Психологическая характеристика личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 06:58, контрольная работа

Описание работы

Объектом изучения выбрана 16-летняя девушка, которая любезно согласилась пройти все предложенные ей тесты, ответить на вопросы, предоставить для анализа продукты своей деятельности, уделить достаточное количество времени для личных бесед.

Файлы: 1 файл

66383.docx

— 499.04 Кб (Скачать файл)

 Мотив самоуважения  (6) выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

Это первая группа элементов, и она связана с оценочными процессами.

По приведенным  данным видно, что движущей силой  развития деятельности является мотив самоуважения - 21 балл.

Другую группу образуют элементы, которые выступают в качестве необходимых условий деятельности, связанной с достижением достаточно трудных целей.

Часть этих элементов  относится к текущему положению  дел и представляет собой результаты таких процессов,

как придание личностной значимости результатам деятельности (7),

оценка сложности  выполняемого задания (8),

оценка степени  выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием (9),

оценка уровня уже достигнутых результатов, соотнесенных со своими возможностями в этом виде деятельности (10),

оценка своего потенциала (11). Эта группа элементов связана с процессами прогнозирования.

По приведенным  данным видно, что выполняемое Светланой задание не является сложным, а потому и результаты его выполнения не представляют особую значимость. Но Света высоко оценивает свой внутренний потенциал и способность выполнять гораздо более сложные задания, чем это.

Третья группа элементов отражает предвидимый  или планируемый субъектом ход  последующих событий:

 намеченный  уровень мобилизации усилий (12),

ожидаемый уровень результатов (13).

Важное значение имеет  понимание субъектом того соотношения, в котором находится зависимость  результата от случая и от его собственных возможностей (14),а также понимание того, насколько постановка задач является инициативной и насколько директивной (15).

Эта группа элементов  связана с процессами интерпретации.

Приведенные выше данные позволяют сделать вывод, что при решении проблем Света полагается в большей степени на свои возможности и способности, чем на волю случая, предъявляя свою собственную инициативу, но лишь в том случае, если сам процесс деятельности ей интересен и соответствует ее представлениям о необходимости, целесообразности, важности и нужности.

А уровень притязаний определяется в данном случае, прежде всего, ярко выраженным компонентом самоуважения (21 балл) и высокой оценкой своего потенциала (21 балл).

 

Протокол №3.

Тест на исследование тревожности (Опросник Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина).

Цель: Определить самооценку уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

 Дата. 20.12.09

Краткое описание. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности -естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно  оценивающих реактивную и личностную тревожность. При интерпретации результат оценивается следующим образом:

3,5 - 4,0 балла - очень высокая тревожность.

3,0 - 3,4 балла - высокая тревожность.

2,0 - 2,9 балла - средняя тревожность.

1,5 - 1,9 балла - низкая тревожность.

0,0 - 1,4 балла - очень низкая тревожность.

Результаты  исследования.

По шкале реактивной тревожности Светлана набрала 1,6 балла, по шкале личностной тревожности -1,7 балла.

Данные результаты соответствуют низкому уровню тревожности, что подтверждается данными наблюдений за поведением, реакциями Светы в повседневной жизни.

Протокол №4.

 Измерение мотивации достижения.

 

Цель: Диагностика двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается , какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Дата: 20.12.09

Краткое описание. Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Степень согласия или несогласия оценивается по следующей шкале:

+3 - полностью  согласен 

+2 - согласен

+1 - скорее согласен, чем не согласен 

О - нейтрален 

-1 - скорее не  согласен, чем согласен 

-2 -  не согласен 

-3 - полностью  не согласен

Результаты  исследования.

Мотив стремления к успеху у Светланы оценивается в 79 баллов, а мотив избегания неудачи - в 92 балла. Это говорит о том, что в принятии решений по поводу какой-либо деятельности Светлана сначала всесторонне оценивает ситуацию, проявляет осторожность, осмотрительность, взвешенность.

Протокол №5.

Незаконченные предложения или Ваше отношение  к людям и к жизни вообще.

Цель: Исследование направленности индивида, системы его отношений. Дата: 20.12.09

Краткая инструкция. Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 60 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Необходимо закончить каждое предложение. Далее все предложения в соответствии с ключом разносятся по шкалам, и производится качественный анализ каждого предложения. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно оценивается в один балл. Если высказывается отрицательное отношение, предложению приписывается оценка -1. Если предложение нейтрально, оно оценивается в 0 баллов. Данные отмечаются на бланке, где графически изображается профиль личности.

Результаты  исследования.

№п/п

Шкалы

Баллы

1

Цели

+2

2

Отношение к будущему

-2

3

Отношение к вышестоящим лицам

0

4

Отношение к коллегам

-1

5

Отношение к друзьям

0

6

Отношение к подчиненным

-1

7

Отношение к матери

+2

8

Отношение к отцу

+2

9

Отношение к семье

+1

10

Отношение к противоположному полу

-1

11

Сексуальные отношения

-1

12

Отношение к своему прошлому

+1

13

Страхи и опасения

-1

14

Чувство вины

-4

15

Отношение к себе

+1




 

Профиль личности



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15



6. Психологическая характеристика познавательных процессов:

а) восприятие (предметное, целостное, структурное, константное, осмысленное, избирательное);

б) особенности памяти (преобладающий вид памяти), быстрота, прочность запоминания, легкость восприятия;

в) особенности внимания (степень разновидности произвольного внимания, его сосредоточенность, распределяемость, переключаемость);

г) особенности мышления (степень развития образного и словесно-логического, умение рассуждать и делать выводы, самостоятельность в рассуждениях, умение сравнивать, обобщать, находить быстрое решение, тип мышления);

д) уровень развития воображения (творческого и воссоздающегося);

е) степень развития речи (запас слов, звукопроизношение, эмоциональность, умение выражать свои мысли).

 

Протокол  №6.

Опосредованное  запоминание.

Цель: Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности,

а также характера  мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного

мышления.

Дата: 25.12.09

Краткое описание. Для запоминания предлагается перечень слов и словосочетании.

Сразу после предъявления слова или словосочетания необходимо выполнить в качестве

узелка на память любое изображение, которое поможет  через час воспроизвести

предъявленный материал. Слова и словосочетания разделены  на три группы, конкретные

понятия, абстрактные  понятия, ассоциативные связи.

Результаты  исследования.

Всего было предложено для запоминания 20 слов и 10 словосочетаний. Для Светы это

задание показалось очень интересным, так как она  легко и быстро рисует, а

запечатлевать в  рисунках абстрактные понятия - задание  необычное, поэтому с большой

легкостью через  час она абсолютно точно воспроизвела весь предложенный материал.

Рисунки носят  в основном конкретный характер, но есть среди них своеобразные шарады,

а также отмечен  юмористический подход. В данном протоколе  Света воспроизвела все

нарисованные  ранее рисунки. Вывод: опосредованное запоминание у Светы очень хорошо развито.

 

 



Протокол  №7.

Узнавание фигур.

Цель: Исследование процессов восприятия и узнавания.

Дата: 25.12.09

Краткое описание. Испытуемому предъявляют таблицу с изображением 9 фигур, в

течение 10 секунд их нужно  запомнить. После этого испытуемому  предъявляют вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Результаты  исследования.

При узнавании фигур Света допустила одну ошибку, назвав лишнюю фигуру во второй таблице. Уровень узнавания подсчитывается по формуле:

Е = М/9 + N,

где М - число правильно  узнанных фигур,

     N - число неправильно узнанных фигур.

Вычисляем: Е = 8/9 + 1 = 1,89.

Наиболее оптимальный  уровень узнавания равен 1. Чем  ближе результаты испытуемого к 1, тем лучше у него функционируют  процессы узнавания наглядного материала. В данном случае результат Светланы можно считать хорошим.

 

Протокол №8.

Методика  исследования кратковременной памяти.

Цель: Определение объема кратковременной зрительной памяти.

Дата: 20.12.09

Краткое описание. Испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы. Таблица содержит 12 чисел, их предъявляют на 20 секунд. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, -10 единиц материала. Средний уровень: 6-7 единиц.

Результаты  исследования.

При воспроизведении Светлана смогла записать только 4 числа из 12, еще три были записаны неверно. Вывод: зрительное запоминание чисел для Светланы является сложным.

Протокол №9.

Методика  исследования оперативной памяти.

 

Цель: Изучение оперативной памяти.

Дата: 25.12.09

Краткое описание. Испытуемому называют пять чисел, их необходимо запомнить, а затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму записать и четвертое с пятым, снова записать сумму. Таким образом, должно быть получено и записано четыре суммы. Время для вычислений -15 секунд. После этого зачитывается новый ряд чисел. Всего предлагается 10 рядов чисел.

Результаты  исследования.

Всего Светланой было записано 40 сумм. Из них 38 было записано правильно. Норма взрослого человека - от 30 сумм и выше. Вывод: оперативная память очень хорошо развита. На слух информация отлично воспринимается.

 

Протокол №10.

Методика  исследования образной памяти.

Цель: Изучение кратковременной образной памяти.

Информация о работе Психологическая характеристика личности