Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование готовности детей дошкольников к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных данных по теме исследования.
2. Отобрать методики, направленные на изучение готовности детей к обучению.
3. Обобщить результаты экспериментального исследования с целью
выявления психологической готовности к школе детей подготовительной группы.

Содержание работы

Введение. ___________________________________________________ 3
Глава I. Теоретическая значимость проблемы готовности детей
к обучению в школе.
1.1 Проблема готовности к школьному обучению в отечественной
и зарубежной психологии.____________________________ 6
1.2 Виды готовности к школьному обучению._______________ 10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к
обучению в школе.___________________________________ 18
Глава II. Практическая значимость проблемы готовности детей к обучению в школе (опытно-экспериментальная)._____ 23
Заключения._______________________________________________ 37
Литература.________________________________________________ 39
Приложение._______________________________________________ 41

Файлы: 1 файл

моя курсовая-2 исправленная 3-2.docx

— 100.14 Кб (Скачать файл)

    По данному   тесту  выражены  следующие   уровни  сформированности  произвольной  сферы:

высокий – 15 детей;

средний –  2 ребенка;

низкий  –   3 ребенка .

    Анализ  результатов   по  отдельным  компонентам   психологической  готовности  к  школе  показывают  следующую   картину :

п/п

 Ф.И. ребенка 

Методика изучения мотивации по Н.Л. Белопольской

Тест «Графический диктант»

Методика «Домик»

Психоло-гическая  готовность

Детей

к  школе

 

          1

      2

         3

       4

        6

1

Аксаньян  А

  Высокий

  Высокий

  Высокий

  Высокий

2

Афонина  И

  Высокий

  Высокий

  Высокий

  Высокий

3

 Бобылев А

  Высокий

  Высокий

  Высокий

  Высокий

4

 Борисова К

  Высокий

  Высокий

  Высокий

  Высокий

5

Голобоков  

  Высокий

  Высокий

  Высокий

  Высокий

6

Зостин  А

  Высокий

  Низкий

  Средний

  Средний  

7

Измайлов  Р

  Высокий

  Высокий

  Высокий

  Высокий

8

Константинов

  Низкий

  Средний

  Низкий 

  Низкий

9

 Кожемякина

  Высокий

  Высокий

  Высокий

  Высокий

10

 Ланецкая  С

  Высокий 

  Средний

  Высокий

  Высокий

11

  Попов А

  Высокий

  Средний

  Высокий

  Высокий

12

 Поплавский

  Высокий

  Высокий 

  Средний

  Высокий

13

 Петровицкий

  Низкий

  Низкий

  Низкий

  Низкий

14

 Смирнов

  Высокий

  Высокий

  Высокий

  Высокий

15

  Сычева И.

  Высокий

  Высокий

  Высокий

  Высокий

16

Харламов В

  Высокий

  Высокий

  Высокий

  Высокий

17

 Харламов К

  Низкий

  Низкий

  Низкий

  Низкий

18

 Черных  К

  Высокий

  Высокий

  Высокий

  Высокий

19

 Шереметьев 

  Высокий

  Высокий

  Высокий

  Высокий

20

 Шульга  Н

  Высокий

  Высокий

  Высокий

  Высокий


 

    По  итогам  проведенных  исследований зафиксированы   следующие     показатели  уровня  психологической  готовности  к  школе.

            Уровень  

           Количество, чел.

                      %

            Высокий 

                       16

                      80

            Средний  

                       1

                       5

             Низкий

                       3

                       15


 

    Анализ  данных  в  ходе  исследования  показали :  из  20-ти  детей , достигших   возраста   6 – 7  лет , готовы  к  обучению  в  школе  16  человек  (  что  составляет  80 % от  общего  числа  испытуемых ) , не  готовы  к  поступлению   в  школу  4  человек ( что   составляет  20 %   всех  детей  , прошедших  тестирование ) .

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Результаты, полученные  в  ходе  проведенных методик, свидетельствуют о том,  что   общая тенденция гуманизации образования невозможна   без учета индивидуальных  особенностей  ребенка.

    Особенно  это   важно  на  ранних  ступенях  его  развития  в  период  дошкольного  детства .

    Индивидуальность  ребенка  является     одной   из  важных  сторон  его  психологического  развития – психологической   готовности  к  школе.

    Исследования  показали, что  диагностировать   уровень  развития  необходимо  заранее, для  осуществления   индивидуального  подхода   к  ребенку  с  учетом  тех  или  иных  выявленных  особенностей  его  подготовки.

Результаты  исследования, представленные   в  работе, свидетельствуют  о  том, что  не  все  дети  готовы  к  обучению  в  школе  с  6 – 7  летнего  возраста .

Проведенные методики  позволяют  выявить  уровень  развития   личности  ребенка. Раннее  выявление  нарушений  поможет  воспитателю  и  психологу , работающему  с  детьми , определить  те  стороны   психологического  развития , которые  нуждаются  в  коррекции  и  будут  способствовать  успешному  построению  коррекционно-развивающей  работы  с  детьми  дошкольного  возраста. Систематическая  коррекционно-развивающая  работа  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста  обеспечит  своевременную  помощь  в  активизации  возможностей  каждого  ребенка  по  формированию  полноценной  готовности  его  к  школьному  обучению.

Результаты  исследования   позволяют  дать  конкретные  психолого-педагогические  рекомендации  по  дальнейшему  развитию  каждого  дошкольника, не  достигшего  необходимого  уровня  психологической  готовности  к  системному  обучению  в  школе.

Все  это  позволяет  заключить, что  своевременная  коррекционная  работа  с  детьми   по  формированию  психологических  предпосылок  к  обучению  в  школе  позволяет  на  практике  реализовать  гуманный  подход  к  обучению  и  воспитанию  детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Изд-во: Ин-т практической психологии,    1998
  2. Анастази  А.А.  Психологическое   тестирование.  Кн.1, 2  М. Педагогика 1982 г.   
  3. Баскакова И.Л. Изучение внимания школьников: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1987
  4. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12.
  5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956
  6. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985.
  7. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению  психологи- 

     ческой    готовности  6-7 лет  к  школьному   обучению. М., 1992 .

  1. Ииерасек Я. Диагностика школьной зрелости. В кн. Диагностика  психического  развития  (Швайцера Й.  и коллектив  авторов. Прага « Авиценум»
  2. Кравцова Е.Е. Психологические  проблемы  готовности  детей  к   общению  в  школе. М., Педагогика 1991.
  3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. "Психологическая готовность к школе" М., 1987.
  4. Кулагина И.Ю.  Возрастная  психология. М., 1997г.
  5. Лисина  М.И. Капчеля  Г.И.  Общение  со  взрослыми  и  психологическая  подготовка  детей  к  школе.  Кишинев  «Штиинца»,  1985.
  6. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему  школьнику. Психологические  таблицы:  причины  и  коррекции  трудностей  при  обучении школьников  русскому  языку,  чтению  математике.  Изд. 3  перераб.    Доп. М. «Ось-89»,  2001
  7. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985.
  8. Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М., 2001
  9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996
  10. Орлов Р.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 1982.
  11. "Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста" под ред. Д.П. Эльконина, А.Л. Вангера, М. 1988 - 189 с.
  12. Практикум по возрастной психологии , под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - Санкт- Петербург.      2002.
  13. "Практикум по возрастной и педагогической психологии", под редакцией И.В. Дубровиной, М. 1998
  14. "Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология", Дубровина         И.В., Зацепин В.В., М., 1999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Приложение  №1

 

 Методика   изучения  мотивации  по    (Н. Л. Белопольской).

Фамилия, Имя _________________________________________

 Возраст _____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

                                                                                                        Приложение   2.

 

 

Фамилия, Имя ___________________________

Возраст ________________

 

                                         Графический  диктант


 

 

 

 

 

 

.

 

 

                                                                                                    Приложение  3.

Фамилия,  имя  _________________________________

Возраст           _______________________________

 

Методика « Домик »  Н. И.  Гуткиной


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школьному обучению