстро  привыкнуть  к новому  образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть  на уроках и т.д. И потому актуальным  по сей день  остается вопрос  влияния первоклассника  в школьный социум, вопрос быстрой и успешной адаптации к школьной среде. 

  Если ребенок   не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него  необходимого  запаса умений  и навыков, уровня интеллектуального  развития ему трудно в школе.  Ведь не всегда  высокий уровень  интеллектуального  развития  совпадает  с личностной  готовностью ребенка к школе.

  Целью данной работы  является  изучение процесса  социальной адаптации детей дошкольного возраста  к школе.

Задачи  работы:

1. Обозначить образ  «Я» ребенка-дошкольника.

2. Выявить роль семьи   в процессе успешной адаптации  к школьной  среде.

3. Определить  формы  организации адаптивной  среды  для ребенка  дошкольника на  начальном  этапе обучения.

 

Глава 1.  Психологическая  готовность ребенка к школе

1.1 Образ «Я»  ребенка-дошкольника

  Для российской  системы   образования чрезвычайно   актуальны  идеи, связанные  с развитием личности. Навыки  чтения, овладения  иностранным  языком  сами по себе  не могут быть целью развития.

  Целью является  сама личность  ребенка.2

  Во многих психологических   работах показано, что в качестве  ядра личности  выступает  образ «Я», связанный в противоречивое единство  с задающим направление  развитию личности  образом-эталоном (В.В. Столин, К.Роджерс, З.И.  Рябикина и др.)

  По мнению многих  психологов3, основу самосознания  ребенка –дошкольника  составляет сочетание четырех Я: физического , социального, реального и идеального. При навязывании взрослыми детям сверхреалистичных, завышенных ожиданий у них возникают внутренние конфликты между социальным и реальным Я.

  Самоуважение ребенка  (переживание собственной значимости) оказывает превалирующее влияние  на его поведение. И если существует значительный разрыв  между реальным и идеальным Я, то это приводит к разрушительному воздействию  на самоуважение.

  Интерес к формированию  образа «Я»  вызван  необходимостью  подхода  к личности как  к целостности. Данный  образ  является   образом самого ребенка, собственной  будущности, который появляется и развивается как результат  разрешения  противоречия между образами «Я - реальное» и «Я-идеальное» (эталоном).

  Конечно, образ  будущего  школьника в сознании  детей будет  перестраиваться,  переосмысливаться и уточняться  по ходу  их дальнейшего развития. Но, являясь  составной частью  целостного образа личности дошкольника,  образ будущего  школьника   позволит  ребенку  осмыслить  общественную грань  своего бытия, осознать  потребность  и необходимость учиться.

  Такого рода  способность,  как утверждают  многие исследователи,  фиксируется  у ребенка   на рубеже дошкольного и младшего  школьного  возраста, когда социальные качества  личности впервые  дают о себе  знать как  определяющие  возрастной  облик  старшего дошкольника и выступают  основным содержанием  целостного нововведения, формирующегося на этапе  кризиса  семи лет (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.)4

  Остановимся немного   на кризисе семи лет. Что  он представляет из себя и  каковы его особенности?

   Как и любому  другому, кризису семи лет   присуще  так называемое  семизвездие   кризиса5- ребенок начинает  манерничать, капризничать, появляется  нарочитость, искусственность, вертлявость, паясничание, клоунада в противовес  непосредственности и наивности, которые  были присущи  дошкольнику.

                             Характерные  особенности:

1. Утрата  непосредственности.

  Утрату  непосредственности  ребенком Л.С. Выготский6  связывает с привнесением в поступки  интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и поступком, что является  противоположностью  наивному  и непосредственному действию, свойственному ребенку.

2. Смена основных переживаний ребенка.

  От одного  способа   переживания  среды  ребенок   переходит к другому.

  Для кризиса   семи лет  в сфере переживаний   характерны следующие изменения:

1)семилетка открывает   сам факт  своих переживаний;

2) у ребенка  семи  лет  возникает  осмысленная  ориентировка  в собственных переживаниях;

3) переживания  приобретают   смысл  (сердящийся  ребенок   понимает, что он сердится).

  Смысловое переживание   возникает потому, что  происходит  дифференциация  внешнего и внутреннего.  Таким образом, сам характер  переживаний  перестраивается.

  Как следствие   у ребенка  возникают:

  • новое отношение к себе;
  • новые связи между переживаниями;
  • борьба переживаний;
  • противоречие переживаний;
  • изменение содержания переживаний.

Когда ребенок понимает свои  переживания, когда  возникает  внутреннее отношение к тому, что  переживается  и как, тогда и совершается  изменение переживаний.  Следовательно,  возникает новое  единство  средовых  и личностных моментов, которые делают  возможным новый  этап  развития- школьный возраст.

3. Обобщение  переживаний.

  Впервые появляется  феномен   обобщения  переживаний, который   становится  основой  логики  чувств.  Пример: умственно отсталые  дети, каждый раз проигрывая, оказываясь  в неудаче, тем не менее не  испытывают чувства   собственной малоценности. Тысяча отдельных неудач, а общего чувства малоценности нет!  У нормального же ребенка  младшего школьного возраста  возникает  обобщение чувств, т.е. если с ним много раз  случалась какая-то ситуация, то у него возникает  аффективная реакция, связанная   с переживанием неудачи.

4. Перестройка  потребностей, возбуждений, переоценка  ценностей.

5. Новое отношение  ребенка к среде.

  Для  ребенка изменение  отношений к среде означает, что  и сама среда  изменилась. А  значит, изменился и весь ход развития ребенка. Наступила новая эпоха  в развитии, изменяются  интересы и цели деятельности.

6.Обобщенное  отношение к самому себе.

Появляется  понимание  своей  человеческой  ценности и уважение  к себе. Возрастает  уровень требований  к самому себе, к собственному успеху, положению. Происходит  активное  формирование самоценности.

7. Обобщенное  отношение к окружающим.

  Перестраивается  социальная  позиция  по  отношению  к  окружающим  людям, авторитету  матери, отца.

  Вся совокупность изменений  приводит к явлению, называемому  кризисом  личности, когда ребенок  совершает  ряд поступков, мотив которых  связан с проявлением  его личности, а не с мгновенным  желанием, т.е. мотив дифференцирован  от ситуации.

  Особое звучание данная проблема  приобретает сегодня, в условиях  реструктуризации системы российского образования. Поэтому идет активный  поиск  эффективных путей  подготовки детей к обучению в школе.

Многие  исследования  свидетельствуют  о том, что трудности в обучении испытывают те дети, которые не готовы  к новой социальной  роли ученика.

     Изменение статуса   вчерашнего  дошкольника на сегодняшнего  первоклассника  по-особому  переживается  и самим ребенком.  Поэтому   по оценкам специалистов  является  актуальным  формирование  у дошкольника  образа будущего школьника, который  поможет  ему адаптироваться  к социально значимой  позиции ученика в системе общественных и межличностных отношений, научит оценивать  свою  социальную сущность.

  Исследования  И.С.  Кона, В.В. Столина 7 позволяют отметить, что образ «»Я» мотивирует  деятельность личности, участвует в целеобразовании, детерминирует отношения с окружающими, может влиять  на развитие  тех или иных  черт и на развитие  личности в целом.

  Следовательно,  образ   будущего  школьника является  социальным образованием и включает  в себя следующие компоненты:

1.) когнитивный

(отражает  насыщенность  и сложность образа, который характеризуется   наличием  и разнонаправленностью  знаний о себе);

2.)  мотивационный

(характеризуется  представлениями о способах  поведения и общения, а также доминирующими мотивами, включает  основы  школьной мотивации);

3.) эмоционально-оценочный

(отражает  особое отношение   к себе и к окружающим, характеризуемого  саморуководством, ожидаемым отношением  других, чувством  самоценности, самопринятием).

  Вопрос возможности  целенаправленного  педагогического  воздействия  на процесс формирования  образа будущего  школьника   рационально  решать  путем  создания  психолого-педагогических  условий для  развертывания  процесса  актуализации в сознании детей  противоречивого  единства образа «Я - реальное»  и образа « Я- идеальное»- личности будущего школьника.

   Успешность вхождения   в школьную жизнь  зависит  во многом  от степени  позитивности  и адекватности образа «Я - будущий школьник».

  Важным условием  является  организационный процесс  самопознания, направленный  на выявление   и осознание  детьми  сторон  своей личности, на углубление  и уточнение  образа  идеального  школьника.

  Итак, решить  проблему  подготовки  детей  к школе  возможно  лишь, если  будет  реализована  единая  линия развития  ребенка на этапах  дошкольного и школьного детства. Только такой  подход  может  придать  педагогическому процессу  целостный, последовательный  и перспективный  характер, что позволит  школе  опираться  на уровень развития  ребенка, сформированный  в дошкольном детстве.

1.2Три уровня  социально-психологической адаптации  дошкольника к школе

  Начало обучения  6-летних  и подготовка  к нему  связаны  с необходимостью  учета ряда  важных  психологических  закономерностей развития  детей этого возраста. К ним можно отнести  назревшие противоречия  между  возросшими интеллектуальными  возможностями ребенка и специфическими  «дошкольными» способами  их удовлетворения.   По мнению А.Л. Венгер8, интеллектуальная сфера ребенка не только  в определенной мере уже готова  к систематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется  и на личностную сферу.

Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школе