Психологическая характеристика детей с нарушением развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 19:52, реферат

Описание работы

При зрительном восприятии глухие дети обращают больше внимания на признаки предметов, отчетливо выделяющиеся, яркие, контрастные, и затрудняются в вычленении существенных признаков, особенно если они малозаметны; замедлена скорость зрительного восприятия. В развитии образной памяти у глухих наблюдается определенное своеобразие. Они склонны либо упрощать вешнюю структуру предмета, уподоблять его ранее сложившемуся, привычному представлению, либо чрезмерно подчеркивать его отличительные черты

Файлы: 1 файл

Психологическая характеристика детей с нарушением развития.docx

— 57.39 Кб (Скачать файл)

- в нарушении динамических сторон  мыслительных процессов . 

Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. 

Уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в большинстве своем такой же, как и в норме; исключение составляют дети с выраженной задержкой психического развития. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. 

Анализ уровня развития наглядно-образного мышления, как более высокой его ступени, показывает неоднородные результаты. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается. 

В развитии словесно-логического мышления показатели успешности резко падают. И все же среди этих детей есть такие, у которых уровень развития этого вида мышления соответствует норме. Большая же часть детей справляется с заданием на 50-60%. В большинстве случаев детям мешает бедность понятийного словаря и неумение устанавливать логическую связь или понять взаимоотношение предметов и явлений. На очень низком уровне развития находятся 20% детей. Словесно-логическое мышление у этих детей еще не развито, можно сказать, что оно только начинает свое развитие .

Речь.

У детей с ЗПР отмечается задержка темпа развития отдельных сторон речи, страдает импрессивная сторона речи (недостаточная дифференциация звуков), экспрессивная – характеризуется бедностью словарного запаса, нарушением звукопроизношения, лексико-грамматического строя, дефицит артикуляции. Часто дети используют атипичные грамматические формы (пальты, стулы). У детей с ЗПР процесс словообразования затягивается, а у умственно отсталых отсутствует. В речи чаще встречаются глаголы и существительные, дети затрудняются в использовании антонимов и, особенно, синонимов.

Эмоционально-волевая сфера.

В целом, уровень эмоционального интеллекта, то есть способности слышать свои чувства и чувства других людей, контролировать всплески эмоций, умение спокойно принимать решения в эмоционально напряженных жизненных ситуациях при ЗПР ниже, чем при нормальном развитии, что определяет трудности социальной адаптации детей. Часто у детей имеется склонность к возникновению и закреплению всякого рода страхов (6-8 страхов в норме, 10-12 – при ЗПР), а именно, страх смерти, боязнь сказочных персонажей, животных, темноты. Страхи при ЗПР характеризуются повышенной способностью, отрицательно влияют на развитие ребенка его повседневное общение. По уровню развития эмпатии дети с ЗПР ближе к нормально развивающимся сверстникам, чем к умственно отсталым. При этом дети с ЗПР легче опознают эмоции страдания, радости, гнева. Зачастую при выполнении какой-либо деятельности, дети допускают ошибки, не замечают их и не устраняют. Часто при общем стремлении получить хороший результат, их может не беспокоить качество работы.

Общение.

Правильно пользуются невербальными средствами общения., имеют тягу к контактам с детьми более младшего возраста, которые их лучше понимают. У некоторых детей с ЗПР возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его. Неблагополучные межличностные отношения определяют отрицательное отношение о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают собственные возможности. В ситуации постоянного отвержения или неудач дети с ЗПР реагируют, используя более примитивные реакции (агрессию, «бегство», регрессия, отрицания трудностей), так как найти конструктивный выход они не в состоянии. Зачастую дети могут  в группе иметь статус «изолированных», «непринятых». Выбирая партнера по взаимодействию, дети руководствуются  наличием общих положительных качеств личности сверстника. В то время как для нормально развивающихся детей ведущим критерием становится интерес к главной деятельности дошкольного возраста – игре. Детям трудно сотрудничать со сверстниками, у них оказываются не сформированы навыки кооперации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая характеристика детей с ДЦП.

 

Все психические процессы при ДЦП имеют ряд особенностей: 1. повышенная истощаемость, которая проявляется в низкой интеллектуальной работоспособности и сопровождается эмоциональной лабильностью (чрезвычайная плаксивость, капризность). Дети с ДЦП не способны к длительному, эмоциональному и интеллектуальному напряжению. 2. повышенная инертность и замедленность всех психических процессов. Это ведет к трудностям переключения с одного вида деятельности на другой. 3. у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям, они вздрагивают при любом неожиданном звуке, хотя при этом дифференцированное восприятие звуковых раздражителей у них оказывается недостаточным. 4. повышенная утомляемость характерна для больных детей с ДЦП. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании.

Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется задержкой в сроках формирования, различными формами дизартрии, моторной алалии. Дефекты звукопроизношения обусловлены гиперкинезами речевой мускулатуры, ограничением подвижности артикуляционных мышц. Нарушается плавность речи, в тяжелых случаях отмечается появление насильственных стонов, выкриков. У детей может отмечаться снижение слуха. В таких случаях дети не слышат высокочастотные звуки (т, к, с, п, э, ф, ш), затрудняются в из произношении и в речи пропускает их или заменяет другими. В дальнейшем возможны трудности при обучении письму и чтению. Для некоторых детей характерна недостаточность фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию.

Нарушение формирования восприятия предметов окружающего мира. Длительное, вынужденное положение в постели, нарушение движений глаз способствуют ограничению поля зрения у таких детей. Недостаточное развитие предметного восприятия в значительной степени зависит также от отсутствия предметных действий. У детей с церебральным параличом ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднено. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах и фактуре, что обуславливает недостаточность знаний и представлений об окружающем мире и задерживает овладение мыслительными операциями. Для развития познавательной деятельности,  важное значение имеет согласованность движений руки и глаза. Дети с церебральным параличом часто не следят глазами за движениями и действиями своих рук, что препятствует формированию предметно-практической деятельности, пространственных представлений и предметно-действенного мышления, выработке навыков самообслуживания, а в дальнейшем чтения и письма.

Нарушение зрительного восприятия у детей с ДЦП объясняются недостаточной зрительной фиксации, плохим прослеживанием предмета, сужением поля зрения и снижением остроты зрения. У таких детей часто отмечается косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движений глаз, опущенное веко (птоз), непроизвольные движения глазных яблок. Такие особенности зрительного анализатора приводят к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности, что обуславливает задержку психического развития. 

У детей с нарушенной фиксации взора, с недостаточным прослеживанием и ограничением поля зрения могут наблюдаться нарушения внимания и нередко трудности сосредоточения на выполнения задания. Из-за наличия дефекта движения глаз и косоглазия дети привыкаю пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя наружные поля. Так, при конструировании из кубиков или палочек он не достраивает части фигур слева или справа, рисует или пишет только на одной стороне листа, при рассматривании картины видит только изображение с одной стороны. Те же нарушения отмечается и при чтении. Мышление У детей с ДЦП процесс формирования наглядно-действенного  вида мышления носит своеобразный характер. Из-за поражения ЦНС и опорно-двигательного аппарата для больного ребенка недоступны многие виды двигательной деятельности, что приводит к отставанию в развитии наглядно-действенного мышления по сравнению со здоровыми детьми. У них процесс формирования этого вида мышления задержан до трех, а в случае тяжелого поражения и четырех лет. Эта задержка оказывает влияние на процесс дальнейшего развития ребенка.

Образное или наглядно-образное мышление связано с представлением ситуации и изменений в них: оно оказывает существенное влияние на успешность овладения умениями и навыками.

У детей с ДЦП в зависимости от области поражения головного мозга формирование наглядно-образного мышления претерпевает значительные изменения. Здесь развитие идет либо автономно от развития речи, либо со значительными ее задержками. Все это приводит в конечном итоге к тому, что даже в старшем школьном возрасте без проведения специальных коррекционных мероприятий отмечаются нарушения одного из видов образного мышления – пространственного. Недостаточная сформированность наглядно-действенного мышления и образного мышления, а также их структурной организации у детей с ДЦП сказывается на развитии словесно-логического мышления, что отражается на взаимодействии речевых и неречевых компонентов мышления.

Эмоциональные нарушения проявляются в  виде возбудимости, склонности к изоляции, колебаниям настроения, проявлениями страхов, которые возникают даже при простых раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Из-за болезненного состояния и двигательных нарушений ребенок живет и развивается в ограниченном мире. Это препятствует формированию адекватных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, развитию эгоцентризма, пассивности. Неправильное воспитание в семье может усугубить отличительные особенности ребенка, формировать иждивенческие установки. У детей часто наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями, иногда с плачем и криком. Такой сон не приносит отдыха нервной системе: утром ребенок встает вялым, капризным, отказывается от занятий.

Поведение детей с ДЦП бывает различным. Для большинства характерна вялость, пассивность, нерешительность, пугливость. Дети с трудом привыкают к новой обстановке, к новым людям, боятся высоты, темноты, одиночества, закрытых дверей, всяких неожиданных ситуаций, уколов и т.д.  В момент страха у них учащается пульс, дыхание, повышается мышечный тонус, появляется пот, слюнотечение, усиливаются насильственные движения. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна смена настроения. Многие отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении матери, некоторым свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких.  Дети с ДЦП растут пугливыми, нерешительными и неуверенными в себе, они теряются в новых условиях. В школе такие дети тревожны, испытывают страх пред устным ответом, нередко возникает заикание или появляются насильственные движения. Они ничем не увлекаются, все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся заучить задание наизусть. Все это препятствует развитию интеллекта.

Специфические черты  РДА в раннем периоде развития.

 

Проявления аутизма. Восемь основных признаков аутизма:

1. Отказ от  тактильного контакта с родителями.

2. Отсутствие  речи к трём годам.

3. Ребёнок  предпочитает быть один, чем с  кем-либо.

4. Ребёнок  отказывается контактировать с  окружающим миром или не проявляет  интереса к этому. У него отсутствуют  или слабо развиты навыки невербального  общения.

5. Малыш не  хочет смотреть вам в глаза.

6. Жесты малыша  странные и скорее нервные, чем  выражающие что-то.

7. Ребёнок  говорит, но монотонно, как будто  повторяет заученный текст.

(Многие дети  с аутизмом повторяют слова  других людей на манер эхо).

8. Необычные  сенсорные реакции (на голос, запах, вкус, прикосновение).

Пристально следите за психофизическим развитием малышей. Не повредит диагностика психического развития. Не нужно недооценивать значение детских невропатологов и плановых осмотров ребенка у врача. 
 
Ребенок не фиксирует взгляд на матери или другом взрослом, не выделяет мать среди близких. Но фиксирует взгляд на ярких предметах, картине на стене. Он вообще не смотрит в глаза, если смотрит – случайно и недолго. Это выявляется в 6 месяцев или даже раньше.

 Ребенок  на руках матери не принимает  комфортной позы, он или напряжен, или «растекается», как жидкость. Часто отказывается от материнского  молока.Ребенок реагирует не на  само действие – игру с ним, разговор, а на внешние его  признаки – громкость, яркость. Например, если мама громко смеется, он  не радуется, а пугается. Двигательное поведение не нормально – или постоянно заторможен, безразличен, или слишком возбужден, вертится, дергается.

 Позже  – не стремится подражать взрослому, не машет ручкой в ответ.Нарушена  привязанность к матери – или  гиперпривязанность, не может без  нее ни минуты, или полное безразличие  к ее присутствию.

При умении сидеть и ходить – появление монотонных движений  (раскачивание, вращение ручек и т.п) является признаком аутизма.

 Игра  в одиночку и не с игрушками, а предметами – ботинком, тарелкой

Стереотипии. Примерно у трети детей наблюдаются уже на первом году жизни выраженные двигательные стереотипии (раскачивания, удары головой о стенку кровати, движения рукой и пр.). наблюдаются и сенсорные стереотипии (повтор одних и тех же звуков, ритмов, удары по ушам), в 2 года ребенок способен часами переворачивать страницы книги. Со стереотипиями связана непереносимость перемен, ритуальность.

Информация о работе Психологическая характеристика детей с нарушением развития