Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование готовности детей дошкольников к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных данных по теме исследования.
2. Отобрать методики, направленные на изучение готовности детей к обучению.
3. Обобщить результаты экспериментального исследования с целью
выявления психологической готовности к школе детей подготовительной группы.

Содержание работы

Введение. ___________________________________________________ 3
Глава I. Теоретическая значимость проблемы готовности детей
к обучению в школе.
1.1 Проблема готовности к школьному обучению в отечественной
и зарубежной психологии.____________________________ 6
1.2 Виды готовности к школьному обучению._______________ 10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к
обучению в школе.___________________________________ 18
Глава II. Практическая значимость проблемы готовности детей к обучению в школе (опытно-экспериментальная)._____ 23
Заключения._______________________________________________ 37
Литература.________________________________________________ 39
Приложение._______________________________________________ 41

Файлы: 1 файл

моя курсовая-2 исправленная 3-2.docx

— 100.14 Кб (Скачать файл)

    Поставь   карандаш   на  самую   верхнюю  точку.  Внимание!  Рисуй  линию:  одну   клетку   вниз,  не   отрывая   карандаш  от  бумаги.  Теперь  одна    клетка   вправо,  одна   вверх,  одна  клетка  вправо, одна  клетка   вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам.

    Подскажите   ребенку,  если  он  не  понял   задание,   исправьте  допущенные   ошибки. При  рисовании  последующих   узоров  такой  контроль  снимается.  Диктуя,  нужно  соблюдать   достаточно   длинные  паузы,  чтобы  ребенок   успевал  закончить  линию.  На  самостоятельное  продолжение   узора  1,5 –2  мин.

Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам.

Поставь карандаш на следующую  точку. Внимание! Три клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, одна клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо. Теперь продолжай сам.

Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три  клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка влево, две клетки вверх, три  клетки вправо, две клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз, три  клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка влево, две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам. ( см.  рис в приложении)

     Проанализируете,  как ребенок   выполнил  задание   под диктовку  и самостоятельно.

    Первый  показатель -   свидетельствует  об  умении   внимательно   слушать  и   четко  выполнять  указания,  не отвлекаясь  на  посторонние   раздражители.    Второй  о степени   самостоятельности ребенка. 

Если  ребенок  справился   со  2  и  3  узором  (тренировочный  не   оценивается)   практически  без ошибок  или  в  одном  из  узоров   встречаются   отдельные  ошибки –  это  говорит  о хорошем   уровне  развития  произвольной  сферы.

    Низкий  уровень   произвольной  сферы  -  если  ни  один  из  узоров  не  соответствует   диктуемому.  

   Высшая  оценка  - 4  балла,  низшая – 0 баллов.  Полученные  баллы  суммируются  (их  максимальное  число  -12).     К  концу    7 года  жизни,  когда  до  поступления  осталось  2 - 3  месяца,   о  хорошем   уровне  ориентации  на  указания  взрослого  свидетельствует   балл  не  ниже 7. [7]

                Методика  «Домик» (разработанная   Н.И. Гуткиной ).

    Методика  представляет  собой  задание  на  срисовывание  картинки ,   изображающей  домик,  отдельные  детали  которого  составлены  из  элементов   прописных  букв.  Задание   позволяет  выявить  умение  ребенка  ориентироваться   в  своей  работе  на  образец,  умение  точно  копировать  его,  выявляет  особенности   развития   произвольного  внимания,  пространственного  восприятия,  сенсомоторной  координации   и  тонкой  моторики  руки.

    Обработка   экспериментального  материала   проводится   путем  подсчета  баллов,  начисляемых  за  ошибки.  Хорошее  выполнение   рисунка   оценивается  « 0».  Таким   образом,  чем   хуже  выполнено задание, тем  выше  полученная  испытуемым  суммарная  оценка.  Итак :

  • 0 баллов  -  хорошо  развито произвольное  внимание.
  • 1 – 2 балла -  среднее развитие  произвольности.
  • 2  балла и более - слабое  развитие  произвольности [15] 

    Данная  методика  позволяет  выявить  умение  ориентироваться    на  образец,  точно    скопировать  его,  степень  развития  произвольного  внимания, сформированность  пространственного   восприятия.

    Дайте  чистый  лист  и  карандаш, а  затем   попросите  его   посмотреть  внимательно  образец  (рис.  в  приложении)  и  постарается,  как  можно  точнее  нарисовать  такой  же  домик  на  своем   листе  без  образца.  Далее   сказать: « Если  ты  что-то  не нарисуешь, то  стирать   резинкой  нельзя,  а  надо  поверх  неправильного  или   рядом   нарисовать  правильно  ».   Когда  вы  убедитесь,  что   все  понял,   дайте   ему  команду. 

     В  процессе    рисования  наблюдайте  за  тем,  как  справляется  ребенок   с  задачей, проводит  ли  воздушные линии   над  рисунком, образцом  или,   мельком   взглянув  на  него, рисует  по  памяти; отвлекается  ли  во  время    работы, задает  ли  вопросы  во  время   работы  и  т.д. 

     Когда   ребенок   сообщает  об  окончании  работы, предложите  ему  проверить,  все  ли  у  него  верно.  Если  он  найдет  неточности  в   своем  рисунке, он   может  их  исправить. Самим   не  нужно  вносить  какие  -  либо    коррективы  в   рисунок  ребенка  и  не  следует  ничего  подсказывать. Для  оценки  используются  показатели:

  1. Точность  воспроизведения  рисунка:  посмотрите,  есть  ли  на  рисунке  ребенка  все  детали (дым, труба, линия, изображающая  основание  домика   и  т.д.).
  2. Сохранение  размера  всего   рисунка  или  отдельных  его  деталей (считается  ошибкой  увеличение  более, чем  в  2  раза ).
  3. Правильность  изображения  элементов  рисунка  (колечек, длина забора, штриховка  на  крыше).

    Ребенок    6-7 лет  довольно  точно  копирует  этот  рисунок, в отдельных   случаях  бывают  небольшие   ошибки, связанные  с  неправильным  изображением  какого-либо  элемента  или   наличие  разрывов  между  линиями  в  тех   местах, где  они  должны    быть  неправильными.  [7]

 

 

 

 

 

 

                               РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Методика   изучения  мотивации  ( по  Н.Л. Белопольской ).

                                                                                      Таблица № 1

 

 

       

    

  Ф.И. ребенка

 

    Возраст

 Качество 

и длитель-ность  вы-полнения задания

   Качество и  длитель-ность   вы-полнения  задания 

   

        Доминирование

   учебный     

   мотив 

     игровой  

        мотив

учебный  мотив

игровой  мотив

 

          1

      2

           3

           4

      5

      6

1

Аксаньян А.

   6,10  

     +  

     +

       +

 

2

Афонина  И.

   6,8      

     +

     +

       +

 

3

Бобылев А.

   6,6

     +

     +

       +

 

4

Борисова   К.

   6,5    

     +  

     +

       +

 

5

Голобоков  М

   6, 7

    +     

     +

        +

 

6

Зостин  А.

   6, 2

    +             

     +                    

      +

 

        

7

Измайлов  Р.

   6 ,2   

    +

     +

        +

 

8

Константинов К.

   6

     -

     +              

        

 

         +

9

Кожемякина Н.

   6,11

     +

     +

        +

 

10

Ланецкая  С.

   6,1            

     +

     +

        +

 

11

Попов  А.

   6,5

     +

     +

        +

 

12

Поплавский  Н.

   6, 6

      +

     +

        +

 

13

Петровицкий Г.

   6, 1

      -

     +

 

       +

14

Смирнов  О.

   6, 11

      +

     +

        +

 

15

Сычева  И.

   6, 10

      +

     +

        +

 

16

Харламов  И.

   7

      +

     +

        +

 

17

Харламов  К.

   6, 5

       -

     +

 

         +

18

Черных  К.

   6,5

      +

      +

        +

 

19

Шереметьев М.

   6,9

      +

      +

        +

 

20

Шульга  Н.

   6,9

      +

      +

        +

 

 

   Обозначение : «+»  -  качество   выполнения « хорошо»;

                           «-» -   качество  выполнения  «недостаточно  хорошо».                                                                         

  Из  20 детей, выполнивших   задание  по  тесту , у  17  детей  явно  выражено  преобладание  учебного  мотива  над игровым  , у  3  детей  выявлено    преобладание  игрового  мотива .

 

 

 

Графический  диктант.

                                                                                   Таблица № 2

 

 

 

 

 

 

 Ф.И. ребенка

 

 

 

Возраст

Результаты  выполнения  задания : «+» - справился  с заданием; «--не справился 

 

 

             Уровень развития  произ-

                 вольной      сферы

   Задания                       

  Высокий

   Средний 

     Низкий

  1  

  2 

  3

 

        1

      2

  3 

4

  5  

       6      

      7    

      8      

1

Аксаньян А.

   6, 10

+

+

  +

      +

   

2

Афонина  И.

   6, 8

+

+

  +

      +

   

3

Бобылева  Н.

   6, 6

+

+

  +  

      +

   

4

Борисова  К.

   6, 5

+

+

  +

      +

   

5

Голобоков  М

   6, 7

+

+

  +

      +

   

6

Зостин А.

   6, 2

+     

  -

   -

     

 

  

 

          -

7

Измайлов  Р.

   6, 2

+

+

  +

      +

   

8

Константинов

Костя

   6

+

+

  -

     

 

         +

 

9

Кожемякина 

Настя

   6, 11

+

+

  +

      +

   

10

Ланецкая  С.

   6, 1

+

+

  -

 

         +

 

11

Попов  А.

   6,5

+

+

  -

 

         +

 

12

Поплавский

   6, 6     

+

+

  +

       +

   

13

Петровицкий

   6, 1

+

  -

  -

   

          -

14

Смирнов О.

   6, 11

+

+

  +

       +

   

15

Сычева  И.

   6, 10

+

+

  +

       +

   

16

Харламов  В.

   7

+

+

  +

       +

   

17

Харламов  К.

   6, 5

+    

-

  -

   

          -

18

Черных  К.

   6,5

+

+

  +

        +

   

19

Шереметьев

   6, 9

+

+

  +

        +

   

20

Шульга  Н.

   6, 9

+

+

  +

        +

   

 

    По  данному  тесту  высокий  уровень  развития    произвольной  сферы   у  14   детей , низкий  уровень  произвольной  сферы   у   3-х  детей , развитие  произвольной  сферы  на  среднем  уровне  у  3-х  детей.   

 

 

                                             Методика «Домик «

                                                                                               Таблица  № 3                                           

Ф.И. ребенка

Воз-раст

                  Показатели

 

Уровень  развития  произвольной      сферы

     

Точность  воспроизведения  рисунка

Сохра-нение  разме-ра и рисова-ние    его  де-талей

Правиль-ность изобра-жения  элементов  ри-сунка

 

 

Высо

Кий

 

 

Сред-ний

 

 

 Низкий

 

       1

     2

     3

         4

        5

     6

      7

     8

1

Аксаньян А.

6, 10

+

+

+

+

   

2

Афонина  И.

6, 8

+

+

+

+

   

3

Бобылева  Н.

6, 6

+

+

+

+

   

4

Борисова  К.

6, 5

+

+

+

+

   

5

Голобоков  М

6, 7

+

+

+

+

   

6

Зостин  А.

6,2

+

+

-

 

+

 

7

Измайлов  Р.

6, 2

+

+

+

+

   

8

Константинов

Костя

6

-

     +

-

   

+

9

Кожемякина

Настя

6, 11

+

+

+

+

   

10

Ланецкая  С.

6, 1

+

+

+

+

   

11

Попов  А.

6,5

+

+

+

+

   

12

Поплавский

6, 6

+

+

+

+

   

13

Петровицкий

6, 1

-

-

-

   

+

14

Смирнов  О.

6, 11

+

+

+

+

   

15

Сычева  И.

6, 10

+

+

-

 

+

 

16

Харламов  В.

7

+

+

+

+

   

17

Харламов  К.

6, 5

-

-

-

   

+

18

Черных  К.

6,5

+

+

+

+

   

19

Шереметьев

6, 9

+

+

+

+

   

20

Шульга  Н.

6, 9

+

+

+

+

   

Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школьному обучению