Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 19:52, реферат
При зрительном восприятии глухие дети обращают больше внимания на признаки предметов, отчетливо выделяющиеся, яркие, контрастные, и затрудняются в вычленении существенных признаков, особенно если они малозаметны; замедлена скорость зрительного восприятия. В развитии образной памяти у глухих наблюдается определенное своеобразие. Они склонны либо упрощать вешнюю структуру предмета, уподоблять его ранее сложившемуся, привычному представлению, либо чрезмерно подчеркивать его отличительные черты
Своеобразие речи.Нарушения наблюдаются в раннем возрасте. В норме к 9 месяцам ребенок адекватно реагирует на речевое обращение и интонацию, узнает голоса, понимает простые бытовые инструкции. Аутист иногда и ко 2 году жизни отзывается на обращение, особенно громкое, иногда реагируют только на тихий шепот, хотя понимает значительно больше, чем кажется. Может быть специфическое гуление – появляется вовремя, но мало интонировано. В ряде случаев от гуления дети сразу переходят к речи, минуя лепет. Первые слова появляются в обычные сроки, а иногда и раньше нормы, но часто первые слова необычны: гладиолус, обезьяна, газета. Фразовая речь появляется в разные сроки: от последней трети первого года до 3-х лет. Первые фразы часто являются эхолалиями, цитатами (осторожно двери закрываются, не надо плакать). Примерно в трети случаев фразовая речь не появляется вообще. Уже в 2 года у многих детей отмечается стремление к неологизмам. В целом для речи характерно нарушение коммуникативной функции, ее искаженность: иногда, наличие своеобразной вербальной одаренности, иногда мутизм.
Страхи и фантазии Очень рано появляются страхи, которые могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, причем перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др.
Страхи различны по своей природе. В одних случаях причина страха — повышенная чувствительность к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям: например, звук, не вызывающий у большинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта. В других случаях объект страха действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в переживаниях ребенка, опасность как бы переоценивается. Такие страхи называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но если при нормальном развитии страх постепенно изживается, занимает соответствующее реальности место, то при аутизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но и усиливают страх, фиксируют его, делают стойким. И наконец, страх тоже может быть связан с реальным пугающим событием (например, в поликлинике сделали укол), но фиксируется только какой-то его элемент (белый цвет халата медсестры — «обидчицы»), который и становится предметом страха: ребенок боится всего белого. Общей особенностью страхов при РДА вне зависимости от их содержания и происхождения являются их сила, стойкость, труднопреодолимость.
Интеллект. Уже на 2-м году жизни дети могут накопить большой запас знаний, в тоже время может наблюдаться отсутствие навыков опрятности, самообслуживания. У детей часто рано проявляется интерес к форме, знаку (к 1 году любят рассматривать текст книги). У многих детей очень хорошая механическая память. В сфере восприятия отмечается слабая реакция на новизну, может отмечаться патологическая сензитивность к звукам, может быть извращенное вкусовое восприятие. Тактильная чувствительность характеризуется сочетанием повышенной и пониженной чувствительности.
Моторика. Примерно в 50 % случаев в первые 2 года жизни наблюдается нарушение мышечного тонуса. Ходьба появляется в разные сроки, может запаздывать, иногда дети сразу начинают бегать. Для детей с РДА характерны разнообразные нарушения моторного поведения: своеобразие вращения кистями рук перед глазами, раскачивание туловищем, необычные повороты тела. Все эти движения усиливаются при возбуждении. Удивлении, утомлении. Особенность походки – ходьба на цыпочках или вприпрыжку. многие дети отличаются моторной неловкостью: при беге не прижимают локти к бокам, а неуклюже растопыривают их в стороны, по лестнице даже в старшем дошкольном возрасте ходят приставным шагом, медленно развивается координация движений рук и ног при ходьбе, тонкая дифференцированная моторика пальце рук, нарушена пространственно-временная организация движений. Дети испытывают трудности в копировании даже простых движений, путая верх – низ, право-лево и т.д.
Особенности игры .У небольшой части детей уже в первые 2 года жизни игра вообще не была зафиксирована. В начале второго года жизни многие дети предпочитают однообразное манипулирование неигровыми предметами. Специфично отношение к предметам – заместителям – все может быть всем или ничем. Дети играют одни, сюжетно-ролевая игра со сверстниками у детей с РДА не развивается. Игры не коммуникативные (не связаны с общением), дети играют молча, или произносят монологи для себя.
Информация о работе Психологическая характеристика детей с нарушением развития