Психологическая характеристика вербальных средств общения на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить психологические особенности вербальных средств общения на производстве.
Объект исследования: средства общения, используемые в производственном коллективе
Предмет исследования: вербальные средства общения на производстве.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме изучения вербальных средств общения ………………………………………………………………..6
1.1 Психологическое понятие средств общения………………………………6
1.2 Вербальные средства общения………………………………………………8
1.3 Процесс формирования и развития трудового коллектива………………10
1.4 Общение как средство сплочения коллектива…………………………… 13
1.5 Правила общения между коллегами………………………………………16
1.6 Трудности в общении……………………………………………………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование вербальных средств общения на производстве…………………………………………………………………….23
2.1. Организация эксперимента и методики диагностики……………………23
2.2. Анализ результатов диагностики коммуникативной социальной компетентности…………………………………………………………………30
2.3 Анализ результатов диагностики уровня общительности……………….32
2.4. Анализ результатов диагностики сплоченности коллектива…………..33
Заключение………………………………………………………………………36
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 96.89 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 2

Текст опросника  (тест Ряховского)

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

 

  

 

 

 

Приложение 3

Опросник тест «Пульсар»

Баллы

1. Подготовленность  к деятельности

12

11

10

Все члены нашего коллектива обладают глубокими профессиональными  знаниями, способны с успехом применять  их на практике, заинтересованы в повышении  своей квалификации. Каждый член коллектива имеет профессиональный авторитет. Коллектив добивается высоких показателей  в труде

9

8

7

Большинство членов коллектива имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применять  свои знания на практике 

6

5

4

В нашем коллективе есть и недостаточно квалифицированные  работники, которые своим самомнением  наносят ущерб профессиональному  авторитету коллектива

3

2

1

Члены коллектива имеют низкую профессиональную подготовку. В большинстве  вопросов это дилетанты, не умеющие  грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свои обязанности. Коллектив часто срывает  выполнение производственных заданий

 

2. Направленность 

12

11

10

Наш коллектив имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым как его собственная. Коллектив опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы  поведения, общие ценности. В нашем  коллективе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие

9

8

7

Перед нашим коллективом  стоит общая задача. Каждый член коллектива старается удовлетворить  свои интересы в рамках решения общей  групповой задачи. В коллективе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения

6

5

4

У каждого члена нашего коллектива существуют свои индивидуальные цели и ценности, которые совершенно не зависят от официальной цели коллектива. Каждый в своем поведении руководствуется  собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовать их с другими  членами коллектива

3

2

1

Наш коллектив существует только как официальная организация, цели которой не принимаются, часто  входят в противоречие с целями отдельных  членов коллектива. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические  цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессивность

 

3. Организованность

12

11

10

Наш коллектив способен самостоятельно организовывать свою работу' и досуг. Отношения строятся на принципах  сотрудничества, взаимной помощи и  доброжелательности. Мы всегда совместно  и дружно решаем, как нам эффективнее  организовывать свой труд. В коллективе есть авторитетные специалисты, способные  взять на себя функции организаторов  работы

9

8

7

Наш коллектив часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это получается не всегда эффективно. Наш организатор (лидер, бригадир, руководитель) нечетко представляет себе план работы и возможности каждого

6

5

4

При попытках коллектива организовать общую работу возникает много  споров, суеты, потерь драгоценного времени. В коллективе нет человека, который  мог бы взять на себя функцию организатора. В результате приходится вмешиваться  вышестоящему начальнику

3

2

1

Члены коллектива не могут  договориться о том, как совместно  организовать работу. Часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В коллективе преобладает  соперничество, агрессия, подавление личности. У нас нет человека, который  был бы способен взять на себя организаторские  функции. Даже вышестоящий начальник  не в состоянии справиться с коллективом

 

4. Активность

12

11

10

Все члены нашего коллектива - люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать  что-то полезное для всех, активно  участвуют в решении общих  задач коллектива, сотрудничают и  помогают друг другу

9

8

7

Большинство членов нашего коллектива - люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Многие члены  коллектива участвуют в общей  работе, помогая друг другу

6

5

4

Большинство членов коллектива пассивны, мало участвуют в общей  работе, не помогают друг другу, стараются  решать свои проблемы индивидуально

3

2

1

Коллектив невозможно поднять  на совместное дело, каждый думает только о своих интересах. Практически  все члены коллектива проявляют  пассивность, инертность при решении  общих задач. Они разбираются  со своими проблемами отдельно, независимо друг от друга. В коллективе преобладают  соперничество, конкуренция

 

5. Сплоченность

12

11

10

В нашем коллективе существует справедливое отношение ко всем его  членам, здесь всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Коллектив участливо и доброжелательно  относится к новичкам, помогает им адаптироваться в новых условиях. Все члены коллектива тесно сработались  друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментарием. При возникновении  трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу: "Один - за всех, все - за одного". В коллективе велико желание трудиться совместно

9

8

7

Большинство членов коллектива стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их, сориентироваться в новых условиях. В трудных случаях коллектив  временно объединяется, чувствуется  эмоциональная поддержка друг друга

6

5

4

Члены коллектива проявляют  друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам  себе и решает свои проблемы самостоятельно. В кризисных ситуациях наш  коллектив "раскисает", возникает  растерянность, отчужденность

3

2

1

Наш коллектив заметно  разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых". Здесь презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко  высмеивают их. Новички чувствуют  себя лишними, чужими,   к ним могут проявить враждебность. В трудных случаях в коллективе возникают споры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы

 

6. Интегративность

12

11

10

При необходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность коллектива, все члены  активно участвуют в процессе выработки и принятия такого решения. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его  интересы. В результате вырабатывается согласованное решение

9

8

7

При необходимости выработать важное решение все члены коллектива стараются активно участвовать  в процесс его выработки и  принятия1. Учитывается мнение большинства  членов коллектива. Решение принимается  путем общего открытого голосования

6

5

4

При необходимости выработать важное решение только узкий круг активистов участвует в процессе его принятия. Учитываются мнения и интересы нескольких человек, а  не всех членов коллектива. Решение  принимается без гласного обсуждения, на закрытом совещании

3

2

1

В коллективе каждый считает  свою точку зрения главной и нетерпим к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно

 

7. Референтность

12

11

10

Все члены нашего коллектива доброжелательно настроены по отношению  друг к другу. В коллективе развиты  взаимопомощь, взаимное доверие и  взаимопонимание. Все его члены - близкие друзья, глубоко симпатизирующие  друг другу. Достижения и неудачи  всего коллектива переживаются каждым как свои собственные. Успехи или  неудачи отдельных членов коллектива вызывают искреннее участие остальных. Критика высказывается с добрыми  побуждениями. В коллективе преобладает  бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм в настроении. Каждый испытывает чувство гордости за наш коллектив

9

8

7

В нашем коллективе есть всякие люди - хорошие и плохие, очень  симпатичные и малопривлекательные. Достижения и неудачи всего коллектива искренне переживаются всеми. В коллективе у всех хорошее, ровное настроение

6

5

4

Большинство членов нашего коллектива - люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной необходимости работающие вместе. В  коллективе относятся друг к другу  критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные, настроение чаще всего подавленное

3

2

1

Члены нашего коллектива -люди неприятные, враждебно настроенные  друг к другу. В коллективе преобладает  настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят  характер явных или скрытых выпадов. Успехи отдельных членов коллектива вызывают зависть, неудачи - злорадство. Люди неуютно чувствуют себя в  коллективе


 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологическая характеристика вербальных средств общения на производстве