Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:44, курсовая работа
Цель данной работы изучить психологические особенности вербальных средств общения на производстве.
Объект исследования: средства общения, используемые в производственном коллективе
Предмет исследования: вербальные средства общения на производстве.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме изучения вербальных средств общения ………………………………………………………………..6
1.1 Психологическое понятие средств общения………………………………6
1.2 Вербальные средства общения………………………………………………8
1.3 Процесс формирования и развития трудового коллектива………………10
1.4 Общение как средство сплочения коллектива…………………………… 13
1.5 Правила общения между коллегами………………………………………16
1.6 Трудности в общении……………………………………………………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование вербальных средств общения на производстве…………………………………………………………………….23
2.1. Организация эксперимента и методики диагностики……………………23
2.2. Анализ результатов диагностики коммуникативной социальной компетентности…………………………………………………………………30
2.3 Анализ результатов диагностики уровня общительности……………….32
2.4. Анализ результатов диагностики сплоченности коллектива…………..33
Заключение………………………………………………………………………36
Библиографический список
Ниже приводятся некоторые стандартные правила общения коллег в организации:
• Правило превалирования дела над симпатиями и антипатиями. Основано на необходимости развития организации как гарантии для удовлетворения потребностей ее членов.
• Правило объективности. Общение не должно сводиться к навязыванию своей точки зрения и игнорированию любого с ней несоответствия.
• Правило обсуждения вопросов и проблем. Обсуждаемый вопрос в одинаковой степени важен для всех коллег, участвующих в обсуждении. Для этого необходимо обеспечить общий уровень осведомленности о вопросе.
• Правило принятия решений.
Решения принимаются на основе фактов
и объективной информации коллегиально,
за исключением ситуаций, требующих
единоличных решений
• Правило речевого и поведенческого этикета. Работники не должны задевать честь и достоинство своих коллег как внутри организации, так и вне организации.
• Правило просьбы, приказа
и поручения. Приказ является формой
побуждения к действию, не требующей
от исполнителя проявления инициативы,
творчества и наиболее оправдан в
экстремальных условиях. В других
случаях используется просьба, за исключением
выполнения обычных служебных
• Правило взаимопомощи и взаимоподдержки. Коллеги оказывают помощь членам трудового коллектива, что укрепляет личные связи внутри организации и дает уверенность в защищенности.
Закреплению сложившихся между коллегами правил общения способствует разработка корпоративного этического кодекса. В последние годы все больше компаний создают такие документы. Этический кодекс является более высоким уровнем развития внутренней культуры организации, в которой правила общения принимаются и поддерживаются всеми работниками, и закрепляются в форме документа. Этот документ содержит кроме нормативной части с ее стандартами рабочего поведения еще и идеологическую часть. Идеологическая часть обычно включает в себя понятия миссии, цели и ценностей организации. (15)
Вместе с тем, любой коллектив формируется из отдельных людей, имеющих разный жизненный опыт, разное мировоззрение и разный уровень профессиональных знаний и умений. Эти особенности членов коллектива влияют на взаимоотношения в трудовом коллективе, на возникающие проблемы и пути их решения. Отдельным полюсом влияния, определяющим основные принципы взаимодействия и решающим проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе, является его руководитель.
В процессе общения между членами коллектива особо заметно проявляется регулятивная функция общения, как воздействия коллектива на поведение, активность, систему ценностей членов коллектива с целью своеобразной стандартизации. Именно поэтому члены коллектива, выделяющиеся из общих стандартов, имеют проблемы во взаимоотношениях с другими членами коллектива. (19)
1.6. Трудности в общении
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность различных связей между людьми. (28)
Общительный человек совсем не обязательно должен быть приятным собеседником, и наоборот, человек не очень общительный, но умеющий хорошо слушать, вовремя поддержать беседу парой нужных слов может быть более приятным собеседником, чем общительный, но не умеющий слушать окружающих.
В целом барьеры общения можно
подразделить на барьеры эстетические,
моральные, эмоциональные. Барьеры
в общении связаны с
«Барьер" общения (преграда) - психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.
Адекватность восприятия
информации во многом зависит от наличия
или отсутствия в процессе общения
коммуникативных барьеров. В случае
возникновения барьера
Коммуникативные барьеры общения
Информационно-дефицитный барьер – искажение, неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль.
Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение. Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Также этот барьер называют «барьер отражения».
Большая возможность искажения связана с эмоциями - эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.
Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного различия. Это когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.
Существует также семантический барьер непонимания – это проблема жаргонов и слэнгов.
Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения.
Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства.
Психологические барьеры общения
Причиной психологического
барьера могут служить
Психологические барьеры
в общении возникают незаметно
и субъективно, нередко они не
ощущаются самим человеком, но незамедлительно
воспринимаются окружающими. Человек
перестает ощущать
Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей.
Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению.
Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам.
Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним.
Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко.
Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить непосредственно во взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер?
Барьер «возраста» - типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений.
Выводы: Руководители организации, имеющей высокие показатели, стараются всегда держать сотрудников в курсе дела. Они активно делятся как хорошими, так и плохими новостями. Это сводит к минимуму количество слухов, которые препятствуют продуктивному общению, и способствует созданию атмосферы доверия. Звучит это просто, но на самом деле выполнение данного правила является только первым шагом. Опыт показывает, что менеджеры, поставившие эффективное общение на первое место в списке своих приоритетов, добиваются прозрачности отношений в организации и улучшения производительности.
Корпоративная культура, или укоренившиеся принципы либо ценности организации, несет в себе элементы регулирования поведения и может как поддерживать, так и, согласно опыту некоторых компаний, сводить на нет эффективное общение.
Организационная структура определяет
распределение ролей и
Глава 2. Эмпирическое исследование вербальных средств общения на производстве.
2.1 Организация эксперимента и методики исследования.
Данная практическая работа проводилась на базе общества с ограниченной ответственностью ООО «ТрансСфера».
Данная организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги как на территории области так и за пределами Самарской области. Организация состоит из центрального офиса и транспортной базы.
В исследовании принимали участие сотрудники центрального офиса: менеджеры, секретарь, маркетологи. И коллектив транспортной базы: водители, слесаря, грузчики. Всего в исследовании приняло участие 36 человек из них 14 человек из центрального офиса и 22 человека с транспортной базы.
Возраст тестируемых колеблется от 23 до 42 лет, среди них респондентов от 23 – 33 – 19 человек (52,8 %), а в возрасте от 34 до 42 лет – 17 человек (47,2%).
Среди тестируемых мужчин 30 человек (83,3%), а женщин – 6 человек (16,7%).
По образованию респонденты
делятся на следующие группы:
участники со средним
По семейному составу
респонденты разделились
В целом большинство участников
тестирования приняло предложение
принять участие в
Для проведения данной исследовательской
работы мы выбрали три методики позволяющие
оценить уровень общительности,
уровень коммуникативной и
Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)
Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности.
Опросник включает в себя
100 утверждений, расположенных в
циклическом порядке, с тем чтобы
обеспечить удобство отсчета при
помощи трафарета. Для каждого вопроса
предусмотрены три
Инструкция к тесту: Вам предлагается ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а, б, в). Отвечать нужно следующим образом:
Помните следующие правила:
Информация о работе Психологическая характеристика вербальных средств общения на производстве