Психологическая характеристика раннего возраста от 1-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:41, реферат

Описание работы

Способы увеличения словарного запаса человека, разработка на уровне внутреннего воспитания индивидом культуры речи.

Файлы: 1 файл

psihologicheskaia harakteristika vozr.osoben.doc

— 582.50 Кб (Скачать файл)

Предмет

психологическая готовность к школе  


 

Возраст

дошкольники 6-7 лет   


 

Экспертная оценка

 

плюсы: 
обладает прогностической значимостью 

минусы: 
 



 

Описание

Методики, из которых  состоит программа, не являются тестами и позволяют дать качественную характеристику психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Диагностическая программа состоит из 7 методик, 6 из которых являются оригинальными  авторскими разработками, и позволяет  определить степень готовности ребенка к школьному обучению.

Программа позволяет 

  • выяснить мотивационную готовность к школе, а также особенности обучаемости ребенка;
  • определить развитие ребенка в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах;
  • использовать на протяжении многих лет один и тот же стимульный материал, не требующий размножения;
  • определить проблемы в развитии детей начиная с 5,5 лет для дальнейшей работы с ними по специальной развивающей методике "Группы развития", описанной в книге Н.И. Гуткиной "Психологическая готовность к школе"
  

 

Области применения

программа предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет определения психологической готовности к школе, а также для контроля за динамикой психического развития детей в группе развития. В последнем случае программа применяется с 5,5 лет до 8 лет.  


 

Образовательные курсы

Карта Наблюдений Д.Стотта  
 
Автор(ы):  
 
.  
 

 

  

Версия для печати

 


Предмет

уровень школьной дезадаптации  


 

Возраст

 

 

Экспертная оценка

плюсы: 
Заполнить карту могут и учителя, и родители, но ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ, А ТЕМ БОЛЕЕ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИАГНОЗА "ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ" НЕОБХОДИМА СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА  

минусы: 



 

Описание

Содержание  этой методики состоит в том, что хорошо знающий ребенка взрослый отмечает на специальном бланке ("карте") наличие у ребенка тех форм поведения или характеристик личности, которые описаны в перечне симптомов дезадаптации (зачеркивая соответствующий номер).

Можно сказать, что, в целом, чем больше зачеркнутых клеточек в "карте", тем больше вероятность школьной дезадаптации. Однако значение отдельных поведенческих реакций для общего синдрома дезадаптации является разным: несколько тяжелых нарушений могут "весить" больше, чем множество незначительных, и определенное заключение в каждом отдельном случае требует профессионального учета разной дополнительной информации.   


 

Области применения


 

Образовательные курсы

 

 

Литература

  1. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Выделение категорий "трудных" детей. В кн.: Рабочая книга школьного психолога.- М., 1991
  2. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей. Зеленова М.Е. // Психологическая наука и образование. 2000. №1.
  3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений .- 3-е изд., испр. и доп..- М.: Академия, 2006, - 288 с.
  4. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.  М.: Академия, 2006г, 3-е изд., испр. и доп..- (Саратов: Саратовский полиграфический комбинат).- 288 с. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. В детском саду деятельность ребенка ограничивается в основном ознакомлением с окружающим. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий - основой наук. Система научных понятий создавалась тысячелетиями, и то, что человечество создало в течение столетий, ребенок должен усвоить за небольшое количество времени. Основой для определения возрастных границ периода младшего школьного возраста служит время обучения детей в начальных классах. До недавнего времени в нашей стране младший школьный возраст охватывал период от 7 до 9 - 10 лет (обучение в 1 - 3 классах). Сейчас, в связи с переходом к обучению с 6 лет и четырехлетней начальной школе, нижняя граница возраста соответственно отодвинулась.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения: коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Особую трудность для детей 6 -7-летнего возраста, наминающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на одном месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен, тормозить свои импульсивно возникающие реакции, действовать согласно школьным правилам, выполнять инструкции учителя, соотносить свои действия с заданным образцом. От него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многие первоклассники не могут постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

Ситуация обучения предъявляет новые требования к  ребенку. Педагогическая практика показывает, что очень часто трудности  в обучении детей начальной школы связаны с их неумением организовать свою деятельность, точно следовать указаниям учителя, с несамостоятельностью, пассивностью детей, расторможешюстью и импульсивностью их поведения. Зачастую эти причины являются первичными, ведущими к пробелам в знаниях и неусвоению школьной программы. Дети с хорошими познавательными способностями, но низким уровнем развития произвольной сферы требуют повышенного внимания к себе как во время уроков, так и при подготовке домашнего задания. Пока накопленные пробелы в знаниях не стали для ребенка непреодолимым препятствием, необходимо принимать определенные меры по коррекции его поведения в ситуации обучения.

Информационные  сетки по использованию диагностических  методов в работе с младшим  школьным возрастом от 7 до 9 - 10 лет

Психологические характеристики возраста

Методики

интеллект

·  Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста (ТУРМШ)

·  Тест невербального мышления Равена

личностная  сфера

·  Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек

·  Тест рисуночной фрустрации С.Розенцвейга.

·  Шкала явной тревожности для детей 8 - 12 лет CMAS

·  Диагностика и коррекция произвольности в младшем школьном и дошкольном возрастах (Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова)

психофизиологические  особенности

 

специфика межличностных отношений

·  Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин)


 

Диагностируемые параметры

Рекомендуемые методики и диагностические методы

Социальная  ситуация развития. 
Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье

·  Социометрия

·  Проективная беседа «Мой круг общения»

·  Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля.

·  CMAS (модиф. А.М.Прихожан)

·  Методика Э.М. Александровской «Изучение социально- психологической адаптации»

·  Методика «Рисунок семьи»

·  «Кинестетический рисунок семьи»

·  Методика «Два дома»

·  Методика изучения отношения ребенка к членам семьи Е. Антони и Е. Бине.

·  Тест-опросник родительского отношения (ОРО)

·  Тест-анализ семейного воспитания (АСВ)

·  Тест Р. Кеттелла (модиф. Э.М. Александровской, И.Н. Гильяшева)

·  Карта Стотта

Ведущая деятельность. 
Сформированность компонентов структуры учебной деятельности. Возрастные психические новообразования. Предпосылки формирования учебной деятельности. Произвольность поведения и познавательных процессов

·  Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности

·  Проективная проба «Урок в моем классе»

·  Проективная проба «Рисунок школы»

·  Методика «Лесенка побуждений»

·  Методика «Составь расписание»

·  Методика «Конверты»

·  Методика Н.Г. Лускановой по мотивации

Особености  мыслительной деятельности, внимания, памяти, воображения младшего школьника 

·  Методика «Классификация»

·  Методика обучаемости А.Я. Ивановой

·  Методика «10 слов» А.Р. Лурия

·  «Корректурные пробы» (Бурдон, Н.И. Озерецкий)

·  «Таблицы Шульте»

·  Метод пиктограммы

·  Методика воссоздающего воображения П.А. Шеварева

·  Тест умств. развития младшего школьника. (ТУРМШ) (Борисова Е.М. Арсланьян В.П.)

·  Нейропсихологические методики ( Е.Д. Хомская, (альбом), Л.С.Цветкова, Э.Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина)

·  Тест С.Д. Забрамной

·  Тест Векслера

·  ГИТ (Дж. Вана)

·  Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене)

·  Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени)

·  Кубики Кооса

·  Матрицы Равена

·  Фигура Рэя-Тейлора (тест)

Психологическая готовность младшего школьника к  обучению в средней школе

·  Программа школьной готовности А.Л. Венгера;

·  Тест школьной зрелости П.Я. Кэеса;

·  Программа школьной готовности Н.И. Гуткиной;

·  Тест школьной зрелости Керна-Йирасека;

·  Программа диагностики уровня развития поступающих в начальную школу Г. Витцлака;

·  Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС);

·  Диагностический комплект М.М. Семаго;

·  Методика Г.Ф. Кумариной;


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе с младшим подростковыйм возрастом 10-12 лет

Психологические характеристики возраста

Методики

интеллект

·  Диагностика умственного развития детей младшего подросткового возраста (ГИТ)

·  Тест невербального мышления Равена

личностная сфера

·  Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».

·  Тест рисуночной фрустрации С.Розенцвейга.

·  Шкала явной тревожности для детей 8 - 12 лет CMAS

·  Тест - опросник измерения мотивации достижения А.Мехрабиана.

·  Карта школьной дезадаптации Д.Стотта.

психофизиологические  особенности

·  Наблюдение в ведущей деятельности.

·  Схема наблюдений В.Т.Козловой.

специфика межличностных  отношений

·  Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин)

·  Тест - опросник «Подростки о родителях» ADOR (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.).


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО  ВОЗРАСТА

Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе с подростковыйм возрастом 13-15 лет

Психологические характеристики возраста

Методики

интеллект

·  ШТУР (школьный тест умственного развития детей 7-8-9 классов)

·  Тест невербального мышления Равена.

личностная сфера

·  Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».

·  Тест рисуночной фрустрации С.Розенцвейга.

·  Диагностика акцентуации характера (опросник Шмишека).

·  Тест - опросник измерения мотивации достижения А.Мехрабиана.

·  Тест - опросник измерения мотивации аффиляции А.Мехрабиана.

·  Тест - опросник агрессивного поведения Баса - Дарки.

·  Карта школьной дезадаптации Д.Стотта.

психофизиологические  особенности

·  Наблюдение в ведущей деятельности.

·  Схема наблюдений В.Т.Козловой.

·  Опросник Я.Стреляу.

·  Методика «Ассоциации» В.А.Данилова.

·  Методика «Исполнение инструкций» В.Т.Козловой.

специфика межличностных  отношений

·  Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.

·  Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин).

·  Тест - опросник «Подростки о родителях» ADOR (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.).


 

В подростковом возрасте становление личности ребенка  определяется его психофизическим  развитием, формированием нового уровня психических функций, складывающимися  характерологическими особенностями.

Ведущим, развивающим аспектом данного возрастного  периода становится межличностное взаимодействие. В различных формах общения происходит развитие всех сторон личности подростка.

При проведении психодиагностической и коррекционно-развивающей  работы с подростками педагогам-психологам предлагается использовать следующий набор методик:

Диагностируемые параметры

Рекомендуемые методики

Социальная ситуация развития, обенности межличностного воздействия со сверстниками и взрослыми

·  Социометрия (Дж. Морено);

·  «Несуществующее животное;

·  «Моя семья»;

·  «Дом, дерево, человек»;

·  проективная беседа «Мой круг общения»;

·  тест-опросник «Подростки о родителях».

·  Методика «Рисунок семьи»; Кинестетический рисунок семьи»;

·  Карта Стотта,

·  CMAS (модиф. А.М.Прихожан)

·  Цветовой тест отношений (ЦТО);

·  Методика цветовой аналогии «Цветопись»;

·  Тест-анализ семейного воспитания (АСВ),

·  Методика Дембо-Рубинштейна (модиф. А.М. Прихожан);

·  Шкала взаимоотношений Ф.Фендлера (адапт. Ханиным);

·  Опросник Томаса «Способы реагирования личности на конфликтные ситуации»;

·  ДМО Лири

Изучение проявлений индивидуально- психологических характеристик  подростка в контексте ведущей  деятельности и тенденций становления  возрастных новообразований

·  Тест эгоцентрических ассоциаций Пашуковой—Шустровой;

·  Метод незавершенных предло жений;

·  Метод пиктограммы.

·  Адаптированный модифицированный детского личностного вопросника Р. Кеттелла;

·  Методика аутоидентификации подростка Э.Г. Эйдемиллера;

·  Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера;

·  Тест школьной тревожности Филлипса,

·  Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга; Опросник Басса-Дарки (агрессия);

·  Методика Хоппе (оценка уровня притязаний);

·  Методика изучения основных свойств личности (ОТКЛЭ);

·  Тест-опросник Леонгарда (акцентуации черт характера);

·  Опросник структуры темперамента (ОСТ);

·  Методика ценностных ориентаций Рокича;

·  Тест-опросник X. Шмишека (детский вариант);

·  Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО);

·  Диагностика аддиктивного поведения

Учебная деятельность и особенности развития познавательных процессов подростка

·  Схемы наблюдения уровня сформированности учебной детальности;

·  Диагностика эмоционального отношения к учению; Методика «Составь расписание».

·  Групповой интеллектуальный тест (ГИТ);

·  Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра;

·  Школь ный тест умственного развития (ШТУР); Диагностика интеллекта методом рисуночного теста (Гудинаф);

·  тест Айзенка (IQ)

·  АСТУР

Первоначальная  профессиональная ориентация

·  Дифференциальный диагностический опросник (ДДО);

·  «Карта интересов» А.Е. Голомштока;

·  Профессиональные ориентационные анкеты;

·  ОПГ;

·  Тест Консультант (компьютерный)

Информация о работе Психологическая характеристика раннего возраста от 1-3 лет