Психологическая характеристика детей с нарушением развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 19:52, реферат

Описание работы

При зрительном восприятии глухие дети обращают больше внимания на признаки предметов, отчетливо выделяющиеся, яркие, контрастные, и затрудняются в вычленении существенных признаков, особенно если они малозаметны; замедлена скорость зрительного восприятия. В развитии образной памяти у глухих наблюдается определенное своеобразие. Они склонны либо упрощать вешнюю структуру предмета, уподоблять его ранее сложившемуся, привычному представлению, либо чрезмерно подчеркивать его отличительные черты

Файлы: 1 файл

Психологическая характеристика детей с нарушением развития.docx

— 57.39 Кб (Скачать файл)

Дети с ТНР требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем дети с нормально развивающейся речью. Игры логопатов бедны по содержанию, часто носят однообразный характер. Особенности речи детей, неумение выразить свою мысль, боязнь показаться смешным затрудняют включение их в коллективные игры. У детей часто возникают трудности при необходимости переключения с одного вида деятельности на другой. Дети - логопаты, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, настойчивости в доведении игры до конца. В коллективе с говорящими сверстниками дети держатся в стороне, или играя с другими детьми, выполняют только подчиненные роли, не вступают в словесные взаимоотношения.

Речь детей - логопатов не является полноценным средством коммуникации. Дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения. Они не обращаются с вопросами к взрослым, не стремятся общаться со сверстниками, не сопровождают речью игровые ситуации. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально-окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказаться от общения речью, охотнее используют жесты.

Динамика формирования двигательной сферы детей с ТНР носит замедленный и качественно отличный от нормы характер. К школьному обучению ни один компонент моторной сферы не достигает в своем развитии возрастной нормы. У большинства детей oотставание моторного развития отмечается уже в раннем детстве. Недостаточность общей (грубой) моторики проявляется при необходимости удерживать равновесие (общее напряжение, покачивание туловища, балансирование руками, схождение с места и т.п.); при ходьбе, поворотах в движении (несогласованность работы рук и ног, шаркающая походка, плохая осанка и т.п.); при переключении с одного движения на другое (скованность, зажатость, неточность, нечеткость движений, нарушение их порядка и количества). Обнаруживаются также недостатки плавности, ритмичности, трудности регулирования смены темпа движений, наличие большого количества синкинезий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Недостаточность тонких движений кистей и пальцев рук при ТНР больше выражена по сравнению с общей моторикой. Несформированность мелкой моторики проявляется в затруднениях при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений, в несовершенстве контроля и регуляции движений. У детей наблюдается явление моторной истощаемости: замедление темпа, смазанность, неточность движений к концу выполнения двигательных актов. Дополняют картину несформированности мелкой моторики у детей с ТНР различные синкинезий (в артикуляционном аппарате, в мышцах лица, в противоположной руке).

При ТНР дети быстро утомляются и пресыщаются любым видом деятельности. Утомление накапливается в течение дня к вечеру, к концу недели, и сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии (усиление головных болей, нарушения сна). Детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность, контроль за собственной деятельностью на протяжении всего занятия. Дети с ТНР характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью', быстрой сменой настроений. Может проявляться агрессия, навязчивость, беспокойство. Реже наблюдается заторможенность и вялость.

Особенности личности ребенка - логопата связаны с тем, что речевая неполноценность выключает его из детского коллектива. У детей наблюдается замкнутость, негативизм, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам. В ряде случаев могут развиваться патологические качества личности, невротические черты характера.

Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей.

 

Все дети - олигофрены характеризуются стойкими нарушениями психической деятельности, в том числе познавательных процессов, и особенно, словесно-логического мышления. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые дети не могут быть приравнены к нормально развивающимся более младшего возраста. Они иные по своим проявлениям. Дети – олигофрены способны к развитию, хотя оно замедленно, атипично, со многими отклонениями, и тем не менее, это поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей. Говоря о динамике умственного продвижения, следует помнить о зоне актуального развития и зоне ближайшего развития. У умственно отсталых детей зона актуального развития очень ограничена. Они мало что знают и умеют; зона ближайшего развития значительно уже, чем у нормально развивающихся детей, но она существует, и это дает основание утверждать, что дети способны к развитию, которое невелико, но при определенных условиях может иметь место. Продвижение неравномерно: в разные возрастные периоды (первые 2 года обучения, на 4-5 году и в конце обучения), то есть активизация познавательной деятельности базируется на длительном периоде подготовки, концентрации возможностей.

Восприятие У умственно отсталых детей отмечается нарушения ощущений разных модальностей. Что определяет трудности восприятия ситуаций и объектов. Зрительное восприятие замедленно, недостаточно дифференцировано, что проявляется в неточном распознании цвета, затруднениях умения выделить части. Все это в целом лишает образ специфичности и целостности. Перечисленные особенности проявляются при рассматривании предметов, их изображений и сюжетных картин.

Внимание детей с умственной отсталостью всегда в той или иной степени нарушено. Его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Произвольное внимание практически не развито. Возможно привлечение внимания только с помощью ярких новых предметов, но даже в этом случае длительное сосредоточение невозможно. Вместе с тем, при создании благоприятных условий для развития внимания: частой смене видов деятельности, при дозированном преподнесении материала большинство детей достаточно активно включаются в учебный процесс, выполняют инструкции учителя, переключаются с одного вида посильной деятельности на другой.

Память умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Слабость замыкательной функции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их. Кроме того, ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение новой информации многими умственно отсталыми детьми отличается крайней неточностью. Так, например, заучив несколько каких-либо правил, дети часто во время ответов воспроизводят одно правило вместо другого. Усвоив содержание рассказа, они при его воспроизведении могут привести некоторые вымышленные либо заимствованные из другого рассказа детали.

Чтобы прочно усвоить какой-либо новый материал, умственно отсталым дошкольникам необходимо значительно большее число повторений, чем нормальным детям. Без многократных повторений умственно отсталые дети очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей. Проявления «забывчивости», в которых погрешность памяти обнаруживается особенно отчетливо, очень часто наблюдаются у умственно отсталых дошкольников не только педагогами и воспитателями, но и их родителями. Ребенок, который изучил короткое стихотворение и легко его декламировал, однако, при просьбе его рассказать знакомым, или кругу лиц, не может его вспомнить. По прошествии нескольких минут без всякого повторения дошкольник опять его вспоминает и рассказывает. Физиологической основой подобной забывчивости является не угасание условных связей, как при обычном забывании, а лишь временное внешнее торможение корковой деятельности (чаще всего это охранительное торможение). Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей (замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость), следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала.

Мышление Наглядно-действенное мышление, тесно связано с процессом восприятия и является важной стороной чувственного познания мира. Для умственно отсталых дошкольников характерно отставание в сроках и темпе его развития. Даже к 6-ти годам не все умственно отсталые дети могут самостоятельно собрать матрешку, пирамидку, выполнить другие задания, требующие перемещения, использования или изменения предмета. В отличие от нормальных детей, у умственно отсталых без специального обучения наглядно-действенное мышление с возрастом почти не развивается. А возможность решениянаглядно-образных задач у них фактически отсутствует до конца дошкольного возраста.

Элементарное словесно-логическое мышление у умственно отсталых дошкольников появляется поздно, развивается замедленно и имеет качественное своеобразие.

 

 

Эмоционально-волевая сфера и личность В зависимости от характера дефекта, эмоции проявляются по разному. Возбудимые дети характеризуются неустойчивыми, поверхностными эмоциями. Гнев, обида, радость выражаются бурно и не контролируются. Заторможенные дети действуют вяло, нерешительно, кажутся молоэмоциональными. Эти же проявления встречаются и позже – в школьном возрасте. Не всегда эмоции адекватны ситуации, наблюдается слабый контроль за эмоциями. Сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступны пониманию. При этом дети не остаются равнодушны к доступным пониманию текстам, могу пересказывать с правильной выразительностью. Волевая сфера находится на самых начальных этапах развития. Дети не могут контролировать свои поступки, желания, не могут подчинить свое поведение требованиям. Им свойственны нарушения поведения, безынициативность, внушаемость, слабость мотивации, неудачи ставят их в затруднения. Но дети способны проявить волю в тех случаях, когда знают, что и как надо делать. Самооценка неадекватна, представления о себе не сформированы, к себе некритичны. Характерен высокий уровень притязаний. С возрастом самооценка становится более адекватной, что говорит о развитии личности.

Деятельность Характеризуется более поздними сроками формирования. особенно страдает произвольная деятельность, дети легко отвлекаются. Сюжетно – ролевой игрой дети самостоятельно не овладевают. К концу дошкольного возраста могут наблюдаться зачатки сюжета, в играх с нормально развивающимися сверстниками, умственно отсталые дети могут выполнять только их поручения. Изобразительная деятельность долго остается на уровне каракуль, к концу дошкольного возраста появляется предметное рисование и, в какой-то мере, сюжетные рисунки, выполненные с неточностями и ошибками. Свои рисунки дети оценивают высоко, с удовольствием демонстрируют. В трудовой деятельности не могу подчинить свои действия поставленным перед ними задачам, выполняя те или иные задания, не осознают цель и не имеют плана действий, не опираются на прошлый опыт, ЗУН, или переносят их в новые условия без учета изменений, поэтому не могут достичь цели. В целом умственно отсталые дети не могут адекватно оценить свои возможности, не критичны к своей деятельности.

Особенности развития психики у детей с ЗПР.

 

Внимание.

Характеризуется неустойчивостью – 15-20 мин работает продуктивно, затем «отдыхает» 5-7 мин, при этом выпадая из деятельности, затем снова готов к продуктивной деятельности. Отмечается низкая концентрация – с трудом сосредотачивается на объекте, быстро утомляется. Объем внимания снижен, то есть может удерживать меньший объем информации, чем тот, который необходим для эффективного решения задач (игровых, учебных, жизненных), затруднено восприятие ситуации в целом. Дети очень отвлекаемы, не могут выполнять несколько действий, с трудом переключаются с одного вида или найденного способа деятельности на другой.

Восприятие.

Характерна недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Это связано с нарушением восприятия. Нарушена предметность и структурность восприятия  – дети затрудняются в узнавании предметов в непривычном ракурсе (перечеркнутых, контурных или схематичных изображениях). Нарушена целостность восприятия – дети не могут вычленить отдельные элементы из объекта, достроить целостный образ по его части. Восприятие замедленно – за определенное время ребенок воспринимает меньший объем материала, чем нормально развивающийся сверстник. Отмечается пассивность восприятии, желание побыстрее отделаться, подменить задачу более легкой. Тактильное восприятие нецеленаправленно, непланомерно, поисковые действия хаотичны. Пространственное восприятие характеризуется затруднениями в право-левоориентации. Детям требуется больше времени на овладение понятиями –над, -под, -сверху, -снизу и другими. Данные трудности впоследствии отражаются на формировании графических навыков, письма, чтения, ориентировке на листе бумаги.

Память.

В дошкольном возрасте непроизвольная память доминирует, произвольная память формируется в более поздние сроки и с трудом. Дети лучше запоминают наглядный материал. Не умеют пользоваться приемами мнемотехники.

Мышление. Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. Отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно: 

- в дефиците мотивационного  компонента, проявляющегося в крайне  низкой познавательной активности; 

- в нерациональности регуляционно-целевого  компонента, обусловленной  отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем эмпирических проб; 

- в длительной несформированности  операционного компонента, т.е. умственных  операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения; 

Информация о работе Психологическая характеристика детей с нарушением развития