Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 06:58, контрольная работа
Объектом изучения выбрана 16-летняя девушка, которая любезно согласилась пройти все предложенные ей тесты, ответить на вопросы, предоставить для анализа продукты своей деятельности, уделить достаточное количество времени для личных бесед.
Изучение психологии личности.
Объектом изучения выбрана 16-летняя девушка, которая любезно согласилась пройти все предложенные ей тесты, ответить на вопросы, предоставить для анализа продукты своей деятельности, уделить достаточное количество времени для личных бесед.
(фамилия, имя,
возраст, социально-
положение).
Светлана , 1986-го года рождения, ученица 11-го класса школы №15города Саранска. Является старшим ребенком в неполной семье. Проживает с мамой, младшим братом 10-ти лет и бабушкой (по отцу) в благоустроенной квартире. Семья имеет средний достаток: мама работает учителем в школе, бабушка - пенсионерка, отец проживает с другой семьей в другом городе, присылает алименты на содержание детей.
а) характеристика генофонда;
б) согласованность их с окружающим социумом и в семье.
Родители девушки имеют высшее образование, закончили физический факультет МГУ имени Н.П.Огарева, имея ярко выраженный математический склад ума. Помимо основной работы родители всегда имели множество различных увлечений, что, конечно же, отразилось на воспитательном процессе в целом. Так, папа обладает абсолютным музыкальным слухом, профессионально играет на гитаре, фортепиано, поэтому с первых недель жизни девочка находилась в мире музыки. В комнате, где она находилась, всегда включали магнитофон или проигрыватель, что очень серьезно повлияло на ее развитие, а, став чуть постарше, она научилась чисто интонировать под гитару. Мама девочки пишет стихи, сценарии для праздников, вечеров, смотров, поэтому Света с раннего детства также принимала участие в различных маминых проектах. Также вместе с мамой Света приобщалась к занятиям рукоделием. В воспитании девочки огромную роль сыграли две ее бабушки. Бабушка по отцу имеет высшее математическое образование, бабушка по матери - среднее техническое. Два дедушки девочки заметного влияния на процесс ее воспитания не оказывали, так как проживают с другими семьями в других городах, но передали ей генетически свои способности: дед по отцу обладает прекрасными музыкальными данными, замечательно рисует, хотя получил физико-математическое образование, а дед по матери обладает замечательными литературными способностями: пишет стихи, очерки, рассказы, печатался в различных изданиях. Так что если судить об интеллектуальных и творческих способностях Светланы, то, несомненно, они обусловлены генетически со стороны ближайших родственников. Каких-либо психических, физических отклонений у родственников Светланы не обнаружено. Тяжелые наследственные заболевания также не были выявлены. Однако следует отметить, что отец Светланы и бабушка обладают ослабленным зрением, что передалось и ей в виде амблиопии зрительного нерва и астигматизма.
Обладая хорошей наследственностью, а также большим вниманием со стороны взрослых, Света очень рано начала проявлять свои способности. Первые слова она начала читать, когда ей было всего 2 года 8 месяцев, с 4-х лет стала читать бегло и самостоятельно. В трехлетнем возрасте она знала счет, умела пользоваться калькулятором, сочиняла невероятные истории, при их рассказе строила сложные предложения с причастными и деепричастными оборотами, обладала обширными знаниями из разных областей, что заметно отличало ее от детей такого же возраста. К пяти годам Света знала много стихов на английском языке, понимала и воспроизводила простые фразы и предложения и даже читала некоторые английские слова. Этому способствовали специальные занятия в школе эстетики для маленьких детей, а также постоянные занятия с мамой. В возрасте 6-ти лет Света сочинила первое музыкальное произведение на фортепиано и поступила учиться в музыкальную школу.
Вместе с тем Света с рождения обладала ослабленным здоровьем, была подвержена частым простудным заболеваниям, особенно ринитам, отличалась вспыльчивостью, сильной возбудимостью, обидчивостью, неуравновешенностью, своенравностью. Очень быстро попадала во власть навязчивых движений: моргания глазами, подергиваниям плечами, покашливаниям и т.д.
В семье к Свете всегда старались относиться с пониманием, ценили ее проявляющиеся способности и таланты, всячески помогали им развиваться, однако не всегда легко можно было справиться с ее своеволием, требованиями, капризами. Ребенок отличался нестандартностью, своими взглядами на все происходящее, своей манерой поведения. Поэтому конфликты, спровоцированные отказом Светы выполнять какие-либо требования взрослых, случались часто. В основном сглаживанию конфликтов и выведению девочки из неуравновешенного состояния способствовали бабушки.
В целом, говоря о генетических данных, следует отметить, что природа наделила Свету очень большим интеллектуально-творческим потенциалом и вместе с тем сложным характером, требующим особого подхода со стороны близких людей, ненасильственно-коррекционного влияния с целью помочь научиться правильно ориентироваться и реагировать в окружающей жизни.
а) отношение к школе;
б) взаимоотношения с педагогами;
в) взаимоотношения со сверстниками.
Несмотря на то, что Света пошла в первый класс полностью подготовленной, обладая прочными знаниями, ей не хватало в силу особенностей ее нервной системы усидчивости, аккуратности, умения подолгу сосредотачиваться на том, что ей не интересно. Очень тяжело ей давалось письмо, хотя еще до школы она научилась писать печатными буквами. Зато уже в первом классе она писала гораздо лучше под диктовку, нежели списывая с учебника. Врожденная грамотность позволила ей не задумываться над правописанием. Невнимательность на уроках математики приводила к досадным ошибкам, и хотя материал был полностью понятен, «перепутывались» знаки и цифры, а быстро сориентироваться и найти ошибку у нее не получалось. В целом же отмечалась ее хорошая подготовка к школе, но интерес к приобретению новых знаний в рамках школьной программы шел на убыль. Все чаще на уроках отмечался уход в себя, нежелание активно участвовать в процессе изучения нового материала. При выполнении домашних заданий она не проявляла должного усердия, причем заставить ее ответственно относиться к подготовке уроков было невозможно. В начальной школе особых проблем с уроками не было, так как ее запаса знаний вполне хватало, чтобы учиться в основном на «отлично». Можно констатировать тот факт, что сама школьная система не способствовала дальнейшему развитию ее способностей. Школа стала превращаться для нее в нечто необходимо-неизбежное, но особого желания быть впереди, стремиться к лучшим результатам у нее не было. Более того, стала формироваться стойкая неприязнь к отличникам, «девочкам-паинькам», которые во всем слушают взрослых. Это зарождался своеобразный протест против существующих шаблонов. Она стремилась быть непохожей ни на кого, даже ценой безответственного отношения к своим школьным обязанностям. Все большие трудности стала вызывать математика. Теперь уже явно не хватало элементарного усердия при подготовке домашних заданий. Сложно было справиться и с историей, так как значительно увеличился объем параграфов. Не возникали лишь проблемы с правописанием, хотя само знание правил русского языка оставляло желать лучшего. Стойкий интерес к предмету или учебному материалу соотносился у нее в большей степени с личностью учителя. Нестандартный, оригинальный подход учителя к ведению урока позволял ей восхищенно наблюдать и оценивать происходящее, а рутинные повседневные занятия не вызывали никакого отклика. Серьезные пробелы в знаниях возникали также из-за многочисленных пропусков занятий по болезни. Случалось, что треть учебного времени она болела. Во время болезни особого желания заниматься уроками не было, но догонять программу, так или иначе, приходилось. Претензии со стороны взрослых, конечно, касались, прежде всего, уроков. Это стало самой больной темой в общении с Светой . На уроках, как правило, активности она не проявляла, хотя вовсе не обязательно не была готова к уроку. По итогам ряда учебных лет Света имела две-три «четверки», остальными оценками были «пятерки». Во время сдачи экзаменов в 9-м классе сумела достаточно хорошо мобилизовать свои возможности, готовилась основательно и творчески, поэтому все экзамены сдала на «пять». К 11-му классу в ее отношении к учебе особых изменений не произошло. Сложнее всего даются математика, химия, физика. Случается невыполнение домашних заданий по причине непонимания учебного материала, хотя особого желания разобраться в нем, нет. За годы учебы у Светы сформировалась своя система отношений к школе, что-то в ней происходит по принципу «как получится», что-то «на авось», в чем-то проявляется большая добросовестность, в чем-то меньшая; но именно в своей системе она чувствует себя достаточно удобно, несмотря на претензии взрослых улучшить результаты.
С 9-го класса Света обучается в классе прикладной экономики, где наряду с обычными предметами изучает машинопись, стенографию, делопроизводство, экономические дисциплины. Это дополнительные нагрузки, поэтому требуется большая ответственность, чем в обычном классе, чтобы иметь успеваемость на должном уровне. По мере своих собственных представлений о необходимости новых знаний Света справляется с учебной нагрузкой.
Наряду с обучением в обычной школе Света окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Обладая прекрасными музыкальными данными, во время обучения себя особо не проявила. Ее стихия - это творчество, свобода, полет фантазии, поэтому обязательность в выполнении чего-то не интересующего ее всегда сопровождалась ее протестом. Однако ее успехи в музыке были очевидны на самых начальных стадиях обучения. Она прекрасно подбирает на слух, может сыграть любую песню, а вот чтение с листа было для нее всегда затруднительным из-за ее слабого зрения. Занятиям музыкой в свое удовольствие Света всегда уделяла достаточно времени. С детства она начала сочинять свои произведения: пьесы и песни, к которым сама же писала стихи. В общеобразовательной школе она всегда была участником различных концертов: исполняла песни и обеспечивала музыкальное сопровождение на синтезаторе, а также записывала музыкальные фонограммы.
Взаимоотношения с педагогами у Светы складывались не всегда однозначно, так как не каждый педагог способен понять ее своеобразный внутренний мир. Она не приемлет излишней требовательности к себе, подчинения ее установленному порядку, сравнения ее с другими учениками. Может чувствовать себя обиженной, недовольной, предъявлять претензии, но при этом не проявляет грубости, старается себя держать в определенных рамках. Те учителя, которые ее давно знают, стараются не обращать внимания на ее рисование на уроках, накручивание челки на палец (навязчивое движение), кажущееся «отсутствие». Света никогда не пытается создать себе имидж старательной ученицы с тем, чтобы расположить к себе учителя. Она естественна и непосредственна, хотя, повзрослев, научилась не вызывать отрицательного к себе отношения. В основном держится нейтрально, но уважительно, вежливо, не выделяется. Всегда восхищается учителями, обладающими чувством юмора, а также сходными с ее интересами и музыкальными пристрастиями.
Взаимоотношения со сверстниками тоже не всегда бывают гладкими. Ищет друзей, близких по духу, интересующихся тяжелым роком, фэнтези, таких же нестандартных, как и она сама. В классе остается незаметной. Как показывают результаты социометрии одноклассники часто не «помнят» о ее существовании. В делах класса участие принимает не всегда, если только дело не касается совместных выступлений. Часто остается непонятой и непонятной, но по этому поводу не переживает. Держится в определенных рамках. Гораздо больше на нее влияют отношения с теми, кто по-настоящему ей близок. Очень серьезно переживает ссоры, хотя сама может быть их виновницей. Наблюдалось стремление к доминированию, диктату, подчинению себе других. Часто занимается самоуничижением, не верит в то, что может быть счастливой.
а) личная, общественная, деловая;
б) уровень притязаний;
в) самооценка.
Протокол №1.
Определение направленности личности, или Как научиться себя уважать.
Цель: Определить направленность личности. Выявить следующие направленности:
Дата: 20.12.09
Краткое описание. Опросник состоит из 27 пунктов. К каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу, этот ответ получает 2 балла. 'Затем из ответов выберите тот, который меньше всего близок к вашему мнению, этот ответ получает 0 баллов. Оставшийся невыбранным ответ получает 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. С помощью ключа определяется направленность личности.
Результаты исследования.
Направленность на дело (Д) - 46 баллов.
Направленность на себя (Я) - 23 балла.
Направленность на общение (О) -12 баллов.
Данные исследования подтверждают результаты наблюдений и вышеприведенную оценку отношений личности под пунктом 4.
Протокол №2
Оценка уровня притязаний.
Цель: Оценить компоненты мотивационной структуры личности. Дата: 20.12.09
Краткое описание. Исследование проводится во время выполнения какого-либо задания, например учебного, когда часть задания уже выполнена, но предстоит еще работа над оставшейся частью. Испытуемому предлагается опросник из 42 вопросов. Необходимо выбрать ответ в цифрах: +3, если Вы полностью согласны; +2, если согласны; +1, если скорее согласны, чем не согласны; -3, если совершенно не согласны; -2, если не согласны; -1, если скорее не согласны, чем согласны; 0, если не можете не согласиться с высказыванием ни отвергнуть его. При анализе результатов учитывается, что ситуация, возникающая при предъявлении задания субъекту, является сложнопроблемной. Среда порождает в субъекте многокомпонентный мотивационный отклик, на основе которого строится сложнофункциональная система постановки и решения задачи. Проблемная ситуация приводит к актуализации целого ряда потребностей, среди которых познавательные, социальные, а также потребности более высокого уровня индивидуальности, уровня самосознания, в частности, потребность сохранения и повышения самоуважения или ценности своего «Я».
Результаты исследования.
№п/п |
Компонент мотивационной структуры |
Баллы |
1 |
Внутренний мотив |
18 |
2 |
Познавательный мотив |
17 |
3 |
Мотив избегания |
15 |
4 |
Состязательный мотив |
14 |
5 |
Мотив смены деятельности |
15 |
6 |
Мотив самоуважения |
21 |
7 |
Значимость результатов |
8 |
8 |
Сложность задания |
4 |
9 |
Волевое усилие |
16 |
10 |
Оценка уровня достигнутых результатов |
9 |
11 |
Оценка своего потенциала |
21 |
12 |
Намеченный уровень мобилизации усилий |
19 |
13 |
Ожидаемый уровень результатов |
9 |
14 |
Закономерность результатов |
12 |
15 |
Инициативность |
16 |
Внутренний мотив (1) выражает увлеченность заданием самим по себе.
Познавательный
мотив (2) характеризует интерес субъекта
к результатам своей
Мотиву избегания
(3) свойственна отрицательная
Состязательный
мотив (4) может характеризовать
Мотив к смене текущей деятельности (5) раскрывает переживаемую субъектом тенденцию к прекращению работы и переключению на другой вид деятельности.