Психологическая характеристика вербальных средств общения на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить психологические особенности вербальных средств общения на производстве.
Объект исследования: средства общения, используемые в производственном коллективе
Предмет исследования: вербальные средства общения на производстве.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме изучения вербальных средств общения ………………………………………………………………..6
1.1 Психологическое понятие средств общения………………………………6
1.2 Вербальные средства общения………………………………………………8
1.3 Процесс формирования и развития трудового коллектива………………10
1.4 Общение как средство сплочения коллектива…………………………… 13
1.5 Правила общения между коллегами………………………………………16
1.6 Трудности в общении……………………………………………………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование вербальных средств общения на производстве…………………………………………………………………….23
2.1. Организация эксперимента и методики диагностики……………………23
2.2. Анализ результатов диагностики коммуникативной социальной компетентности…………………………………………………………………30
2.3 Анализ результатов диагностики уровня общительности……………….32
2.4. Анализ результатов диагностики сплоченности коллектива…………..33
Заключение………………………………………………………………………36
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 96.89 Кб (Скачать файл)

А теперь, пожалуйста, приступайте  к работе. Свои ответы в буквенной  форме необходимо проставлять либо в опросном листе рядом с номером  вопроса, либо в специальном бланке.

Полученные таким образом  баллы суммируются по каждому  фактору.

По факторам А, В, С, Д, К, М, Н, Л максимальное число баллов 20.

По фактору П – 40 баллов (сложить 5 и 9 строки).

Количество баллов от 16 до 20 (по факторам А, В, С, Д, К, М, Н) является высокой оценкой по данному фактору, значит, соответствующее качество личности явно выражено (например, общительность  по фактору А).

Количество баллов 13, 14, 15 говорит об определенном преобладании качества, соответствующего высокой  оценке (например, общительности над  замкнутостью).

Количество баллов 5, 6, 7 свидетельствует  о преобладании качества, соответствующего низкой оценке (например, замкнутости  над общительностью).

Количество баллов 8-12 означает примерное равновесие между двумя  противоположными личностными качествами (например, в меру открыт, в меру замкнут).

Если опрашиваемый набрал 12 и более баллов по шкале Л, то результаты опроса необходимо признать недостоверными.

Если опрашиваемый набрал более 20 (из 40) баллов по шкале П (склонность к асоциальному поведению), то это  свидетельствует об определенных личностных проблемах в какой-либо сфере  жизни: в семье, в отношениях с  друзьями, на работе, в отношениях с  окружающими). В этом случае необходимо провести дополнительное собеседование, чтобы выявить, насколько серьезны возникшие проблемы.

Фактор А

  • Высокая оценка +А – открытый, легкий, общительный.
  • Низкая оценка –А – необщительный, замкнутый.

Фактор В

  • Высокая оценка +В – с развитым логическим мышлением, сообразительный.
  • Низкая оценка –В – невнимательный или со слаборазвитым логическим мышлением.

Фактор С

  • Высокая оценка +С – эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный.
  • Низкая оценка –С – эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам.

Фактор Д

  • Высокая оценка +Д – жизнерадостный, беспечный, веселый.
  • Низкая оценка –Д – трезвый, молчаливый, серьезный.

Фактор К

  • Высокая оценка +К – чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышлением.
  • Низкая оценка –К – полагающийся на себя, реалистичный, рациональный.

Фактор М

  • Высокая оценка +М – предпочитающий собственные решения, независимый, ориентированный на себя.
  • Низкая оценка –М – зависимый от группы, компанейский, следует за общественным мнением.

Фактор Н

  • Высокая оценка +Н – контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам.
  • Низкая оценка –Н – импульсивный, неорганизованный.

Кроме того, данный опросник позволяет выявить склонность к  асоциальному поведению (фактор П), что  может характеризоваться пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным  и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям.

Включена в опросник и  шкала правдивости (фактор Л), которая  позволяет судить о достоверности  полученных результатов.

Оценка уровня общительности (Тест Ряховского)

Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя  три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет».

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

Оценка ответов:

«да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет»  – 0 очков.

Полученные очки суммируются.

30-32 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуюте неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

Тест «Пульсар»

Данная методика предназначена  для оценки уровня развития группы на основе анализа ее социально-психологических  состояний и для прогнозирования  успешности ее деятельности. По результатам опроса каждого члена группы можно судить о степени ее зрелости, которая базируется на основных ее состояниях:

-  подготовленность к деятельности - это состояние, которое характеризует степень готовности членов группы к решению поставленной задачи;

-  направленность - это состояние, характеризующееся четким, согласованным осознанием членами группы  ее  целей,  интересов,  норм,  способов  и  средств деятельности, а также критериев оценки результатов;

-  организованность - это состояние, которое характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе, наличием формальной и неформальной структуры;

-  активность - это состояние, характеризующее способность группы совершать общественно значимую деятельность   и   выражающее   степень   реализации физического и интеллектуального потенциала ее членов;

- сплоченность - это состояние, характеризующееся устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы;

-  интегративность - это состояние группы, которое характеризуется согласованностью внутригрупповых процессов;

-  референтность - это такое состояние группы, при котором членство в ней представляется людям наиболее ценным и значимым.

Инструкция. Просим вас оценить социально-психологическое состояние коллектива, в котором вы работаете. В опроснике представлены название состояния и его содержательная характеристика. В бланке для ответов поставьте тот балл (от 12 до 1), который, по вашему мнению, соответствует развитию данного состояния в вашем коллективе.

Инструкция: Просим вас оценить  социально-психологическое состояние  коллектива, в  котором вы работаете. В опроснике представлены название состояния и его содержательная характеристика. В бланке ответов  поставьте тот балл (от 12 до 1), который  во вашему мнению, соответствует развитию данного состояния в вашем  коллективе.

Ответы всех членов группы по каждому  групповому состоянию суммируются, и подсчитывается средняя оценка уровня развития группы. В зависимости  от полученной средней оценки можно  дать содержательное описание изучаемой  группы, определить уровень ее развития и зрелости. 
О зрелой, сложившейся, сплоченной, работоспособной и надежной группе можно говорить в том случае, если средняя оценка лежит в пределах от 10 до 12 баллов. Группа является достаточно зрелой, развитой, способной выполнять трудовые задания, если средняя оценка 7-9 баллов. Группа недостаточно зрелая и развитая, не всегда способна эффективно справиться с поставленными задачами, если средняя оценка лежит в пределах от 4 до 6 баллов. Группа характеризуется как незрелая, неразвитая, не способная справиться с поставленными задачами, если средняя оценка составляет 1-3 балла.

 

2.2 Анализ результатов  диагностики коммуникативной социальной компетентности.

Данная методика проводилась индивидуально  с каждым членом коллектива.

Полученные результаты представлены в сводной таблице приложения 4.

Среднегрупповые значения по основным факторам распределились следующим  образом (см. таблицу 1).

Таблица 1

Среднегрупповые значения по основным факторам коммуникативной  компетентности.

 

ложь

Общитель

ность

Реалистич

ность

Рациона

лизм

поведение

Конформ

ность

Самокон

троль

Логическое мышление

эмоциональ

ность

Коллектив центрального офиса

3,5

13,5

14,8

11,5

21,1

9,5

15,2

13,3

12,1

Коллектив транспортной базы

3,8

14,9

12,1

10,6

18,6

13,1

13,1

10

15,3


 

В целом как видно из таблицы результаты значений в обоих коллективах находятся в пределах критической нормы. Однако имеются различия по некоторым факторам. В коллективе транспортной базы показатели по уровню общительности и эмоциональности выше, чем в коллективе центрального офиса. Мы предполагаем, что в коллективе транспортной базы предпочтительно более неформальное общение, в офисе общение ограничено рамками корпоративной культуры и нормами поведения которые в офисе соблюдаются более строго.

По уровню комформности показатели коллектива транспортной базы тоже выше, чем в офисе. Мы предполагаем, что  это связано с тем, что в  данном коллективе чаще приходится исполнять распоряжения и приказы руководства, тогда как в офисе сотрудникам приходится отстаивать свою точку зрения, при решении производственных задач.

По остальным показателям коллектив  центрального офиса имеет более  высокие значения. Мы предполагаем, что это связано с тем, что  сотрудникам офиса приходится организовывать не только свою работу, но и работу подчиненного им звена, а также проводить контроль выполнения данной работы. Поэтому  реалистичность, логическое мышление, рационализм у сотрудников офиса  выше, чем в коллективе транспортной базы.

Информация о работе Психологическая характеристика вербальных средств общения на производстве