Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 00:53, курсовая работа
Цель исследования: исследование готовности детей дошкольников к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных данных по теме исследования.
2. Отобрать методики, направленные на изучение готовности детей к обучению.
3. Обобщить результаты экспериментального исследования с целью
выявления психологической готовности к школе детей подготовительной группы.
Введение. ___________________________________________________ 3
Глава I. Теоретическая значимость проблемы готовности детей
к обучению в школе.
1.1 Проблема готовности к школьному обучению в отечественной
и зарубежной психологии.____________________________ 6
1.2 Виды готовности к школьному обучению._______________ 10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к
обучению в школе.___________________________________ 18
Глава II. Практическая значимость проблемы готовности детей к обучению в школе (опытно-экспериментальная)._____ 23
Заключения._______________________________________________ 37
Литература.________________________________________________ 39
Приложение._______________________________________________ 41
Причем А. В. Запорожец выдвинул два уровня психологической готовности к школе, один из которых проявляется как общая готовность, а другой – как, специальная. В итоге автор формирует свое понимание психологической готовности к школе, как «целостную систему свойств и качеств, характеризующих достижения ребенком новой более высокой стадии общего физического, умственного нравственного и эстетического развития. Наряду с этим существенное место также имеет приобретенный запас детьми элементарных знаний об окружающем, а также простейших навыков практической умственной работы, достигнутой ими уровень развития мышления и речи, степень сформированности общественных мотивов, поведения и нравственно-волевых качеств, необходимых для того, чтобы успешно заниматься социально значимой деятельностью, направленной на усвоение школьного курса основных наук». [13]
Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно сделать вывод, что основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.
В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе.
Можно выделить следующие виды готовности к школьному обучению:
1)Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву "стать взрослым и реально осуществлять его функции". [1]
С того момента, как в сознании
ребенка представление о школе
приобрело черты искомого образа
жизни, можно говорить о том, что
его внутренняя позиция получила
новое содержание - стала внутренней
позицией школьника. И это значит,
что ребенок психологически перешел
в новый возрастной период своего
развития - младший школьный возраст.
Внутренняя позиция школьника в
самом широком смысле можно определить
как систему потребностей и стремлений
ребенка, связанных со школой, т.е. такое
отношение к школе, когда причастность
к ней переживается ребенком как
его собственная потребность ("Хочу
в школу!"). Наличие внутренней
позиции школьника
Такая положительная направленность
ребенка на школу как на собственно
учебное заведение - важнейшая предпосылка
благополучного вхождения его в
школьно-учебную
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. [3]
Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. [5]
2) Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операции. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.п.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задачи на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.
Дубровина И.
В. указывает, что в
Р.В. Овчарова при обсуждении вопроса об интеллектуальной готовности ребенка к школе, также исходит из того, что содержание интеллектуальной готовности включает не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение видеть задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности. [11]
По мнению Р. С. Немова, интеллектуальная готовность включает в себя развитие познавательных процессов: « Но такое, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита ». [9]
Большие требования начальный этап обучения предъявляет к памяти детей. Для того, чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной , чтобы ребенок располагал различными эффектными средствами для запоминания , сохранения и воспроизведения учебного материала .
Хорошая обучаемость ребенка
косвенным образом
3) Волевая готовность к школьному обучению.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения. [20]
Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн
считают, что появление волевого
акта подготавливается предшествующим
развитием произвольного
В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В. Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки. [21]
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.
На протяжении дошкольного
детства усложняется характер волевой
сферы личности и изменяется ее удельный
вес в общей структуре
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.
Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям. [21]
4) Нравственная готовность к школьному обучению.
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями.
Д.Б. Эльконин связывает возникновение
этических инстанций с
В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей. [16]
Однако взрослые продолжают
оставаться постоянным притягательным
центром, вокруг которого строится жизнь
ребенка. Это порождает у детей
потребность участвовать в
В условиях повседневного
поведения и общения со взрослыми,
а также в практике ролевой
игры у ребенка-дошкольника
Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школьному обучению