Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:44, курсовая работа
Цель данной работы изучить психологические особенности вербальных средств общения на производстве.
Объект исследования: средства общения, используемые в производственном коллективе
Предмет исследования: вербальные средства общения на производстве.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме изучения вербальных средств общения ………………………………………………………………..6
1.1 Психологическое понятие средств общения………………………………6
1.2 Вербальные средства общения………………………………………………8
1.3 Процесс формирования и развития трудового коллектива………………10
1.4 Общение как средство сплочения коллектива…………………………… 13
1.5 Правила общения между коллегами………………………………………16
1.6 Трудности в общении……………………………………………………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование вербальных средств общения на производстве…………………………………………………………………….23
2.1. Организация эксперимента и методики диагностики……………………23
2.2. Анализ результатов диагностики коммуникативной социальной компетентности…………………………………………………………………30
2.3 Анализ результатов диагностики уровня общительности……………….32
2.4. Анализ результатов диагностики сплоченности коллектива…………..33
Заключение………………………………………………………………………36
Библиографический список
Тема: Психологическая характеристика вербальных средств общения на производстве.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме изучения вербальных средств общения ………………………………………………………………..6
Глава 2. Эмпирическое исследование
вербальных средств общения на производстве………………………………………………
2.1. Организация эксперимента
и методики диагностики……………………
2.2. Анализ результатов
диагностики коммуникативной
2.3 Анализ результатов
диагностики уровня
2.4. Анализ результатов
диагностики сплоченности
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..37
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Общение – сложный и весьма многогранный процесс.
Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.
Социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимоотношение личности и общества. Социологическая трактовка понятия «общение» предполагает глубокий анализ внутренней динамики общества и её взаимосвязи с процессами общения. Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного фактора социального производства личности.
При
психологическом подходе
Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
Деловое общение является
необходимой частью человеческой жизни,
важнейшим видом отношений с
другими людьми. Вечным и одним
из главных регуляторов этих отношений
выступают этические нормы, в
которых выражены наши представления
о добре и зле, справедливости
и несправедливости, правильности или
неправильности поступков людей. И
общаясь в деловом
Актуальность темы. Общество всегда располагало теми или иными средствами распространения информации, потребовались века, прежде чем широкое и целенаправленное распространение информации превратилось в одно из главных способов управления обществом. С тех пор, как человек выяснил, что без общения ему не прожить, он постоянно изъявляет острое желание получать все новую и новую информацию. Несомненно, в первую очередь она нужна человеку, чтобы общаться, иметь тему для разговоров, обсуждений. И обмен информацией является одной из самых важных составных частей современного общества.
Цель данной работы изучить психологические особенности вербальных средств общения на производстве.
Объект исследования: средства общения, используемые в производственном коллективе
Предмет исследования: вербальные средства общения на производстве.
Гипотеза: Мы предполагаем, что эффективное использование вербальных средств общения на производстве ведет к сплочению трудового коллектива.
Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы исследований использования вербальных средств общения на производстве в работах отечественных и зарубежных психологов;
2.Выявить особенности использования вербальных средств общения в производственном коллективе;
3. Разработать методические
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме изучения вербальных средств общения.
1.1. Психологические понятия средств общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. (15)
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства
общения – способы
Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Общение, будучи сложным социально- психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: вербальный (речевой)- от латинского слова устный, словесный, невербальный (неречевой) и документальный. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал». (15)
В структуру речевого общения входят:
1) Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность
употребления слова, его выразительность и доступность, правильность
построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2) Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса,
тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи. Наблюдения
показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3) Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки,
возникающие при общении: смех, плач, вздохи, шепот и др.; раздельные звуки- это кашель; нулевые звуки- паузы, а также звуки назализации.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1) Кинестика изучает
внешние проявления
2) Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, отталкивание и тд.
3) Проксемика исследует расположения людей в пространстве при общении.
Следует различать 6 позиций или способов взаимоотношений
1) Передача: предложение,
сообщение, предоставление и
у кого что- либо есть, делится
имеющейся информацией с
2) Принятие: получение,
прием. При проявлении
3) Сокрытие: удержание информации, не предоставление ее для пользования другими.
4) Пассивность: выжидание, незаинтересованность, ни да ни нет, пропуск информации мимо ушей.
5) Агрессивность: конфронтация, указание на слабости и ошибки, критика, проверка, обвинение, осуждение.
6) Отклонение: разграничение сфер, оправдания, протест, несогласие и
т.д.
1.2. Вербальные средства общения
Общение является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. (20)
К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час. Его величество Общение правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправдана, так как общение - это столп, стержень, основа существования человека. (18)
В зависимости от намерений
коммуникантов (что-то сообщить, узнать,
выразить оценку, отношение, побудить
к чему-либо, договориться и т.д.)
возникают разнообразные
Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.
А еще язык - это зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей.
Язык - это и передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.
Язык - это и орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям …
Информация о работе Психологическая характеристика вербальных средств общения на производстве