Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:44, курсовая работа
Цель данной работы изучить психологические особенности вербальных средств общения на производстве.
Объект исследования: средства общения, используемые в производственном коллективе
Предмет исследования: вербальные средства общения на производстве.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме изучения вербальных средств общения ………………………………………………………………..6
1.1 Психологическое понятие средств общения………………………………6
1.2 Вербальные средства общения………………………………………………8
1.3 Процесс формирования и развития трудового коллектива………………10
1.4 Общение как средство сплочения коллектива…………………………… 13
1.5 Правила общения между коллегами………………………………………16
1.6 Трудности в общении……………………………………………………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование вербальных средств общения на производстве…………………………………………………………………….23
2.1. Организация эксперимента и методики диагностики……………………23
2.2. Анализ результатов диагностики коммуникативной социальной компетентности…………………………………………………………………30
2.3 Анализ результатов диагностики уровня общительности……………….32
2.4. Анализ результатов диагностики сплоченности коллектива…………..33
Заключение………………………………………………………………………36
Библиографический список
Приложение 2
Текст опросника (тест Ряховского)
Приложение 3
Опросник тест «Пульсар»
Баллы |
1. Подготовленность к деятельности |
12 11 10 |
Все члены нашего коллектива обладают глубокими профессиональными знаниями, способны с успехом применять их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый член коллектива имеет профессиональный авторитет. Коллектив добивается высоких показателей в труде |
9 8 7 |
Большинство членов коллектива имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применять свои знания на практике |
6 5 4 |
В нашем коллективе есть
и недостаточно квалифицированные
работники, которые своим самомнением
наносят ущерб |
3 2 1 |
Члены коллектива имеют низкую профессиональную подготовку. В большинстве вопросов это дилетанты, не умеющие грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свои обязанности. Коллектив часто срывает выполнение производственных заданий |
2. Направленность | |
12 11 10 |
Наш коллектив имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым как его собственная. Коллектив опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашем коллективе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие |
9 8 7 |
Перед нашим коллективом стоит общая задача. Каждый член коллектива старается удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В коллективе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения |
6 5 4 |
У каждого члена нашего
коллектива существуют свои индивидуальные
цели и ценности, которые совершенно
не зависят от официальной цели коллектива.
Каждый в своем поведении |
3 2 1 |
Наш коллектив существует только как официальная организация, цели которой не принимаются, часто входят в противоречие с целями отдельных членов коллектива. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессивность |
3. Организованность | |
12 11 10 |
Наш коллектив способен самостоятельно организовывать свою работу' и досуг. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам эффективнее организовывать свой труд. В коллективе есть авторитетные специалисты, способные взять на себя функции организаторов работы |
9 8 7 |
Наш коллектив часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это получается не всегда эффективно. Наш организатор (лидер, бригадир, руководитель) нечетко представляет себе план работы и возможности каждого |
6 5 4 |
При попытках коллектива организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь драгоценного времени. В коллективе нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора. В результате приходится вмешиваться вышестоящему начальнику |
3 2 1 |
Члены коллектива не могут договориться о том, как совместно организовать работу. Часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В коллективе преобладает соперничество, агрессия, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя организаторские функции. Даже вышестоящий начальник не в состоянии справиться с коллективом |
4. Активность | |
12 11 10 |
Все члены нашего коллектива - люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать что-то полезное для всех, активно участвуют в решении общих задач коллектива, сотрудничают и помогают друг другу |
9 8 7 |
Большинство членов нашего коллектива - люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Многие члены коллектива участвуют в общей работе, помогая друг другу |
6 5 4 |
Большинство членов коллектива пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально |
3 2 1 |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах. Практически все члены коллектива проявляют пассивность, инертность при решении общих задач. Они разбираются со своими проблемами отдельно, независимо друг от друга. В коллективе преобладают соперничество, конкуренция |
5. Сплоченность | |
12 11 10 |
В нашем коллективе существует
справедливое отношение ко всем его
членам, здесь всегда поддерживают
неопытных, выступают в их защиту.
Коллектив участливо и |
9 8 7 |
Большинство членов коллектива
стараются справедливо |
6 5 4 |
Члены коллектива проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. В кризисных ситуациях наш коллектив "раскисает", возникает растерянность, отчужденность |
3 2 1 |
Наш коллектив заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых". Здесь презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним могут проявить враждебность. В трудных случаях в коллективе возникают споры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы |
6. Интегративность | |
12 11 10 |
При необходимости выработать
важное решение, определяющее дальнейшую
деятельность коллектива, все члены
активно участвуют в процессе
выработки и принятия такого решения.
Внимательно выслушивается |
9 8 7 |
При необходимости выработать важное решение все члены коллектива стараются активно участвовать в процесс его выработки и принятия1. Учитывается мнение большинства членов коллектива. Решение принимается путем общего открытого голосования |
6 5 4 |
При необходимости выработать важное решение только узкий круг активистов участвует в процессе его принятия. Учитываются мнения и интересы нескольких человек, а не всех членов коллектива. Решение принимается без гласного обсуждения, на закрытом совещании |
3 2 1 |
В коллективе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно |
7. Референтность | |
12 11 10 |
Все члены нашего коллектива
доброжелательно настроены по отношению
друг к другу. В коллективе развиты
взаимопомощь, взаимное доверие и
взаимопонимание. Все его члены -
близкие друзья, глубоко симпатизирующие
друг другу. Достижения и неудачи
всего коллектива переживаются каждым
как свои собственные. Успехи или
неудачи отдельных членов коллектива
вызывают искреннее участие остальных.
Критика высказывается с |
9 8 7 |
В нашем коллективе есть
всякие люди - хорошие и плохие, очень
симпатичные и |
6 5 4 |
Большинство членов нашего коллектива - люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной необходимости работающие вместе. В коллективе относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные, настроение чаще всего подавленное |
3 2 1 |
Члены нашего коллектива -люди неприятные, враждебно настроенные друг к другу. В коллективе преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Успехи отдельных членов коллектива вызывают зависть, неудачи - злорадство. Люди неуютно чувствуют себя в коллективе |
Информация о работе Психологическая характеристика вербальных средств общения на производстве