Психологическая характеристика вербальных средств общения на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить психологические особенности вербальных средств общения на производстве.
Объект исследования: средства общения, используемые в производственном коллективе
Предмет исследования: вербальные средства общения на производстве.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме изучения вербальных средств общения ………………………………………………………………..6
1.1 Психологическое понятие средств общения………………………………6
1.2 Вербальные средства общения………………………………………………8
1.3 Процесс формирования и развития трудового коллектива………………10
1.4 Общение как средство сплочения коллектива…………………………… 13
1.5 Правила общения между коллегами………………………………………16
1.6 Трудности в общении……………………………………………………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование вербальных средств общения на производстве…………………………………………………………………….23
2.1. Организация эксперимента и методики диагностики……………………23
2.2. Анализ результатов диагностики коммуникативной социальной компетентности…………………………………………………………………30
2.3 Анализ результатов диагностики уровня общительности……………….32
2.4. Анализ результатов диагностики сплоченности коллектива…………..33
Заключение………………………………………………………………………36
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 96.89 Кб (Скачать файл)

Тема: Психологическая характеристика вербальных средств общения на производстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретический  обзор литературы по проблеме изучения вербальных средств общения ………………………………………………………………..6

    1. Психологическое понятие средств общения………………………………6
    2. Вербальные средства общения………………………………………………8
    3. Процесс формирования и развития трудового коллектива………………10
    4. Общение как средство сплочения коллектива…………………………… 13
    5. Правила общения между коллегами………………………………………16
    6. Трудности в общении……………………………………………………….18

Глава 2. Эмпирическое исследование вербальных средств общения на производстве…………………………………………………………………….23

2.1. Организация эксперимента  и методики диагностики……………………23

2.2. Анализ результатов  диагностики коммуникативной социальной  компетентности…………………………………………………………………30

2.3 Анализ результатов  диагностики уровня общительности……………….32

2.4. Анализ результатов  диагностики сплоченности коллектива…………..33

Заключение………………………………………………………………………36

Библиографический список……………………………………………………..37

Приложения……………………………………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общение  –  сложный  и  весьма  многогранный  процесс.

Б.Д.Парыгин отметил, что  этот процесс может выступать  в одно и тоже время  и как процесс взаимодействия  людей,  и  как  информационный  процесс,  и  как отношение людей друг к другу, и  как  процесс  их  взаимного  переживания  и взаимного понимания друг друга.

Общение можно рассматривать  и в двух главных  аспектах,  как  освоение личностью социокультурных ценностей  и  как  её  самореализацию  в  качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия  с другими людьми.

Социологическая   концепция   обосновывает    общение    как    способ осуществления внутренней  эволюции  или  поддержания  статус-кво  социальной структуры общества, социальной группы в  той  мере,  в  какой  эта  эволюция предполагает   диалектическое   взаимоотношение   личности    и    общества. Социологическая трактовка понятия  «общение»  предполагает  глубокий  анализ внутренней  динамики  общества  и  её  взаимосвязи  с  процессами   общения. Социологическая концепция общения формирует методологию  понимания  места  и роли социальных  институтов  общества  в  организации  общения  как  важного фактора социального производства личности.

      При   психологическом подходе общение   определяется  как  специфическая форма   деятельности   и   как   самостоятельный   процесс   взаимодействия, необходимый   для   реализации   других   видов    деятельности    личности. Психологический  анализ  общения  раскрывает  механизмы  его  осуществления. Общение выдвигается как важнейшая  социальная  потребность,  без  реализации которой  замедляется,  а  иногда  и  прекращается   формирование   личности.

Психологи  относят  потребность  в  общении  к  числу  важнейших   факторов, определяющих потребность в общении как следствие взаимодействия  личности  и социокультурной среды, причем последняя  служит  одновременно  и  источником формирования данной потребности.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с  другими людьми. Вечным и одним  из главных регуляторов этих отношений  выступают этические нормы, в  которых выражены наши представления  о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или  неправильности поступков людей. И  общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником  или коллегами, каждый, так или  иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но, в зависимости от того, как  человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает  в общении, он может, как облегчить  себе деловое общение, сделать его  более эффективным, помочь в решении  поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение  или даже сделать его невозможным.

Актуальность  темы.  Общество  всегда  располагало теми   или   иными средствами  распространения  информации,  потребовались  века,  прежде   чем широкое и целенаправленное распространение информации  превратилось  в  одно из главных способов управления обществом. С тех пор,  как  человек  выяснил, что без общения ему  не  прожить,  он  постоянно  изъявляет  острое  желание получать все новую и новую информацию.  Несомненно,  в  первую  очередь  она нужна человеку, чтобы общаться, иметь тему  для  разговоров,  обсуждений.  И обмен информацией является  одной из самых важных  составных частей современного общества.

Цель данной работы изучить психологические особенности вербальных средств общения на производстве.

Объект исследования: средства общения, используемые в производственном  коллективе

Предмет исследования: вербальные средства общения на производстве.

Гипотеза: Мы предполагаем, что эффективное использование вербальных средств общения на производстве ведет к сплочению трудового коллектива.

Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ литературы  исследований использования вербальных средств общения на производстве  в работах отечественных и зарубежных психологов;

2.Выявить особенности использования вербальных средств общения в производственном коллективе;

3. Разработать методические рекомендации  для производственного  коллектива, оптимизирующие эффективное использование  вербальных средств общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме изучения вербальных средств общения.

 

1.1. Психологические понятия средств общения.

Общение – сложный процесс  взаимодействия между людьми, заключающийся  в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг  друга. Субъектами  общения  являются  живые  существа,  люди.  В  принципе  общение характерно для любых живых существ,  но  лишь  на  уровне  человека  процесс общения  становиться  осознанным,  связанным   вербальными  и  невербальными актами.   Человек,   передающий   информацию,   называется   коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

      В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

      Содержание  общения – информация, которая  в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.  Это  могут  быть  сведения  о внутреннем (эмоциональном и  т.д.)  состоянии  субъекта,  об  обстановке  во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание  информации  в  том  случае, если субъектами общения являются люди. (15)

      Цель общения  – отвечает на вопрос «Ради  чего существо вступает  в   акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте  о содержании общения. У животных цели  общения  не  выходят  обычно  за  рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели  могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой  средства  удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных,  эстетических  и  многих других потребностей.

      Средства  общения  –  способы  кодирования,  передачи,  переработки  и расшифровки информации, которая передается  в  процессе  общения  от  одного существа к  другому.  Кодирование  информации  –  это  способ  ее  передачи.

Информация между людьми может передаваться с помощью  органов чувств, речи  и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и  хранения информации.

Общение,  будучи   сложным   социально-   психологическим   процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным  каналам: вербальный (речевой)- от латинского слова  устный,  словесный,  невербальный (неречевой) и документальный.  Речь,  как средство  общения,  одновременно выступает  и  как  источник  информации,  и  как   способ   воздействия   на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади:  «Умен  ты  или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока  ты  слова  не  сказал».  (15)

      В структуру  речевого общения входят:

       1)  Значение  и  смысл  слов,  фраз.  Важную  роль  играет   точность

употребления  слова,  его  выразительность   и   доступность,   правильность

построения фразы и  ее доходчивость, правильность произношения звуков,  слов, выразительность и   смысл интонации.

      2) Речевые  звуковые  явления:  темп  речи,  модуляция  высоты  голоса,

тональность  голоса,  ритм,  тембр,  интонация,  дикция   речи.   Наблюдения

показывают,  что  наиболее  привлекательной  в  общении  является   плавная, спокойная, размеренная   манера   речи.

      3) Выразительные  качества  голоса:  характерные   специфические  звуки,

возникающие при общении: смех, плач, вздохи, шепот и др.; раздельные  звуки- это кашель; нулевые звуки- паузы, а также звуки назализации.

      Исследования  показывают, что в ежедневном  акте  коммуникации  человека слова составляют 7%, звуки и интонации –  38%,  неречевое  взаимодействие  – 53%.   

Невербальные средства общения  изучают следующие науки:

   1) Кинестика изучает  внешние проявления человеческих  чувств  и  эмоций мимика  изучает  движение  мышц  лица,  жестика  исследует   жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика  изучает  моторику  всего тела: позу, осанку, поклоны, походку.

   2) Такесика  изучает   прикосновения  в  ситуации  общения:  рукопожатия, поцелуи, отталкивание и тд.

   3) Проксемика исследует  расположения людей в пространстве при общении.     

Следует различать 6 позиций или  способов взаимоотношений

1) Передача: предложение,  сообщение, предоставление и распоряжение. Тот,

у кого что- либо есть, делится  имеющейся информацией с другими.

   2) Принятие: получение,  прием. При проявлении инициативы  для  получения информации- запрос, заимствование.

   3) Сокрытие: удержание  информации, не предоставление ее  для  пользования другими.

   4) Пассивность: выжидание,  незаинтересованность, ни да ни  нет,  пропуск информации мимо  ушей.

   5) Агрессивность:  конфронтация, указание на слабости  и ошибки,  критика, проверка, обвинение, осуждение.

   6) Отклонение: разграничение  сфер,  оправдания,  протест,  несогласие  и

 т.д.

 

1.2. Вербальные  средства общения

Общение является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и  невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. (20)

К вербальным средствам общения  относится человеческая речь. Специалистами  по общению подсчитано, что современный  деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов,  или более 3 тысяч слов в час. Его величество Общение правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправдана, так как общение - это столп, стержень, основа существования человека. (18)

В зависимости от намерений  коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые  тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система  языка.

Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. 

А еще язык - это зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей. 

Язык - это и передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

Язык - это и орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям …

Информация о работе Психологическая характеристика вербальных средств общения на производстве