Психологическая готовность ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса социальной адаптации детей дошкольного возраста к школе.
Задачи работы:
1. Обозначить образ «Я» ребенка-дошкольника.
2. Выявить роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.
3. Определить формы организации адаптивной среды для ребенка дошкольника на начальном этапе обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе…………….5-18
1.1 Образ «Я» ребенка-дошкольника;
1.2 Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника
к школе.
1.3 Психологическая готовность к школе.
Глава 2. Роль семьи и школы в организации адаптивной среды
для ребенка-дошкольника……………………………………………......19-32
2.1 Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников;
2.2 Роль «Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива;
2.3 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.
Заключение………………………………………………………………….33-34
Список источников………………………………………………………….35-36

Файлы: 1 файл

СиМПР моя.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

                                                Заключение

  В завершении данной  работы, исходя из поставленной цели и задач, можно   сделать краткие  выводы:

1.  На личностную  готовность  ребенка к школе  влияет  фактор преодоления   ребенком кризиса семи лет.  Образ будущего  школьника   является  социальным образованием, возникающим в этот период.

2.  Успешность  вхождения   в школьную жизнь зависит   во многом  от степени позитивности  и адекватности  образа  «Я - будущий  ученик». Решить проблему  подготовки  детей   к школе возможно  лишь, если реализуется  единая  линия   развития ребенка на этапе  дошкольного и школьного детства.

3. Важным условием  успешной  социальной адаптации  дошкольника к школе является  психологическая готовность.

Психологическая готовность:

-умение слушать речь, объяснения ответы  товарищей;

-умение действовать   в соответствии с правилом;

-умение  производить   действия  в соответствии с  образцом;

-умение  действовать   по прямому указанию  взрослого;

-умение  работать в  группе.

4. Основная цель педагогического  коллектива школы в направлении  социальной адаптации детей дошкольного возраста- создание общего фона, благоприятного для развития детей: физического, интеллектуального, эмоционального. В связи с этим  деятельность школы направлена на

-максимальное  обеспечение   двигательной активности  детей  к школе;

- создание  в школе развивающей  предметной среды, являющейся продолжением той, к которой дети привыкли в детском саду;

- широкое применение  игровых приемов;

- изменение стиля   взаимоотношения взрослых и детей   с авторитарного на  стиль доверительного  сотрудничества;

- введение  в педагогический  процесс разнообразных видов   детской творческой деятельности;

- использование  многообразных  форм  обучения  неурочного типа;

- создание  щадящего  режима учебной деятельности.

5. Шалва Амонашвили  указывает на наличие трех  ярусов  в начальном звене школы, создание которых   разграничивает  учащихся в своих отношениях друг с другом. И потому он считает, что необходимо  с помощью  тонкой  психолого-дидактической методики  индивидуального подхода развивать способности каждого ребенка до пределов его  потенций. Выравнивание  таким образом  заключается не в формальном  увеличении объема знаний, а в целостном развитии личности школьника, всестороннем проявлении его задатков с помощью   методики обучения, способной быть вариативной к индивидуальным особенностям.

  В таких условиях  уже  не будет возникать  необходимости делить  учеников  на  «отличников», «троечников» и  « двоечников» и «клеймить»  детей  через отметки за  то, что от них уже не зависит.

6. Чтобы успешно прошла  социальная адаптация дошкольников к школе  важную роль играет и соучастие родителей в этом вопросе, однако же  родителям при этом   важно помнить, что помогая ребенку, они  могут на себя взять  только то, что ребенок не может  выполнить  пока еще сам, остальное же предоставить  сделать ему самому. По мере же освоения  ребенком  новых действий   родитель постепенно  передает их ребенку, веря в ребенка и любя его.

7. Готовность ребенка  или его неготовность тесно   связаны с положением его в  семье. Дома и в школе должна  быть  приятная психологическая атмосфера. Именно она способствует быстрой и успешной социальной адаптации ребенка – дошкольника к школе.

  
                                   Список источников:

1. Закон Российской  Федерации  от 10 июля 1992г. №  3266-1 (с последующими изменениями  и дополнениями) « Об образовании».

2. Закон Российской  Федерации « О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения».

3. Амонашвили Ш.  Воспитательное  и образовательное формирование  оценки учения школьника.- Эксперим.-методич.  исследование.- М.: Педагогика, 1984

4. Баркан А.И. Практическая  психология для родителей, или  Как научиться  понимать своего  ребенка.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

5. Берн Р. Развитие  «Я»- концепции и воспитание.- Пер. с англ.: Москва, «Прогресс», 1986

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., «Просвещение», 1968.

7. Выготский Л.С. Собрание  сочинений в 6 т. Т.4 (Кризис семи  лет). – М., 1984

8. Выготский Л.С. Собрание  сочинений.- М., 1984

9. Доровской А.И.  Сто  советов  по развитию  одаренности детей.  Родителям, воспитателям, учителям.: М., Российское  пед. агенство, 1997.

10. Карабаева О.А. «  организация адаптивной среды   на начальном этапе обучения.»  // « Начальная школа», №7-2004

11. Коломинский Я.Л., А.А.  Панько « Психологическая готовность к школе».

12. Кон И.С. Ребенок  и общество.- М., Наука,1988.

13. Мухина С. Психология  детства и отрочества: Учебник  для вузов./  Академия пед. и  соц. наук.- М.: Институт практической  психологии, 1998г.

14. Попова М.В.  Психология растущего  человека: краткий курс возрастной психологии.- М.: ТЦ Сфера, 2002.

15. Популярная психология  для родителей./ Под ред. А.А.  Бодалева.- М.: Педагогика, 1989

16. Популярная психология  для родителецй.-2-е изд. испр. и  доп./ Под ред. А.С. Спиваковской.- СПб.: СОЮЗ, 1997

17.Психология для родителей  под редакцией А.А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1989

18. Слуцкий В.И. Элементарная  педагогика  или Как управлять  поведением человека: Книга для  учителя.- М.: Просвещение, 1992

19. Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Из-во МГУ, 1983.

20. Сухомлинский В.А. Мудрая власть  коллектива. (Методика  воспитания  коллектива.) -Москва, « Молодая гвардия», 1975

21. Формирование образа  «Я- будущий  школьник» у детей   пяти-семи лет как педагогическая  проблема.// « Начальная школа», №10-2004

22. «Хорошо ли вашему  ребенку в школе?» А.Л. Венгер.//  Популярная психология для родителей  под ред. А.А. Бодалева.-М.: Педагогика, 1989

23.Эльконин Д.Б. Детская  психология. (развитие ребенка от  рождения  до 7 лет)).- М., 1960г.

24. Эльконин Д.Б. Психич. развитие  в детских  возрастах:  избранные психологические труды  в 70 томах/ Под ред. Д.И. Фельдштейна.-2-е  изд.- М.: Ин-т практической психологии, Воронеж, МОДЭК, 1997

1 Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2004. С. 91

2 Формирование  образа Я будущий школьник» у детей 5-7 лет как педагогическая проблема.// « Начальная школа». №10-2004г. С. 30-31

3 Доровской А.И.  Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., Рос.  пед. агенство., 1997. С. 40

4 Выготский Л.С. Собрание  сочинений: В 6 т.- М., 1984.-Т.4 ( Кризис семи лет: 367-386)

  Эльконин Д.Б. Детская   психология (развитие  ребенка от  рождения до семи  лет).- М., 1960. ( Развитие личности  ребенка в  дошкольном возрасте.: 293-316)

5 Попова М.В.  Психология растущего человека: краткий курс возрастной  психологии.-  М.: ТЦ Сфера, 2002. С,55

6 Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1982-1984

7 Кон И.С. Ребенок и общество.- М., Наука, 1988

Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Издательство МГУ, 1983.

8 «Хорошо ли вашему ребенку в школе?». А.Л. Венгер..:  Популярная  психология  для родителей./ Под ред.  А.А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1989. С. 149

9 Популярная психология для родителей: 2-е изд., испр./ Под ред.  А.С. Спиваковской.- СПб.: СОЮЗ, 1997. С.175

10 Популярная  психология для родителей. / Под ред. А.А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1989. С,151

11 Выготский Л.С.  Собрание сочинений.-М., 1984. С.  259

12 Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной  психологии.- М.: ТЦ Сфера, 2002. С.59

13 Я.Л. Коломинский, А.А. Панько «Психологическая готовность к школе». С. 155

14 О.А. Карабаева. « Организация адаптивной  среды на начальном этапе обучения»// «Начальная школа» №7-2004.

15 Р. Берн. Развитие «Я»-концепции и воспитание.- Пер. с англ..: Москва, «Прогресс», 1986. С. 246

16 Слуцкий В.В. Самосознание личности.-М.: Из-во МГУ, 1983.

Мухина С. Психология  детства  и отрочества: Учебник для вузов./ Акад. Пед. и соц. наук- М.: Ин-т практической психологии.- 1998г.

17 Кравцова Е.В. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.: Педагогика, 1991. С.194

18 Ш.Амонашвили. Воспитательное и образовательное   формирование оценки  учения школьника.: Экспер.-методич.  исследование.-М.: Педагогика, 1984. С, 24-33

19 Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. псих. труды в 7- томах/ Под ред. Д.И. Фельдштейна.-2-е изд.-М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж, МОДЭК, 1997.

20 Сухомлинский В.А.  Мудрая власть коллектива ( Методика воспитания коллектива).- Москва, « Молодая гвардия», 1975. С. 67

21 Ш .Амонашвили.  Воспитательное и образовательное формирование оценки учения школьников: Экспериментально-пед. исследование.-М.: Педагогика, 1984. С. 24-33

22 «Воспитание в первом классе»./ « Начальная школа» №1-2004г. С. 12-14

23 Куликова Т.А.  Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. уч. заведений.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр « Академия», 2000. С. 167

24 Баркан А.И. Практическая психология  для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка.-М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. С. 295


Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школе