Психологическая характеристика раннего возраста от 1-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:41, реферат

Описание работы

Способы увеличения словарного запаса человека, разработка на уровне внутреннего воспитания индивидом культуры речи.

Файлы: 1 файл

psihologicheskaia harakteristika vozr.osoben.doc

— 582.50 Кб (Скачать файл)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО  ОТРЕЗКА 4-5 ЛЕТ

Социальная ситуация развития ребенка 4-5 лет характеризуется появлением новой формы общения со взрослым: внеситутивно-познавательной. Ребенку уже мало просто внимания взрослого, ему уже недостаточно одной совместной деятельности. Содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации. Благодаря развитию речи дошкольник уже может общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется. Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, «теоретическим». Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Игра в середине дошкольного  детства проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое 
действие выполняется уже не ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. 
Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.

В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а  в качестве средств образного мышления - наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия.

Для данного  возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.

Из общей  характеристики данного возрастного  отрезка становится понятно, что  в 4 - 5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают  свое качественное своеобразие. Благодаря этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально - психологического норматива диагностики психического развития:

  1. внеситуативно - познавательное общение;
  2. появление сюжетно- ролевой игры;
  3. наглядно-образное мышление;
  4. «планирующее» воображение;
  5. речевая опосредованность восприятия и мышления.

Отбор методик и способов интерпретации  полученных данных обусловлен этим нормативом. 
Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что особенно важно при диагностике детей о ослабленным здоровьем и других дисфункциях.

Информационная сетка по использованию  диагностических методов в работе со средним дошкольным возрастом 4-5 лет.

Психологические характеристики возраста

Методики

интеллект

·  Диагностика детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет (Т.Д.Абдурасулова)

·  Диагностика детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет (Г.П.Логинова, Д.В. Андрющенко)

личностная сфера

·  Наблюдение в ведущей деятельности

психофизиологические  особенности

 

специфика межличностных  отношений

·  Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин)

 

Диагностика психического развития детей 4-5 лет. Методическое руководство  
 
Автор(ы): Логинова Г.П. Андрющенко Д.В.  
 
М.: МГППУ; ЦПМСС «Малыш», 2004 г.  
 

 

  

Версия для печати

 


Предмет

особенности воображения  и познавательной сферы, формы общения  


 

Возраст

средний дошкольный возраст 4-5 лет  


 

Экспертная оценка

 

плюсы: 
 

минусы: 
 



 

Описание

Обследование  проводится индивидуально и в  два этапа. Первый этап включает в  себя методики, направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что особенно важно при диагностике детей с ослабленным здоровьем и других дисфункциях.

Методическое  руководство включает в себя следующие  диагностические методики:

  • методика «Дополнительные формы»
  • интерпретация? методика «Перцептивное моделирование»
  • интерпретация методики «Разрезанные картинки»
  • интерпретация методики «Последовательность событий»
  • интерпретация методики «Закономерности»
  • интерпретация методики «Диагностика форм общения»
  

Тест-опросник родительского отношения (ОРО)  
 
Автор(ы):  
 
А.Я. Варга, В.В. Столин  
 

 

  

Версия для печати

 


Предмет

.  


 

Возраст

.  


 

Экспертная оценка

плюсы: 
Валидность опросника определялась методом контрастных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, было показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим "Варимакс" вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника. 

минусы: 



 

Описание

Тест-опросник родительского  отношения (ОРО) представляет собой  психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств по отношению  к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура настоящего опросника была построена на основе математического выявления значимых факторов. В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: "принятие-отвержение", "кооперация", "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация". В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — "маленький неудачник".  


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА 5-6 ЛЕТ

Социальная ситуация развития ребенка 5-6 лет характеризуется появлением новой формы общения с взрослым: внеситуативно - личностной. Уже на предыдущем отрезке развития содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации, более теоретическим. А в течение 5-того года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. Ребенок начинает задавать вопросы об отношениях, моральных нормах. Детям в этом возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание.

Сюжетно - ролевая игра в 5 - 6 лет достигает своего расцвета. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3 - 4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет. Для детей в этом возрасте характерно стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, кино- и мультфильмов, и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место.

Произвольность в возрасте 5-6 лет все больше определяет поведение ребенка. Благодаря коллективной игре с распределением ролей дети становятся способны планировать и выполнять сложные последовательности действий. Дети становятся способны преодолеть побудительную силу ситуативных воздействий и стереотипных реакций. Возникает способность сознательно определять свои действия. Детям становится доступно осознание правил действия скрытых в роли или поведении взрослых. Именно на этом возрастном отрезке произвольность становится центральной линией развития психики ребенка.

Мировоззренческие представления. Дети 5-6 летнего возраста обладают рядом спонтанных житейских понятий об устройстве окружающего мира и самом себе. Житейские понятия это представления субъективно связанные со словами повседневного языка. Благодаря этому старшие дошкольники обладают своим взглядом на решение различных мировоззренческих вопросов. Благодаря внеситуативно - личностному общению и сюжетно-ролевой игре в данном возрасте бурно развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых. Развитие словесно - логического мышления делает некоторые из этих представлений абстрактными, сравнительно свободными от конкретно-образного содержания.

Мышление ребенка. В возрасте 5- 6 лет происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. Благодаря становлению словесно -логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Происходит постепенный отход от суждений, обусловленных конкретными образами к логическим выводам, основанным на значении слов. Ребенок может устанавливать причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.

Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 5 - 6 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Благодаря этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально - психологического норматива диагностики психического развития:

  1. внеситуативно - личностное общение;
  2. сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета;
  3. возникновение произвольного поведения;
  4. появление словесно - логического мышления;
  5. ясные и разнообразные социально-мировоззренческие представления.

Отбор методик и способов интерпретации  полученных данных обусловлен этим нормативом.

Информация о работе Психологическая характеристика раннего возраста от 1-3 лет