Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:41, реферат
Способы увеличения словарного запаса человека, разработка на уровне внутреннего воспитания индивидом культуры речи.
Например, вопрос «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде всего?», имел следующие варианты ответов: а) добрым и отзывчивым, б) целеустремленным, настойчивым, в) веселым и счастливым, г) таким, какой он есть, д) умным и сообразительным, е) приспособленным к самостоятельной жизни, ж) затрудняюсь ответить.
Ответы
в), г) и ж) рассматривались как
свидетельство личностного
Второй блок был направлен на выявление преобладающего стиля поведения родителя с ребенком. Обычно принято выделять несколько стилей родительского поведения (три-шесть), описывающих типичную стратегию поведения родителя с ребенком. В спорных ситуациях поведение конкретного родителя относят к какому-либо стилю как к преобладающему. Однако, на наш взгляд, картина родительского поведения шире и сложнее, чем ее обычно рисуют. Очевидно, что в реальной жизни многообразие ситуаций, в которых оказываются родители и дети, исключает возможность реализации одного стиля и предполагает осуществление различных вариантов родительского поведения. Анализ литературы и личного опыта работы с родителями позволил условно выделить девять вариантов родительского поведения.
Второй блок включал проблемные ситуации (например: ребенок потерялся в крупном магазине; ребенок отказывается надевать шапку в холодную погоду, боится идти к врачу, ребенок использует нецензурную лексику и т.п.), в которых родителям предлагалось выбрать наиболее приемлемый для них вариант поведения. Каждый вариант ответа соответствовал определенному стилю родительского поведения. Например:
Как Вы поступите в ситуации, когда ребенок боится идти к зубному врачу?
Здесь
необходимо добавить, что данный метод
позволяет выявить особенности
стратегии поведения
В третий
блок вошли вопросы, выявляющие родительское
оценочное отношение к своему
ребенку и к себе как к родителю.
Наличие оценочной или
Таким
образом, опросник содержит три блока
закрытых вопросов (всего 17), направленных
на выявление родительского
Исследование проводилось в детских садах № 652, 342, 1470 Центрального и Южного округов Москвы, работающих по типовой программе, и в школах № 1270 и 74 Центрального округа Москвы с углубленным изучением английского языка. Средний возраст родителей составил 25–35 лет, большинство из них имели высшее или среднее специальное образование, состояли в браке и относили себя к среднеобеспеченному социальному слою населения.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Полученные данные свидетельствуют о том, что во всех возрастах, у всех родителей в их отношении к ребенку присутствуют как предметное, так и личностное начало. Во всей выборке не было о
Разрешите
представить вашему вниманию результаты
исследования, проведенного в рамках
моего дипломного проекта под руководством
кандидата психологических наук, доцента
кафедры психологии Новгородского государственного
университета им. Ярослава Мудрого Архиреевой
Татьяны Викторовны. Целью нашего исследования
являлось изучение влияния стилей воспитания
отцов и матерей на характер отношений
мальчиков и девочек подросткового возраста
с родителями и близкими сверстниками.
В исследовании приняли участие 40 подростков
в возрасте 12-13 лет (20 девочек и 20 мальчиков),
учащиеся общеобразовательных школ г.
Старая Русса Новгородской области, и
их родители.
Нами были использованы следующие методики:
«Тест-опросник родительского отношения»,
разработанный Варгой и Столиным, «Опросник
отношений» Веллборна и Коннела и опросник
«Поведение родителей и отношение подростков
к ним» Шафер.
В стилях воспитания отцов и матерей исследование
выявило значимые различия. Отцы чаще
эмоционально отвергают мальчиков, чем
девочек. Матери чаще эмоционально принимают
дочерей, чем сыновей. Девочек родители
больше ограждают от трудностей и неприятностей
жизни, но вместе с тем и больше их контролируют.
В характере отношений мальчиков и девочек
подросткового возраста с родителями
и близкими сверстниками выявлены тендерные
различия. Методы воспитания обоих родителей
мальчики чаще оценивают как проявление
позитивного интереса, то есть критический
подход и сверхопека со стороны матери
и отсутствие грубой силы со стороны отца,
а также как проявление директивности,
то есть доминантный стиль общения. А в
отношениях к ним матери мальчики чаще
видят отсутствие враждебности и эмоциональной
холодности. Отношения девочек с отцом
в большей степени сопровождаются чувством
безопасности. Девочки в исследуемой выборке
чаще, чем мальчики удовлетворены этими
отношениями и меньше стремятся к большей
психологической близости с отцом. Отношения
девочек с матерью чаще являются спутанными
и характеризуются стремлением к более
близким отношениям на фоне положительных
эмоций. На фоне негативных эмоций в отношениях
с другом мальчики чаще стремятся к большей
психологической близости с ним, чем девочки.
Выявлено, что стили воспитания отцов
и матерей в разной степени влияют на характер
отношений мальчиков и девочек подросткового
возраста с родителями и близкими сверстниками.
Так, эмоциональное принятие со стороны
матери вызывает стремление девочек к
более близким отношениям с другом. Социально
желательный образ материнского отношения
у девочек формирует положительные эмоции
в отношениях с матерью и с близким другом,
а у мальчиков — вызывает стремление к
большей психологической близости с ней.
Социально желательный образ отцовского
отношения влияет на формирование негативного
эмоционального фона в отношениях мальчиков
с отцом. Симбиотические отношения отца
у мальчиков вызывают стремление к большей
психологической близости с матерью и
с другом, у девочек? формируют спутанный
тип отношений с матерью и вызывают стремление
к более близким отношениям с отцом.
Авторитарное отношение отца способствует
формированию положительных эмоций в
отношениях девочек с матерью и формирует
негативный эмоциональный фон в отношениях
мальчиков с другом. Авторитарность матери
не позволяет мальчикам принимать отца.
Стремление отца инфантилизировать дочь
способствует формированию положительных
эмоций в отношениях девочек с матерью.
Стремление отца инфантилизировать сына
влияет на поиск мальчиками более близких
отношений с другом.
Кроме того, выявлено, что положительные
эмоции в отношениях девочек с отцом формируют
положительный эмоциональный фон в отношениях
девочек с близкой подругой. А стремление
мальчиков к более близким отношениям
с отцом влияет на их стремление к более
близким, доверительным отношениям с другом.
Полученная информация может быть использована
при работе с родителями, обращающимися
за психологической помощью по вопросам
воспитания детей и общения с ними, и в
работе с подростками, имеющими затруднения
в установлении контактов со сверстниками.
Обратная
сторона помещения детей в
приемные семьи — отказ от детей,
приносящий страдания и детям, и
семьям. В связи с большой остротой
этой проблемы целью данной работы было сопоставить
социальные и психологические особенности
родителей-отказников и эффективных родителей
(в каждой группе было 6 человек).
Не выявлено возрастных различий между
группами (средний возраст родителей-отказников
38,5 лет, эффективных — 34,2 года). Среди отказников
пять человек — жители сельской местности
со средним образованием, один человек
живет в городе и имеет высшее образование.
Среди эффективных родителей 5 человек
— городские жители и один живет в поселке
городского типа, образование у пяти человек
средне-специальное, у одного незаконченное
высшее. Личностный профиль родителей
по многофакторному личностному опроснику
Р. Кеттелла (Версия С) практически ничем
не отличается, все факторы находятся
в среднем диапазоне. Различия наблюдаются
по фактору А (аффектотимия-шизотимия).
У эффективных родителей по этому фактору
высокое значение, у родителей-отказников
— среднее. Для высоких значений данного
фактора характерны богатство эмоциональных
проявлений, естественность, отзывчивость,
непринужденность поведения, готовность
к сотрудничеству. Чем ниже значение, тем
меньше гибкости во взаимоотношениях
с окружающими. Неэффективные родители
формальны в контактах, больше предпочитают
иметь дело с вещами, хозяйством, чем с
людьми. Эта особенность воспринимается
детьми как негативная.
Из 6 отказных детей, обследуемых по модифицированной
методике семейный тест отношений (Марковская,
2005), 4 ребенка карточку «Этот человек слишком
занят, чтобы у него осталось на меня время»
отослали либо матери, либо отцу.
Для определения родительского отношения
к приемному ребенку использовался модифицированный
нами тест-опросник родительского отношения
А.Я. Варга, В.В. Столина. В опроснике была
убрана шкала «Симбиоз», содержание некоторых
утверждений адаптировано к реалиям приемной
семьи. Интегральное эмоциональное отношение
к ребенку у неэффективных родителей,
имеющих высокий тестовый балл (61,9 %), интерпретируется
как отвержение. У эффективных родителей
этот же показатель имеет более низкие
значения (34,5%) и интерпретируется как
принятие. Неэффективные родители предпочитают
авторитарную форму контроля за детьми,
для них естественно требовать безоговорочное
послушание и дисциплину (82,9 %). Успешные
родители в меньшей степени стремятся
жестко приучать детей к порядку, сложившемуся
в их доме, навязывать свою волю (57,1%). Гиперсоциализация
неэффективных приемных родителей усугубляется
особенностями их восприятия и понимания
неудобного ребенка. Неуспешные родители
приписывают этим детям социальную и личную
несостоятельность, не верят в их исправление.
Описанные результаты психологической
диагностики родителей говорят о проблеме
непринятия трудного ребенка, отсутствии
навыков эффективного общения с ним, следование
стойким социальным стереотипам в семейном
воспитании. Люди с более высоким уровнем
образования оказываются более гибкими
в общении с проблемными детьми. Все это
свидетельствует о необходимости специальной
диагностики и дальнейшей психологической
работы с кандидатами в приемные родители.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Под психологической
готовностью к школьному
Понятие «психологическая готовность к обучению» имеет смысл только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития». При исследовании индивидуального обучения ребенка понятия «психологическая готовность к обучению» не требуется, поскольку оно ориентируется на конкретную «зону ближайшего развития» и конкретный уровень актуального развития ребенка.
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.
Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
О психологической готовности к школе судят по уровню развития следующих психических сфер: аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению? Для лучшего понимания вопроса необходимо обратиться к теоретической проработке проблемы психологической готовности к школе, уходящей своими корнями в труды Л.С. Выготского.
Подробнее ››
Информационная
сетка по использованию диагностических
методов в определении
Психологические характеристики возраста |
Методики | ||
интеллект |
· Диагностика готовности детей к школе (Н.И.Гуткина) | ||
личностная сфера |
· Карта школьной дезадаптации Д.Стотта · Наблюдение в ведущей деятельности. | ||
психофизиологические особенности |
|||
специфика межличностных отношений |
· Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин) | ||
Диагностическая
программа по определению психологической
готовности детей 6-7 лет к школьному обучению |
Версия для печати |
Информация о работе Психологическая характеристика раннего возраста от 1-3 лет