Психологическая характеристика раннего возраста от 1-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:41, реферат

Описание работы

Способы увеличения словарного запаса человека, разработка на уровне внутреннего воспитания индивидом культуры речи.

Файлы: 1 файл

psihologicheskaia harakteristika vozr.osoben.doc

— 582.50 Кб (Скачать файл)

Например, вопрос «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде всего?», имел следующие  варианты ответов: а) добрым и отзывчивым, б) целеустремленным, настойчивым, в) веселым и счастливым, г) таким, какой он есть, д) умным и сообразительным, е) приспособленным к самостоятельной жизни, ж) затрудняюсь ответить.

Ответы  в), г) и ж) рассматривались как  свидетельство личностного отношения  к ребенку; ответы а), б), д), е) — предметного.

Второй  блок был направлен на выявление  преобладающего стиля поведения  родителя с ребенком. Обычно принято  выделять несколько стилей родительского  поведения (три-шесть), описывающих  типичную стратегию поведения родителя с ребенком. В спорных ситуациях поведение конкретного родителя относят к какому-либо стилю как к преобладающему. Однако, на наш взгляд, картина родительского поведения шире и сложнее, чем ее обычно рисуют. Очевидно, что в реальной жизни многообразие ситуаций, в которых оказываются родители и дети, исключает возможность реализации одного стиля и предполагает осуществление различных вариантов родительского поведения. Анализ литературы и личного опыта работы с родителями позволил условно выделить девять вариантов родительского поведения.

  1. Строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.
  2. Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.
  3. 3. Автономный — родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.
  4. Компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное взамен совершения ребенком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.
  5. Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать; он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.
  6. Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.
  7. Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит потребности и интересы ребенка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.
  8. Ситуативный — родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя к ребенку и стратегия воспитания лабильная и гибкая.
  9. Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и ученых) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература.

Второй  блок включал проблемные ситуации (например: ребенок потерялся в крупном  магазине; ребенок отказывается надевать шапку в холодную погоду, боится идти к врачу, ребенок использует нецензурную лексику и т.п.), в которых родителям предлагалось выбрать наиболее приемлемый для них вариант поведения. Каждый вариант ответа соответствовал определенному стилю родительского поведения. Например:

Как Вы поступите в ситуации, когда ребенок боится идти к зубному врачу?

  • Поведу лечиться, здоровые зубы важнее детских капризов (строгий);
  • Объясню ребенку, что это необходимо для его здоровья (объяснительный);
  • Зубы болят у тебя, поэтому как ты решишь, так и будет (автономный);
  • Предложу ему что-либо интересное взамен (компромиссный);
  • Постараюсь помочь ему преодолеть свой страх (содействующий);
  • Скорее всего, поведу, но буду переживать так же, как ребенок (сочувствующий);
  • Не знаю, мне трудно себе это представить (ситуативный);
  • Не пожалею ничего, чтобы ему не было больно (потакающий);
  • Попрошу доктора успокоить ребенка (зависимый).

Здесь необходимо добавить, что данный метод  позволяет выявить особенности  стратегии поведения конкретного  родителя с ребенком и построить  своеобразный индивидуальный профиль родительского поведения, характеризующий его стиль воспитания.

В третий блок вошли вопросы, выявляющие родительское оценочное отношение к своему ребенку и к себе как к родителю. Наличие оценочной или безоценочной позиции родителя, а также качество или характер этой оценки (положительная, отрицательная или нейтральная) является одним из центральных моментов РО. Например, вопрос: «Мне кажется, что мой ребенок...» имел следующие варианты ответов:

  1. недостаточно зрелый для своего возраста
  2. взрослее и умнее своих сверстников
  3. практически не отличается от своих сверстников
  4. его трудно сравнивать с другими.

Таким образом, опросник содержит три блока  закрытых вопросов (всего 17), направленных на выявление родительского отношения, стиля поведения с ребенком и оценочную позицию родителя. Кроме того, в опросник были включены вопросы социально-демографического характера, выясняющие семейное положение, состав семьи, образование, возраст и социально-экономический статус родителей. Апробация данного опросника осуществлялась в трех возрастных группах родителей: родителей детей раннего возраста (двух лет), родителей дошкольников (пяти лет), родителей детей младшего школьного возраста (восьми лет), всего 130 человек. Выборка была гомогенной по своему семейному и социальному статусу.

Исследование  проводилось в детских садах  № 652, 342, 1470 Центрального и Южного округов  Москвы, работающих по типовой программе, и в школах № 1270 и 74 Центрального округа Москвы с углубленным изучением  английского языка. Средний возраст родителей составил 25–35 лет, большинство из них имели высшее или среднее специальное образование, состояли в браке и относили себя к среднеобеспеченному социальному слою населения.

АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ

Полученные  данные свидетельствуют о том, что во всех возрастах, у всех родителей в их отношении к ребенку присутствуют как предметное, так и личностное начало. Во всей выборке не было о

Разрешите представить вашему вниманию результаты исследования, проведенного в рамках моего дипломного проекта под руководством кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Архиреевой Татьяны Викторовны. Целью нашего исследования являлось изучение влияния стилей воспитания отцов и матерей на характер отношений мальчиков и девочек подросткового возраста с родителями и близкими сверстниками. В исследовании приняли участие 40 подростков в возрасте 12-13 лет (20 девочек и 20 мальчиков), учащиеся общеобразовательных школ г. Старая Русса Новгородской области, и их родители. 
Нами были использованы следующие методики: «Тест-опросник родительского отношения», разработанный Варгой и Столиным, «Опросник отношений» Веллборна и Коннела и опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Шафер. 
 
В стилях воспитания отцов и матерей исследование выявило значимые различия. Отцы чаще эмоционально отвергают мальчиков, чем девочек. Матери чаще эмоционально принимают дочерей, чем сыновей. Девочек родители больше ограждают от трудностей и неприятностей жизни, но вместе с тем и больше их контролируют. 
 
В характере отношений мальчиков и девочек подросткового возраста с родителями и близкими сверстниками выявлены тендерные различия. Методы воспитания обоих родителей мальчики чаще оценивают как проявление позитивного интереса, то есть критический подход и сверхопека со стороны матери и отсутствие грубой силы со стороны отца, а также как проявление директивности, то есть доминантный стиль общения. А в отношениях к ним матери мальчики чаще видят отсутствие враждебности и эмоциональной холодности. Отношения девочек с отцом в большей степени сопровождаются чувством безопасности. Девочки в исследуемой выборке чаще, чем мальчики удовлетворены этими отношениями и меньше стремятся к большей психологической близости с отцом. Отношения девочек с матерью чаще являются спутанными и характеризуются стремлением к более близким отношениям на фоне положительных эмоций. На фоне негативных эмоций в отношениях с другом мальчики чаще стремятся к большей психологической близости с ним, чем девочки. 
 
Выявлено, что стили воспитания отцов и матерей в разной степени влияют на характер отношений мальчиков и девочек подросткового возраста с родителями и близкими сверстниками. Так, эмоциональное принятие со стороны матери вызывает стремление девочек к более близким отношениям с другом. Социально желательный образ материнского отношения у девочек формирует положительные эмоции в отношениях с матерью и с близким другом, а у мальчиков — вызывает стремление к большей психологической близости с ней. Социально желательный образ отцовского отношения влияет на формирование негативного эмоционального фона в отношениях мальчиков с отцом. Симбиотические отношения отца у мальчиков вызывают стремление к большей психологической близости с матерью и с другом, у девочек? формируют спутанный тип отношений с матерью и вызывают стремление к более близким отношениям с отцом.  
Авторитарное отношение отца способствует формированию положительных эмоций в отношениях девочек с матерью и формирует негативный эмоциональный фон в отношениях мальчиков с другом. Авторитарность матери не позволяет мальчикам принимать отца. Стремление отца инфантилизировать дочь способствует формированию положительных эмоций в отношениях девочек с матерью. Стремление отца инфантилизировать сына влияет на поиск мальчиками более близких отношений с другом. 
 
Кроме того, выявлено, что положительные эмоции в отношениях девочек с отцом формируют положительный эмоциональный фон в отношениях девочек с близкой подругой. А стремление мальчиков к более близким отношениям с отцом влияет на их стремление к более близким, доверительным отношениям с другом. Полученная информация может быть использована при работе с родителями, обращающимися за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, и в работе с подростками, имеющими затруднения в установлении контактов со сверстниками.

Обратная  сторона помещения детей в  приемные семьи — отказ от детей, приносящий страдания и детям, и  семьям. В связи с большой остротой этой проблемы целью данной работы было сопоставить социальные и психологические особенности родителей-отказников и эффективных родителей (в каждой группе было 6 человек). 
 
Не выявлено возрастных различий между группами (средний возраст родителей-отказников 38,5 лет, эффективных — 34,2 года). Среди отказников пять человек — жители сельской местности со средним образованием, один человек живет в городе и имеет высшее образование. Среди эффективных родителей 5 человек — городские жители и один живет в поселке городского типа, образование у пяти человек средне-специальное, у одного незаконченное высшее. Личностный профиль родителей по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттелла (Версия С) практически ничем не отличается, все факторы находятся в среднем диапазоне. Различия наблюдаются по фактору А (аффектотимия-шизотимия). У эффективных родителей по этому фактору высокое значение, у родителей-отказников — среднее. Для высоких значений данного фактора характерны богатство эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству. Чем ниже значение, тем меньше гибкости во взаимоотношениях с окружающими. Неэффективные родители формальны в контактах, больше предпочитают иметь дело с вещами, хозяйством, чем с людьми. Эта особенность воспринимается детьми как негативная. 
 
Из 6 отказных детей, обследуемых по модифицированной методике семейный тест отношений (Марковская, 2005), 4 ребенка карточку «Этот человек слишком занят, чтобы у него осталось на меня время» отослали либо матери, либо отцу.  
 
Для определения родительского отношения к приемному ребенку использовался модифицированный нами тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. В опроснике была убрана шкала «Симбиоз», содержание некоторых утверждений адаптировано к реалиям приемной семьи. Интегральное эмоциональное отношение к ребенку у неэффективных родителей, имеющих высокий тестовый балл (61,9 %), интерпретируется как отвержение. У эффективных родителей этот же показатель имеет более низкие значения (34,5%) и интерпретируется как принятие. Неэффективные родители предпочитают авторитарную форму контроля за детьми, для них естественно требовать безоговорочное послушание и дисциплину (82,9 %). Успешные родители в меньшей степени стремятся жестко приучать детей к порядку, сложившемуся в их доме, навязывать свою волю (57,1%). Гиперсоциализация неэффективных приемных родителей усугубляется особенностями их восприятия и понимания неудобного ребенка. Неуспешные родители приписывают этим детям социальную и личную несостоятельность, не верят в их исправление. 
 
Описанные результаты психологической диагностики родителей говорят о проблеме непринятия трудного ребенка, отсутствии навыков эффективного общения с ним, следование стойким социальным стереотипам в семейном воспитании. Люди с более высоким уровнем образования оказываются более гибкими в общении с проблемными детьми. Все это свидетельствует о необходимости специальной диагностики и дальнейшей психологической работы с кандидатами в приемные родители.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный  уровень психического развития ребенка  для освоения школьной учебной программы  в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Л.С. Выготский указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Понятие «психологическая готовность к обучению» имеет  смысл только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития». При исследовании индивидуального обучения ребенка понятия «психологическая готовность к обучению» не требуется, поскольку оно ориентируется на конкретную «зону ближайшего развития» и конкретный уровень актуального развития ребенка.

Таким образом, психологическая готовность к школьному  обучению – это необходимый и  достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Если уровень  психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития»  ниже той, которая требуется для  освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

О психологической готовности к школе судят по уровню развития следующих психических сфер: аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению? Для лучшего понимания вопроса необходимо обратиться к теоретической проработке проблемы психологической готовности к школе, уходящей своими корнями в труды Л.С. Выготского.

Подробнее ››

Информационная  сетка по использованию диагностических  методов в определении готовности детей к школьному обучению

Психологические характеристики возраста

Методики

интеллект

·  Диагностика готовности детей к школе (Н.И.Гуткина)

личностная  сфера

·  Карта школьной дезадаптации Д.Стотта

·  Наблюдение в ведущей деятельности.

психофизиологические  особенности

 

специфика межличностных  отношений

·  Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин)

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению  
 
Автор(ы): Гуткина Нина Иосифовна  
 
М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с., приложения   
 

 

  

Версия для печати

 

Информация о работе Психологическая характеристика раннего возраста от 1-3 лет