Психологическая готовность ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса социальной адаптации детей дошкольного возраста к школе.
Задачи работы:
1. Обозначить образ «Я» ребенка-дошкольника.
2. Выявить роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.
3. Определить формы организации адаптивной среды для ребенка дошкольника на начальном этапе обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе…………….5-18
1.1 Образ «Я» ребенка-дошкольника;
1.2 Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника
к школе.
1.3 Психологическая готовность к школе.
Глава 2. Роль семьи и школы в организации адаптивной среды
для ребенка-дошкольника……………………………………………......19-32
2.1 Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников;
2.2 Роль «Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива;
2.3 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.
Заключение………………………………………………………………….33-34
Список источников………………………………………………………….35-36

Файлы: 1 файл

СиМПР моя.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

В этом возрасте  ребенок  стремится  к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку.

  Иными словами,  ребенок не только готов принять   новую социальную позицию школьника,  но и начинает стремиться к  ней.

  Важной особенностью психического  развития  старшего дошкольника  является обостренная  чувствительность  к нравственно-психологическим нормам и правилам поведения и, во-вторых, готовность  детей к овладению  целями и способами  систематического обучения. Говоря словами Л.С. Выготского,  в этот период осуществляется переход от учения  по его собственной программе к учению по программе, заданной взрослыми. Можно сказать, что в этот период  возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. 

  Сензитивность этого  периода  четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если мы упустим момент, запоздаем с обучением грамоте, ее усвоение будет проходить  с большими трудностями.

  Из сказанного  можно заключить, что  целенаправленное  педагогическое воздействие   является в этот период  определяющим фактором  психического развития детей. И важная роль здесь принадлежит семье. Именно поэтому  данный вопрос будет  рассматриваться более подробно ниже в моей работе.

  Необходимо, чтобы  ребенок пошел в школу  физически  развитым, крепким, здоровым. Ведь в значительной степени его успехи   в школе будут зависеть  от его физической готовности  к ней, здоровья.

  В настоящее время  ребенку – первокласснику   необходима  выносливость-важнейшая   физическая способность, которая  теснейшим образом   связана с работоспособностью, качеством, без которого   невозможен успех в любом деле. Выносливость необходима ребенку, чтобы овладеть программой, предусмотренной для первоклассников  в школе.

 Специальные исследования  показывают9, что положительное влияние на физическую   работоспособность  детей этого возраста, обучающихся в школе, оказывает  увеличение самопроизвольной  двигательной активности и целенаправленное, с акцентом на точность выполнения  движений, развитие у детей  двигательных  навыков  во время ежедневного проведения динамических  пауз на свежем  воздухе, обучение плаванию  в бассейне, проведение утренней гимнастики.

 Однако, очевидным  является то, что  одной физической  готовности  для успешного обучения  в школе явно мало.  Необходима готовность  ребенка к изменению своего  социального положения. Этот процесс адаптации, или привыкания, подчиняется особым  психологическим закономерностям, которые очень важно учитывать  при работе с первоклассниками.

  Социально-психологическая  адаптация  представляет собой процесс активного приспособления, в отличие  от физиологической адаптации, которая  происходит  как бы автоматически.

 

 С социально-психологической  адаптацией  дело обстоит иначе:  чтобы  адаптироваться, необходимо  приложить  специальные усилия.

  Отношения  со  средой, к которой  надо приспосабливаться,  здесь иные. Педагогу надо помочь  детям адаптироваться  в новых  социальных условиях.  Но адаптироваться  приходится не только ребенку  к классу, к своему месту в  школе, к учителю, но и самим педагогам - к новым  для них воспитанникам, а родителям - к своему ребенку, который  теперь стал школьником.

  Первоначальный  этап  пребывания  в школе  как  раз и есть  период  социально-психологической   адаптации ребенка к новым  условиям. Результат адаптации - адаптированность, которая  представляет  собой систему  качеств  личности, умений и навыков, обеспечивающих успешности  последующей  жизнедеятельности.

  Дети далеко  не  одинаково  легко  «вживаются»  в новые условия. В ходе  исследования, на которые ссылается А.Л. Венгер10, выявлено  три уровня  адаптации детей к школе.

1. Высокий уровень адаптации.

  Первоклассник   положительно  относится  к  школе, представляемые  требования  воспринимает  адекватно; учебный   материал  усваивает легко; глубоко  и полно  овладевает  программным  материалом; решает усложненные  задачи, прилежен, внимательно  слушает  указания, объяснения учителя, выполняет  поручения  без внешнего контроля; проявляет  большой  интерес  к самостоятельной  учебной  работе (всегда  готовиться  ко всем урокам); общественные поручения  выполняет  охотно и добросовестно; занимает  в классе  благоприятное  статусное  положение.

2. Средний  уровень  адаптации.

Первоклассник  положительно  относится  к школе, ее посещение  не вызывает  отрицательных переживаний, понимает  учебный материал, если учитель излагает  его подробно и наглядно, усваивает основное содержание  учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то  для него интересным (готовится к урокам и выполняет  домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет  добросовестно; дружит  со многими  одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

  Первоклассник   отрицательно или индифферентно  относится к школе; нередки   жалобы на нездоровье; наблюдаются   нарушения дисциплины; объясняемый   учителем материал  усваивает   фрагментарно; самостоятельная работа  с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий  не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет  работоспособность и внимание при  удлиненных  паузах для отдыха; для понимания нового  и решения задач  по образцу требуется   значительная  учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет  под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям  лишь часть одноклассников.

  Для того чтобы  период адаптации к школе прошел  у ребенка относительно легко,  очень важно, чтобы  взаимоотношения  в семье были хорошими, отсутствовали   конфликтные ситуации и к тому  же у самого ребенка  должен быть  благоприятный статус  в группе сверстников.

  Неправильные  методы  воспитания в семье, неудовлетворенность   в общении, неадекватное осознание  своего  положения в группе  сверстников, конфликтная ситуация  в семье, отрицательный стиль отношения  учителя  подготовительного класса, конфликты между родителями  и учителем  первого класса - все это затрудняет  вхождение  ребенку  в новую полосу жизни.

 

    Из всего  сказанного можно заключить, что  успешность усвоения учебного  материала ребенком в школе и вхождения его в школьную жизнь зависит от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям. Поэтому психологи на первый  план ставят  психологическую готовность ребенка к школе.

1.3 Психологическая  готовность ребенка к школе

  Психологическая готовность  к обучению  в школе -  следствие  прохождения  ребенком  кризиса семи лет.

  Именно новообразование   задает  для ребенка социальную  ситуацию развития, которая  «определяет   целиком  и полностью  те  формы  и тот путь, следуя  по которому  ребенок приобретает  новые и новые  свойства личности, черпая   их из социальной действительности как из основного источника  развития, тот путь, по которому   социальное становится  индивидуальным. »11

  Несомненно, готовность  к школе  не сводится   лишь к физической готовности  - необходима так же и    особая  психологическая  готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида  готовности определяется  той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку.

Психологическая готовность к школе – это

-умение  слушать   речь, объяснения, ответы  товарищей;

-умение действовать   в соответствии с правилом;

-умение производить   действия  в соответствии с  образцом;

- умение действовать  по прямому указанию  взрослого;

-умение работать в группе.12

 Конкретное содержание  психологической готовности не  является стабильным – оно  изменяется, обогащается.

 

  Что же именно  включает  в себя психологическая  готовность к школе?

  Составными компонентами  психологической готовности являются  личностная, волевая, интеллектуальная.

1. Личностная готовность ребенка  к школе

  Подготовка  ребенка  к школе  включает формирование  у него готовности к принятию  новой  « социальной позиции»- положения школьника, имеющего  круг важных  обязанностей и  прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность выражается  в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

  Как правило, дети  выражают желание идти в школу. И тут весьма важно, чтобы школа привлекала  ребенка своей главной деятельностью- учением.

  Если ребенок не  готов к социальной позиции  школьника, то даже при  наличии  у него  необходимого запаса  умений и навыков, уровня интеллектуального   развития  ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень  интеллектуального развития  совпадает  с личностной  готовностью ребенка к школе.

  Такие первоклассники  учатся  в школе  очень неровно  и ведут себя по-детски. И если  занятия у них будут вызывать  непосредственный интерес, то успехи у них будут. Если же его нет и они должны будут  выполнять учебное задание  из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех и достичь нужного положительного результата ему трудно.

  Еще хуже в том случае, когда дети не хотят идти в школу. Причина подобного отношения к школе, как правило, кроется в самой системе воспитания ребенка. Нередко ребенка запугивают школой и потому разумнее всего сразу сформировать  верное представление о школе,  положительное  отношение к ней, к учителю, к книге.

  Создание  эмоционального  опыта, последовательное  углубление  эмоционального отношения к учению  в процессе деятельности ребенка-  необходимое условие формирования  его положительного отношения  к школе. Поэтому весьма важно, чтобы  сообщаемый детям  материал о школе  был не только понят, но и прочувствован, пережит ими, непременным условием чего является  включение детей в деятельность, активизирующую  как сознание, так и чувства.

  Умение ребенка  войти в детское общество, действовать совместно  с другими, уступать, подчиняться  при необходимости, чувство товарищества-  вот те качества, которые  обеспечивают  ему безболезненную адаптацию  к новым социальным условиям, способствуют  созданию  благоприятных  условий для его дальнейшего развития.

2. Волевая готовность ребенка к школе.

    Формирование  волевой готовности  будущего  первоклассника требует серьезного  внимания, поскольку  его ждет  в школе напряженный труд, от  него потребуется  умение делать  не только  то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

  Все исследования  развития воли  у детей отмечают, что в дошкольном  возрасте  успешнее достигается цель  в  игровой ситуации. Первостепенное  значение в формировании воли имеет  воспитание  мотивов достижения  цели. Формирование у детей небоязни трудиться, стремление не пасовать перед ними, а разрешать  их, не  отказываться  от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной  помощи  преодолеть трудности, которые возникнут  у него в первом классе.

  Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств,  помогающих 6-летнему  ребенку  овладеть, управлять своим поведением, в большей  мере зависит  от степени  его  восприимчивости к требованиям, от характера  взаимоотношений ребенка и взрослого.

3. Интеллектуальная готовность.

  Важно, чтобы ребенок   к школе был умственно развит. Существующие программы, их усвоение  потребуют  от ребенка умения  сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные  выводы, потребуют  достаточно развитых  познавательных  процессов. Готовы ли дети  дошкольного возраста к этому?

  Исследования показывают13, что к старшему дошкольному возрасту дети  овладевают  некоторыми  рациональными  способами обследования  внешних  свойств  предметов, пользуясь  усвоенной  системой общественно выработанных эталонов. Применение их дает возможность ребенку  дифференцированно  воспринимать, анализировать сложные предметы.

  В дошкольные годы ребенок  должен быть подготовлен  к ведущей  в младшем школьном возрасте  деятельности - учебной. Важное значение при этом  будет иметь формирование  у ребенка умений, требуемых  в этой деятельности. Обладание этими  умениями обеспечивает  ребенку «высокий  уровень» обучаемости, характерной особенностью  которого  является умение  выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную  цель деятельности.

  Составную часть  психологической готовности  ребенка  к школьному обучению  составляет  именно интеллектуальная  готовность.  В это понятие входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных  навыков. Однако, главное- это то, как ребенок   ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные сведения. 

  Важнейшими  компонентами  психологической  готовности  детей  к школьному обучению  также является  общение ребенка  со взрослыми, взаимоотношение  со сверстниками и отношение   к самому  себе. Эти компоненты  знаменуют собой  разные фазы  кризиса семи лет.

Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школе