Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование готовности детей дошкольников к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных данных по теме исследования.
2. Отобрать методики, направленные на изучение готовности детей к обучению.
3. Обобщить результаты экспериментального исследования с целью
выявления психологической готовности к школе детей подготовительной группы.

Содержание работы

Введение. ___________________________________________________ 3
Глава I. Теоретическая значимость проблемы готовности детей
к обучению в школе.
1.1 Проблема готовности к школьному обучению в отечественной
и зарубежной психологии.____________________________ 6
1.2 Виды готовности к школьному обучению._______________ 10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к
обучению в школе.___________________________________ 18
Глава II. Практическая значимость проблемы готовности детей к обучению в школе (опытно-экспериментальная)._____ 23
Заключения._______________________________________________ 37
Литература.________________________________________________ 39
Приложение._______________________________________________ 41

Файлы: 1 файл

моя курсовая-2 исправленная 3-2.docx

— 100.14 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Московский Государственный  Гуманитарный

Университет имени М.А. Шолохова

Педагогический факультет

Кафедра (педагогика и методика дошкольного образования)

 

 

Курсовая работа на тему:

«Психологическая  готовность ребенка к школьному  обучению» 

 

Выполнил:

 студентка 3(3.5) курса 

педагогического факультета

специальности Педагогика и  методика

дошкольного образования

Королева Светлана Леонидовна

                                  

                                                                Научный руководитель:

старший преподаватель

Пашина Светлана Алексеевна

                                            СОДЕРЖАНИЕ

 Введение. ___________________________________________________ 3                                                                                                               

 Глава I. Теоретическая значимость проблемы готовности детей

                к обучению в школе.

    1. Проблема готовности к школьному обучению в отечественной

и зарубежной психологии.____________________________  6

          1.2    Виды готовности к школьному обучению._______________  10

          1.3    Анализ методов диагностики психологической готовности к

                   обучению в школе.___________________________________ 18

  Глава II. Практическая значимость проблемы готовности детей                                              к обучению в школе (опытно-экспериментальная)._____ 23

 Заключения._______________________________________________   37

 Литература.________________________________________________  39

 Приложение._______________________________________________   41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. Понятие «готовности к школе» обусловлено появлением сразу нескольких  вариантов вступления  дошкольников  в школьную  жизнь -  с шести   и семи  лет , по   трех  или четырехлетней программе    обучения, а также относительной свободой   школ  в выборе  программы обучения  в начальной школе . Это и сделало актуальной  задачу    разработки  отдельных критериев ,  по  которым для каждого ребенка персонально должен  решаться  вопрос , брать его в школу или нет ,  и если  брать , то  по  какой программе обучать. Для обозначения этого круга проблем было введено общее понятие «готовности к школе». [13]

    В  настоящее   время  актуальность данного  вопроса  отражена   в   ряде  различных  публикаций  как  отечественных,  так и   зарубежных  авторов. Для  воспитания  детей  дошкольного  возраста,  охраны   и  укрепления   их  физического  и  психического  здоровья, развитие интеллектуальных  способностей  и  необходимой   коррекции   нарушения  развития  этих  детей  в  помощь  семье  действует  сеть  ДОУ.  [8]

    К   исследованию   психологической  готовности  к   обучению  детей   старшего  дошкольного  возраста    в  начальной  школе   обращены  работы  таких  авторов, как   Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, И.И   Божович, Н.Г. Салмина , Е.Е. Кравцова,  М.Р Гинзбург , Н.И. Гуткина , Р.  В . Овчарова , И. В . Дубровина  , А.Л.Венгер , Я.Йиерасек, А.А.Анастази, К.Н.Поливанова , Е.А Бугрименко и  др. В них  рассматриваются   психологические  подходы   к  решению  проблемы «готовность   к  школе». В  контексте   общего  единодушия  о  роли   психологического  развития  в   дошкольном  детстве  разные  авторы  выделяют  в  качестве  ведущих   большой   и   весьма  разнообразный   спектр  факторов  и  характеристик   психологической  сферы дошкольника. 

Процесс подготовки ребенка  к обучению в школе обусловлен освоением доступных видов детской  деятельности ( игра, общение, предметно-трудовая и художественная деятельности). Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы.

Наличие  готовности  к  школе    облегчает  процесс  адаптации  ребенка   к  новым  условиям  жизни, а  ее  диагностика  позволяет  учителю  вовремя  скорректировать   отдельные  стороны  психического  развития.

     Многие  исследования, посвященные  этой  проблеме, позволили   определить  само  понятие «психологическая  готовность  к  школе», выделить  основные  компоненты  и  создать   отдельные   диагностические   методики   для  выявления   уровня  детей   к  моменту   их  поступления  в  школу.

     Цель исследования:  исследование готовности детей дошкольников к обучению в школе.

Гипотеза исследования:  готовность  детей дошкольного возраста к обучению в школе обусловлена сформированностью психологических, интеллектуальных и личностных характеристик ребенка.   

Предмет исследования:  психологическая готовность ребенка к обучению в школе.   

Объект исследования: дети  подготовительной  группы .     

Задачи исследования:

  1. Провести  анализ  литературных  данных   по  теме  исследования.
  2. Отобрать методики, направленные  на изучение готовности детей к обучению.
  3. Обобщить результаты экспериментального исследования с целью

выявления  психологической  готовности  к  школе   детей  подготовительной  группы.

 

Методы исследования: Для проведения исследования были использованы:

методика изучения мотивации ( по Н.Л. Белопольской);

методика «Домик» для  исследования произвольной сферы ребенка;

методика «Графический диктант».

 

База исследования: ГОУ детский сад N 2517.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА I. Теоретическая значимость проблемы готовности детей к                     обучению в школе.  

    1. Проблема готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии.

    Переход  от  дошкольного  периода  к   школьному,   характеризуется   изменением  места  ребенка   в  системе   доступных   ему  отношений  и  всего   образа  его  жизни.  При   этом  следует   подчеркнуть,  что  положение  школьника   создает  особую  моральную   направленность  личности  ребенка.  Для  него  учение  не просто  деятельность   по  усвоению  знаний    и  не  только  способ  подготовки  себя   к   будущему, оно  осознается  и   переживается  ребенком  как   его  собственная  трудовая  обязанность, как  его  участие   в  повседневной  жизни  окружающих  людей.

    Все  эти   условия  приводят  к  тому, что  школьник  становится  центром, жизнь  детей  наполненная  их   собственными  интересами, взаимоотношениями и  переживаниями,  причем  внутренняя  психическая   жизнь  ребенка, ставшего  школьником,  получает  совсем   иное  содержание  и  иной  характер, чем  в   дошкольном  возрасте:  она   прежде  всего  связана  с   его  учением  и  учебными  делами. Поэтому  как  будет   справляться  маленький  школьник  со  своими  школьными  обязанностями,  успех   или  неуспех  в   учебных  делах, имеет  для   него   острую  аффективную   окраску. Утрате   собственного  положения  в  школе  и  неумения  оказаться  на  высоте   вызывает  у  него  переживание,  потери   основного  стержня   своей  жизни, той  социальной  почвы, стоя  на  которой   он  чувствует  себя  членом  общего  дела.  [12]  

 Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом словаре  понятие "готовность к школьному  обучению" рассматривается как  совокупность морфо - физиологических  особенностей ребенка старшего дошкольного  возраста, обеспечивающая успешный переход  к систематическому, организованному  школьному обучению.

Проблема  психологической  готовности  к  школе  не  является  новой. Она интересовала   как зарубежных (Г. Бройер, Я. Йиерасек, А.Керн, Ф.И. Илг, Д.П. Озубел, Л.Б. Эймс, Г.Гетцер  и др.), так и  отечественных  психологов ( Л.И. Божович,  Л.А Венгер, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Н.Г.Салмина, Д.Б. Эльконин  и  др.).

   В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению- это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности. [14]    

   Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. [17]    

Наиболее полно понятие  «готовность к школе» дано в определении  Л.А. Венгера, под которой понимал  определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. [17]    

   А.Н. Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во "внутренней позиции". [19]

В своих исследованиях  Т.А. Нежнова указывает, что новая  социальная позиция и соответствующая  ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его  собственных потребностей и стремлений, содержанием его "внутренней позиции". [15]

   Ф.Л. Илг, Л.Б. Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная. Так, Д.П. Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать развитие всех детей. [6]

    Но несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному обучению пользуются понятием "школьная зрелость", исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов - Вронфенвреннер, Врунер - критикуют положения концепции "школьной зрелости" и подчеркивают роль социальных факторов, а так же особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.

   Большое внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах. [19]

   Одним  из  наиболее  популярных  методик   диагностики  школьной  зрелости   длительное  время  оставался  тест Йиерасека - Керна.   Я.Йиерасек  следующим  образом  классифицирует  и  детализирует  признаки  школьной  зрелости:

  1. В  интеллектуальной  сфере – дифференцированное  восприятие,    направленная  концентрация  внимания, аналитическое  мышление, рациональный  подход  к  действительности, логическое  запоминание, интерес  к   занятиям, в   которых  результат  может  быть  достигнут  только  усилием, интерес  к  новым  знаниям , овладение  на  слух  разговорной  речью   и  способность  понимания  и  применение  символов вообще,  развитие   тонких  движений  руки  и  зрительно-двигательной  координации.
  2.   В эмоциональной сфере – достижения  сравнительно  хорошей эмоциональной устойчивости  и учебной мотивации   (желание учиться, а не  играть  и не  соревноваться).
  3. В  социальной  сфере  потребность  ребенка   общаться  с  другими  детьми  и  умение  подчиняться  интересам  и  обычаям  детских  групп, способность  выполнять   социальную  роль  школьника  в  ситуации школьного обучения . [13]

   Одним  из  первых   исследователей   посвятившим   свою  работу  теоретическому  и  экспериментальному   изучению   проблемы  психологической  готовности  детей к школе,  был А.В. Запорожец.  В качестве  условий обеспечивающих  успешность  обучения  в школе,  он  выдвинул  наличие интеллектуальной  готовности, которая включает  в себя,  сформированность   наглядно-образного и зарождение  логического мышления, высокий уровень развития  воображения и памяти (образной,  смысловой), произвольности  внимания.

Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школьному обучению