Психологическая характеристика раннего возраста от 1-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:41, реферат

Описание работы

Способы увеличения словарного запаса человека, разработка на уровне внутреннего воспитания индивидом культуры речи.

Файлы: 1 файл

psihologicheskaia harakteristika vozr.osoben.doc

— 582.50 Кб (Скачать файл)

Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики направленные на выявление познавательной сферы, произвольности, мировоззренческих представлений и графической деятельности. Второй этап представляет собой диагностику форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что особенно важно при диагностике детей с ослабленным здоровьем и других дисфункциях.

Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе со старшим дошкольным возрастом 5-6 лет.

Психологические характеристики возраста

Методики

интеллект

·  Диагностика детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет 
(Г.П.Логинова).

·  Тест невербального мышления Равена.

личностная сфера

·  Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».

·  Тест рисуночной тревожности АМЭН

·  Наблюдение в ведущей деятельности.

·  Диагностика и коррекция произвольности в младшем школьном и дошкольном возрастах (Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова)

·  методика "Диктант"Д.Б. Эльконина

·  методика "Диктант" Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской

·  методика "Цветовой диктант"

·  методика "Кубики Косса"

·  методика "Полянки" Л.А. Венгера, Р.И. Бардиной

·  Графическая проба

·  методика диагностики произвольности "Паровозы"

·  методика "Корректурная проба"

·  методика "Запрещенные слова" Д.Б. Эльконина

·  методика "Вставь картинку"

психофизиологические  особенности

 

специфика межличностных  отношений

·  Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин)

Прогрессивные матрицы Равена  
 
Автор(ы):  
 
Разработаны британским психологом Дж. К. Равеном  
 

 

  

Версия для печати

 


Предмет

Прогрессивные матрицы Равена предназначены для  измерения уровня развития общего интеллекта  


 

Возраст

1  


 

Экспертная оценка

плюсы: 

минусы: 



 

Описание

Прогрессивные матрицы Равена измеряют способность к выявлению взаимосвязей между элементами изображений, содержащихся в матрице. Пункты матриц представляют собой или целостное изображение, в к-ром отсутствует его небольшая часть, или элементы изображений, распределенные по рядам и колонкам матрицы, с одним пропущенным элементом. Утверждается, что эти тесты позволяют более непосредственно оценивать способность к восприятию и мышлению за счет снижения влияний вербальной коммуникации и прошлого опыта. Нек-рые психологи считают П. м. относительно чистой мерой фактора g Спирмена.

Тест состоит  из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии  таблиц содержатся задания нарастающей  трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии  к серии.

В серии А - использован  принцип установления взаимосвязи  в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

П. м. измеряют способность  к выявлению взаимосвязей между  элементами изображений, содержащихся в матрице. Пункты матриц представляют собой или целостное изображение, в к-ром отсутствует его небольшая часть, или элементы изображений, распределенные по рядам и колонкам матрицы, с одним пропущенным элементом. Утверждается, что эти тесты позволяют более непосредственно оценивать способность к восприятию и мышлению за счет снижения влияний вербальной коммуникации и прошлого опыта. Нек-рые психологи считают П. м. относительно чистой мерой фактора g Спирмена.

Серия В - построена  по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия В - построена  по принципу перегруппировки фигур  в матрице. Обследуемый должен найти  эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.   


 

Области применения

Широко применяются  в разных областях психологической  диагностики как методика, обладающая высокой валидностью и надежностью, простая в применении и допускающая групповое обследование.  

Тест тревожности АМЕН  
 
Автор(ы):  
 
М., 1992 г. Тест работан американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен  
 

 

  

Версия для печати

 


Предмет

тревожность ребенка  в типичных жизненных ситуациях  


 

Возраст

дети 4-7 лет с  нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии  


 

Экспертная оценка

плюсы: 
Методика позволяет проводить количественный и качественный анализ данных. Валидизация методики показала высокий уровень ее валидности. Уровень тревожности, определяемый на основании методики, высоко коррелирует с уровнем тревожности, полученным на основании отзывов воспитателей и учителей начальных классов (p =0, 56), надежность методики также весьма значительна (r =0, 56) 

минусы: 



 

Описание

Тест позволяет  исследовать тревожность ребенка  по отношению к ряду типичных для  него жизненных ситуаций общения  с другими людьми.

Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, в школе.

Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков размером 8.5х 11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни  ребенка дошкольника (или младшего школьника) ситуацию. Каждый рисунок выполнен в 2 вариантах: для девочки и мальчика.  

Тест «Дом-Дерево-Человек» (Н-Т-Р)  
 
Автор(ы):  
 
Методика предложена Дж. Буком в 1948 г. Н-Т-Р (английская абривиатура теста Дом-дерево-человек)  
 

 

  

Версия для печати

 


Предмет

диагностики личности   


 

Возраст

Тест предназначен как для взрослых, так и для  детей, возможно групповое обследование.  


 

Экспертная оценка

 

плюсы: 
Эта техника универсальна, т.к. все три темы - дом, дерево, человек - понятны даже маленьким детям.  

минусы: 
Зарубежные исследователи заявляют о необходимости дополнительного изучения валидности методики как инструмента измерения интеллекта и личностных особенностей. 



 

Описание

Т. д-д-ч. являетсяся популярным проективным тестом, в  котором тестируемого просят нарисовать три отдельных объекта: дом, дерево и человека. После этого тестируемому задают около 20 уточняющих вопросов по каждому рисунку, включ. описания, интерпретации и ассоц.

Т. д-д-ч. предназначен для оценки личности и может служить  мерой взрослого интеллекта. Интерпретация  основана на двух допущениях. Во-первых, эти рисунки рассматриваются  в качестве перцепций самого себя и собственного окружения: чел. является символическим отображением самого тестируемого, дом - символическим отображением его "дома" (семьи), а дерево - символическим отображением более широкого окружения. Во-вторых, в рисунках и вербальной продукции тестируемый дает косвенные подсказки в отношении деталей, имеющих для него особое значение.  

 По мнению  Дж. Бука, каждый рисунок - это  своеобразный автопортрет, детали  которого имеют личностное значение. По рисунку можно судить об  аффективной сфере личности, ее  потребностях, уровне психосексуального развития и т. д. Помимо использования теста в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность определять уровень интеллектуального развития (коэффициент корреляции ранговой с тестами интеллекта составляет 0,41-0,75). Тест используется в России, включен в методику Керна-Йерасека.

Р. Берне при  использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком  представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок  дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.  

 Материал:

  • белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15х21. Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно, озаглавлены Дом, Дерево, Человек;
  • бланк пост-рисуночного опроса;
  • несколько простых карандашей № 2 с ластиками (карандаш № 2 выбран, так как оказалось, что он более точно отражают моторный контроль испытуемого, нажим и качество линий и штриховки);
  • бланк количественной обработки;
  • руководство.
  

 

Области применения

методику применяют в индивидуальной и групповой работе, для выявления общих черт в группе; в работе с детьми, которые только начинают учиться в школе; в отборе персонала 

Диагностика психического развития детей 5-6 лет. Методическое руководство  
 
Автор(ы): Логинова Г.П. Андрющенко Д.В.  
 
М.: МГППУ; ЦПМСС «Малыш», 2006 г.  
 

 

  

Версия для печати

 


Предмет

 

 

Возраст

 

 

Экспертная оценка

плюсы: 

минусы: 



 

Описание

Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики, направленные на выявление познавательной сферы, произвольности. мировоззренческих представлений и графической деятельности. 
Второй этап представляет собой диагностику форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что особенно важно при диагностике детей с ослабленным здоровьем и других дисфункциях.

Методическое  руководство включает в себя следующие  диагностические методики:

  • методика «Четвертый лишний»
  • методика «Дополнение формы»
  • методика «Рисование по образцу»
  • методика «Перцептивное моделирование»
  • методика «Мировоззренческие представления
  • методика «Диагностика форм общения»
  

Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах: методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «педагогическая психология»  
 
Автор(ы): Салмина Н.Г.  
 
Салима Н.Г., Филимонова О.Г. М.: МГППУ, 2002,-71с. издание 2, дополненное  
 

 

  

Версия для печати

 


Предмет

уровень развития произвольности и воображения  


 

Возраст

дошкольники и  младшие школьники  


 

Экспертная оценка

плюсы: 

минусы: 



 

Описание

Настоящее пособие  поможет студентам-психологам провести диагностику дошкольников и младших школьников с помощью оригинальных методик и выявить Уровень развития произвольности и воображения, характерных для этих детей. Дошкольники и младшие школьники должны уметь строить свое поведение в соответствии с конкретной обстановкой, предвосхищать промежуточные и конечные результаты, подбирать необходимые средства. Именно эти элементы действия и анализируются в данном методическом пособии. При обследовании используется оригинальный иллюстративный материал(40с.). Для студентов-психологов.   Методическое пособие включает в себя следующие диагностические методики:

  • методика "Диктант" Д.Б. Эльконина
  • методика "Диктант" Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской
  • методика "Цветовой диктант"
  • методика "Кубики Кооса"
  • методика "Полянки" Л.А. Венгера, Р.И. Бардиной

Графическая проба

  • методика диагностики произвольности "Паровозы"
  • методика "Корректурная проба"
  • методика "Запрещенные слова" Д.Б. Эльконина
  • методика "Вставь картинку"

Тест-опросник родительского отношения (ОРО)  
 
Автор(ы):  
 
А.Я. Варга, В.В. Столин  
 

 

  

Версия для печати

 


Предмет

.  


 

Возраст

.  


 

Экспертная оценка

плюсы: 
Валидность опросника определялась методом контрастных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, было показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим "Варимакс" вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника. 

минусы: 


Информация о работе Психологическая характеристика раннего возраста от 1-3 лет