Психологическая харрактеристика педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является педагогическая деятельность.
Предметом исследования является педагогические способности, их структура и содержание .
Цель курсовой работы – выявить психологическую характеристику педагогической деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1: Педагогическая деятельность……………………………………………5
Понятие педагогической деятельности………………………………………..5
Сущность педагогической деятельности……………………………………..7
Глава 2: Профессионально важные качества педагога…………………………11
2.1 Общее определение профессиональных качеств педагога………………....11
2.2 Анализ личности педагога……………………………………………………13
Глава 3: Специальные педагогические способности, их определение и структура………………………………………………………………………………....18
3.1 Определение педагогических способностей………………………………...18
3.2 Структура педагогических способностей…………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………..26
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………30
Приложение 1……………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Психологическая Харрактеристика педагогической деятельности.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Стр.

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава 1: Педагогическая деятельность……………………………………………5

    1. Понятие педагогической деятельности………………………………………..5
    2. Сущность педагогической деятельности……………………………………..7

Глава 2: Профессионально важные качества педагога…………………………11

2.1 Общее определение профессиональных  качеств педагога………………....11

2.2 Анализ личности педагога……………………………………………………13

Глава 3: Специальные педагогические способности, их определение и структура………………………………………………………………………………....18

3.1 Определение педагогических  способностей………………………………...18

3.2 Структура педагогических способностей…………………………………...21

Заключение………………………………………………………………………..26

Глоссарий………………………………………………………………………….28

Список использованных источников……………………………………………30

Приложение 1……………………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальностью темы данной курсовой работы является сущность и  структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное.

Способности (как и человека в целом) изучают различные науки — философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес и др.

Среди многих профессий  профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто  завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Профессия учителя требует  всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми и далеко не каждый может стать учителем. Именно психология рассматривает педагогические способности, помогает человеку определиться с выбором профессии педагога.

Под понятием «педагог»  нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью  провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и д.т.

Профессия педагога –  специфический вид трудовой деятельности в системе отношений “человек – человек”, направленный на развитие обучающегося средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности. (22С.147).

Под “способами педагогического  воздействия” понимаются прежде всего  выработанные в процессе всего исторического  развития общества способы воспитания и развития личности ребенка и взрослого с учетом накопленного знания возрастных, социокультурных, этнических и других особенностей. Также к способам педагогического воздействия относятся разработанные с учетом возрастных особенностей и специфики изучаемого предмета дидактические и методические приемы, позволяющие достичь конечного результата обучения – усвоения определенных знаний.

Особенность труда педагога состоит, прежде всего в том, что  объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Специфика труда учителя выражается в постоянном общении с детьми, имеющими миропонимание, отличающееся от взрослого. Педагогический труд – это постоянное взаимодействие между человеком, овладевшим культурно-историческим опытом (учитель), и человеком, овладевающим им (ученик). В педагогической деятельности специфичен предмет труда – человек с неповторимостью его индивидуальных качеств. Наконец, в педагогической деятельности специфичны и средства труда, которыми учитель воздействует на ученика. Инструментом воздействия на ученика является личность учителя – его знания, умения, чувства, воля. Еще одной особенностью педагогической деятельности является результат труда – человек, овладевший общественной культурой. Помимо объекта, предмета, средств и результата труда педагогическая профессия имеет свои отличительные признаки:

    • По содержанию: профессиональная деятельность педагога представляет собой преобразовательную деятельность, направленную на изменение учебного плана, методов обучения, методики преподавания, уровня знаний учащихся, их тезауруса, а также многих сторон личности самого педагога;
    • По форме: деятельность педагога – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение;
    • По структуре: педагогическая деятельность является ценностно-ориентационной деятельностью, направленной на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся.

Объектом исследования является педагогическая деятельность.

 

Предметом исследования  является педагогические способности, их структура и содержание .

 

Цель курсовой работы – выявить психологическую характеристику педагогической деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическою литературу по заявленной проблеме.

2. Теоретический анализ источников.

3. Разобрать сущность педагогической деятельности;

4. Выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;

5. Психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.  

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Педагогическая деятельность.

1.1 Понятие педагогической  деятельности.

В мире существует множество  профессий, и все они отличаются друг от друга той деятельностью, которую осуществляют.

Итак, педагогическая деятельность (далее – ПД) – особый вид общественно  полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

ПД есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания детей.

Цель этого вмешательства  – преобразование человеческой природы  в «развитую специфическую рабочую  силу» (К. Маркс), подготовка члена общества.

ПД опирается на научную  педагогическую теорию, которая занимается изучением:

  • законов воспитания;
  • воспитательного влияния жизненных условий;
  • их требований к человеку.

Тем самым научная  педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать глубоко осознанной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.

Своим происхождением учительская  профессия обязана обособлению  образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного  разделения труда сформировался  специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры. Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. К.Д. Ушинский рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, - одно из величайших дел в истории. Если учитель, полагал Л.Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один учитель, не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся. Огромное внимание изучению особенностей педагогической деятельности уделял и Л.С. Выготский.

Климовым Е.А. (Климов Е.А., 1996) была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий "человек – человек.

  • В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:
    • организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
    • коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
    • перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);
    • экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
    • профессиональная работоспособность;
    • физическое и психическое здоровье.
  • В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем. Среди важнейших из них можно выделить следующие:
    • Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.
    • Проблема профессионализма учителя.
    • Проблема психологической подготовки учителя.
    • Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.
    • Проблема повышения квалификации учителей и др.

1.2 Сущность  педагогической деятельности

Как и любой вид  деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:

    1. Мотивация;
    2. Педагогические цели и задачи;
    3. Предмет педагогической деятельности;
    4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач;
    5. Продукт и результат педагогической деятельности. 1

Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также  и педагогическая деятельность имеет  свой.

Предметом педагогической деятельности является организация  учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

    • научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
    • "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
    • вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.
    • Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупностиаксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.

1. В целеполагающую  группу входят следующие функции:

    • ориентационная;
    • развивающая;
    • мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
    • информационная.

Эта группа функций соотносится  с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

2. В организационно-структурную  группу входят следующие функции:

    • конструктивная;
    • организаторская;
    • коммуникативная;
    • гностическая.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

    • содержания и способов воздействия на других людей;
    • возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
    • особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. 2

Информация о работе Психологическая харрактеристика педагогической деятельности