Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 00:53, курсовая работа
Цель исследования: исследование готовности детей дошкольников к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных данных по теме исследования.
2. Отобрать методики, направленные на изучение готовности детей к обучению.
3. Обобщить результаты экспериментального исследования с целью
выявления психологической готовности к школе детей подготовительной группы.
Введение. ___________________________________________________ 3
Глава I. Теоретическая значимость проблемы готовности детей
к обучению в школе.
1.1 Проблема готовности к школьному обучению в отечественной
и зарубежной психологии.____________________________ 6
1.2 Виды готовности к школьному обучению._______________ 10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к
обучению в школе.___________________________________ 18
Глава II. Практическая значимость проблемы готовности детей к обучению в школе (опытно-экспериментальная)._____ 23
Заключения._______________________________________________ 37
Литература.________________________________________________ 39
Приложение._______________________________________________ 41
Федеральное агентство по образованию
Московский Государственный Гуманитарный
Университет имени М.А. Шолохова
Педагогический факультет
Кафедра (педагогика и методика дошкольного образования)
Курсовая работа на тему:
«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Выполнил:
студентка 3(3.5) курса
педагогического факультета
специальности Педагогика и методика
дошкольного образования
Королева Светлана Леонидовна
старший преподаватель
Пашина Светлана Алексеевна
Введение. ______________________________
Глава I. Теоретическая значимость проблемы готовности детей
к обучению в школе.
и зарубежной психологии.___________________
1.2 Виды готовности к школьному обучению._______________ 10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к
обучению в школе.________________________
Глава II. Практическая
значимость проблемы готовности детей
к обучению в школе (опытно-экспериментальная).___
Заключения.__________________
Литература.__________________
Приложение.__________________
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Понятие «готовности к школе» обусловлено появлением сразу нескольких вариантов вступления дошкольников в школьную жизнь - с шести и семи лет , по трех или четырехлетней программе обучения, а также относительной свободой школ в выборе программы обучения в начальной школе . Это и сделало актуальной задачу разработки отдельных критериев , по которым для каждого ребенка персонально должен решаться вопрос , брать его в школу или нет , и если брать , то по какой программе обучать. Для обозначения этого круга проблем было введено общее понятие «готовности к школе». [13]
В настоящее время актуальность данного вопроса отражена в ряде различных публикаций как отечественных, так и зарубежных авторов. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развитие интеллектуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть ДОУ. [8]
К исследованию
психологической готовности
к обучению детей старшего
дошкольного возраста
в начальной школе обращены
работы таких авторов, как
Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, И.И
Божович, Н.Г. Салмина , Е.Е. Кравцова,
М.Р Гинзбург , Н.И. Гуткина , Р.
В . Овчарова , И. В . Дубровина
, А.Л.Венгер , Я.Йиерасек, А.А.Анастази,
К.Н.Поливанова , Е.А Бугрименко и
др. В них рассматриваются
психологические подходы
к решению проблемы «
Процесс подготовки ребенка
к обучению в школе обусловлен
освоением доступных видов
Наличие готовности к школе облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни, а ее диагностика позволяет учителю вовремя скорректировать отдельные стороны психического развития.
Многие исследования, посвященные этой проблеме, позволили определить само понятие «психологическая готовность к школе», выделить основные компоненты и создать отдельные диагностические методики для выявления уровня детей к моменту их поступления в школу.
Цель исследования: исследование готовности детей дошкольников к обучению в школе.
Гипотеза исследования: готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе обусловлена сформированностью психологических, интеллектуальных и личностных характеристик ребенка.
Предмет исследования: психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Объект исследования: дети подготовительной группы .
Задачи исследования:
выявления психологической готовности к школе детей подготовительной группы.
Методы исследования: Для проведения исследования были использованы:
методика изучения мотивации ( по Н.Л. Белопольской);
методика «Домик» для исследования произвольной сферы ребенка;
методика «Графический диктант».
База исследования: ГОУ детский сад N 2517.
ГЛАВА I. Теоретическая значимость проблемы готовности детей к обучению в школе.
Переход от
дошкольного периода к
школьному, характеризуется
изменением места ребенка
в системе доступных
ему отношений и всего
образа его жизни. При
этом следует подчеркнуть,
что положение школьника
создает особую моральную
направленность личности ребенка.
Для него учение не просто
деятельность по усвоению
знаний и не только
способ подготовки себя к
будущему, оно осознается и
переживается ребенком как
его собственная трудовая
обязанность, как его
Все эти
условия приводят к тому,
что школьник становится
центром, жизнь детей
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
В психологическом словаре понятие "готовность к школьному обучению" рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
Проблема психологической готовности к школе не является новой. Она интересовала как зарубежных (Г. Бройер, Я. Йиерасек, А.Керн, Ф.И. Илг, Д.П. Озубел, Л.Б. Эймс, Г.Гетцер и др.), так и отечественных психологов ( Л.И. Божович, Л.А Венгер, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Н.Г.Салмина, Д.Б. Эльконин и др.).
В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению- это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности. [14]
Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. [17]
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. [17]
А.Н. Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во "внутренней позиции". [19]
В своих исследованиях
Т.А. Нежнова указывает, что новая
социальная позиция и соответствующая
ей деятельность развиваются постольку,
поскольку они принимаются
Ф.Л. Илг, Л.Б. Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная. Так, Д.П. Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать развитие всех детей. [6]
Но несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному обучению пользуются понятием "школьная зрелость", исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов - Вронфенвреннер, Врунер - критикуют положения концепции "школьной зрелости" и подчеркивают роль социальных факторов, а так же особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.
Большое внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах. [19]
Одним из наиболее популярных методик диагностики школьной зрелости длительное время оставался тест Йиерасека - Керна. Я.Йиерасек следующим образом классифицирует и детализирует признаки школьной зрелости:
Одним из первых исследователей посвятившим свою работу теоретическому и экспериментальному изучению проблемы психологической готовности детей к школе, был А.В. Запорожец. В качестве условий обеспечивающих успешность обучения в школе, он выдвинул наличие интеллектуальной готовности, которая включает в себя, сформированность наглядно-образного и зарождение логического мышления, высокий уровень развития воображения и памяти (образной, смысловой), произвольности внимания.
Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школьному обучению